Разработка урока на тему: "Сумма углов треугольника" (7 класс)
методическая разработка по математике (7 класс)
Задачи урока:
- Повторение типов углов, классификации треугольников по сторонам и углам
- Развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
- Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_k_uchitelyu_goda.docx | 680.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Тема урока: Сумма углов треугольника
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: изучить теорему о сумме углов треугольника
Задачи урока:
- Повторение типов углов, классификации треугольников по сторонам и углам
- Развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
- Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности
План урока:
I. Организационный момент.
Дидактическая задача этапа | Время | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Форма работы | Оборудование |
Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке | 2 минуты | Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока | Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку | Фронтальная | Доска, мел, плазменный экран |
II. Актуализация ЗУН
Дидактическая задача этапа | Время | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Форма работы | Оборудование |
Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов | 7-10 минут | Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию | Умение определять и ставить триединые дидактические цели урока; владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели | Фронтальная, групповая | Компьютер, проектор, доска, мел |
III. Изучение нового материала
Дидактическая задача этапа | Время | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Форма работы | Оборудование |
Формирование у учащихся новых знаний, умений навыков. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися; на основе знаний выработать умения | 7-10 минут | Организация самостоятельной работы учащихся; восприятия учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация | Опора на жизненный опыт учащихся; индивидуальный подход по дозе помощи; организация учащихся на оперирование успеваемым содержанием | Фронтальная, индивидуальная | Доска, мел |
IV. Закрепление пройденного материала.
Дидактическая задача этапа | Время | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Форма работы | Оборудование |
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Установить осознанность усвоения учащимися нового материала; усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами | 15 минут | Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний | Использование системы заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; выявление пробелов в знаниях и успехов учащихся в ходе проверки | Групповая, индивидуальная | Доска, мел, листы с заданиями, таблицы с заданиями |
V. Подведение итогов.
Дидактическая задача этапа | Время | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Форма работы | Оборудование |
Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках | 2 минуты | Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления | Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности | фронтальная |
Ход урока
- Начало урока. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята! -Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если же у нескольких человек есть по одной идее, и они обменяются ими, то… (у каждого будет уже по несколько идей).Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке каждый из нас обогатится новыми идеями и знаниями.
В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы на века.
Знакомьтесь, я – треугольник!
Со мной хлопот не оберется школьник. Про треугольник придумали люди
Множество теорем.
Мы понемножку учить их будем . И выучим…без проблем!
Треугольник в геометрии играет особую роль. Без преувеличения можно сказать, что вся или почти вся геометрия строится на треугольнике. За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили треугольник, что иногда говорят о геометрии треугольника как о самостоятельном разделе геометрии.
- Давайте вспомним, что изучает наука геометрия?
(Геометрия- наука о свойствах геометрических фигур)
Подобрать стих
- Как вы считаете почему именно с треугольника мы начали изучение геометрии (Треугольник – самая простая замкнутая фигура, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни (строительстве и земледелии).
Вспомните, что важного о треугольнике мы уже знаем? (Признаки равенства треугольников, виды треугольников, новые элементы треугольников- биссектриса, медиана и высота).
Итак, что же такое треугольник? (треугольник - это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.)
Какие треугольники называются равнобедренными?
Какие треугольники называются равносторонними?
Какие треугольники называются разносторонними?
б) Устная работа. Математическая переменка
- И сразу объявляю математическую переменку. Проверьте мои утверждения:
- Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки.
- Любой треугольник имеет три угла.
- Любой треугольник имеет три вершины.
(Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)
Запомните словесно-логическую цепочку.
- Треугольник – вершины – стороны
- Задача:
- Сколько треугольников вы увидели?
- (9;10;11)
- Приведите примеры знакомых вам предметов, которые имеют форму треугольника.
(У домов треугольные крыши, шапки бывают треугольные, грани у пирамиды имеют треугольную форму, …)
- Треугольная крыша дома
- Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Женские платки, прежде чем накинуть на голову, складывают пополам. Треуголка – форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков (устар.)
- Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму.
Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт. - Учитель: Согните из листов бумаги солдатский треугольник, рассмотрите полученный треугольник. Сравните Ваш треугольник с треугольником Вашего соседа. Сделайте вывод. (Они равны). Почему? (Совпали при наложении, их стороны и углы равны)
III. Изучение нового материала
- Практическая работа (вход в тему урока, подготовка к восприятию нового материала)
Учитель. Ответьте на вопрос: С помощью какого инструмента можно измерить углы треугольника? Проверьте свою готовность к уроку, у всех есть транспортир, карандаш, линейка?
Работа в группах
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы с практической работой. Возьмите их, с помощью транспортира измерьте углы треугольников и запишите результаты в таблицы.
Обучающиеся выполняют задание, после выполнения которого дети произносят, что у них получилось.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1.
На рисунке изображены 2 треугольника
- С помощью транспортира измерьте углы каждого из треугольников. Результаты измерения занесите в таблицу.
- Найдите сумму углов ∠1 + ∠2 + ∠3 каждого из треугольников. Результаты занесите в таблицу.
треугольник | ∠1 | ∠2 | ∠3 | ∠1 + ∠2 + ∠3 |
Учитель. Найдите сумму углов ваших треугольников и запишите результаты в таблицы. Чему она равна? Что заметили? (все суммы близки к 180º.) Посмотрите ребята! Треугольники были взяты произвольные, углы в треугольниках различные, а результаты у всех получились одинаковыми.
Чем объясняется небольшое различие? Тем ли что нет никакой закономерности, или тем, что закономерность есть, но нашими инструментами мы не можем установить её с достаточной точностью?
Учитель. Какой же вывод мы можем сделать после данной практической работы?
Обучающиеся делают вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Формулировка и доказательство теоремы
Физкультминутка.
IV. Закрепление пройденного материала.
(Контрольные вопросы на раздаточных листах лежат на партах. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.)
1) Существует ли треугольник с углами:
а) 30о , 60о , 90о;
б) 46о , 160о , 4о;
в) 75о , 90о , 25о?( Обоснуйте)
2) Может ли в треугольнике быть:
а) два тупых угла;
б) тупой и прямой углы? (обоснуйте ответ)_
3) Определите вид треугольника, если один угол 40о, другой 100о.
4) В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике?
5) Измерить углы можно у любого треугольника? (приведите примеры)
Ответ на вопрос №5: нет. Например, существует Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы.
Один из самых загадочных и интересных треугольников “Бермудский треугольник”. Еще это место называют аномальной зоной.
На самом деле это место, которое традиционно считается самым ужасным, самым жутким местом планеты. Здесь бесследно исчезало множество кораблей и самолетов - большинство из них после 1945 года. Здесь погибло более тысячи человек. Однако при поисках не удалось обнаружить ни одного трупа или обломка.
.
Хотя существование инопланетян до сих пор не доказано, некоторые приписывают именно им все происходящее в районе Бермудского треугольника. В 2009 году в ночном небе над этой зоной появились неизвестные огни, которые даже сформировали нечто похожее на водоворот.
Так же пропажу кораблей и самолетов приписывают морскому чудовищу и дыре в магнитном поле Земли.
Бермудский треугольник не имеет четких границ, нельзя найти на карте его точное обозначение. Разные ученые определяют его местоположение на свое усмотрение. Самое распространенное его определение - это область в Атлантическом океане между Бермудами, Пуэрто-Рико и Майами. Общая площадь - 1 млн. квадратных километров. Однако название этой области тоже условное, поэтому название “Бермудский треугольник” не является географическим
В свою очередь, каждая пентаграмма делится на треугольники большие и треугольники помельче. Таким образом, поверхность Земли предстает в виде в пересечении вершин треугольников, в которых образуются “энергетические узлы”. Эта идея разработана русскими исследователями Н. Гончаровым, В. Морозовым. В пересечении вершин треугольников образуются особенно богатые запасы полезных ископаемых, в некоторых “узлах” порой исчезают материальные предметы.
Вам желаю никогда не попадать в «Бермудский треугольник непонимания»!
- У этой теоремы существует несколько красивых доказательств.
Доказательством этой теоремы занимались древнегреческие учёные Пифагор, Евклид, Прокл. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания провести ещё исследование по поиску и изучению различных доказательств этой теоремы, и оформить их в виде проектов, презентаций, а можно и просто записать доказательства в рабочую тетрадь. Пусть каждый сам выберет свой уровень. Главное вы получите это знание сами. Я думаю, что на следующем уроке будет очень интересно рассмотреть эти доказательства и оценить их.
Рефлексия
Спасибо всем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.( Учащиеся высказывают свое мнение о проведенном уроке и прикрепляют смайлики к доске)
Посмотрите – этот кот
В треугольнике живёт.
Кот учёный, он расскажет,
Что он видит, и покажет:
«Катет – это сторона
Вроде карапуза,
Та, которая длинна,
Та – гипотенуза.
Между катетами – угол,
Он прямой, чтоб я мяукал:
«Мяу! Мяу! Угол прям.
Никому его не дам:
Хорошо в углу сидеть
И на катеты глядеть.
А гипотенуза
Мне, коту, – обуза:
Смотрит прямо мне в глаза
И бодает, как коза».
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Вписанные и центральные углы" 8 класс
Данная разработка включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, самостоятельную работу, тест....
Разработка урока по теме: "Сумма углов треугольника"
Разработка урока по теме: "Сумма углов треугольника"...
Методическая разработка урока по теме: "Сумма углов треугольника"
Доказательство теоремы. Решение задач на применение нового материала...
Разработка урока по теме "Сумма углов треугольника"
Разработка урока в 7 классе по теме "Сумма улов треугольника"...
Разработка урока по теме "Сумма углов треугольника"
Предмет: геометрияКласс: 7 Учебник: Учебник Геометрия 7-9 кл, учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2008г.Тема урока:...
Урок геометрии 7 класс на тему: "Сумма внутренних углов треугольника"
Данный материал содежит подробный конспект урока, сопровождающий презентацией.В данном конспекте урока учащиеся изучат теорему о сумме внутренних углов треугольника. А также в данном конспекте о...
Методическая разработка урока по теме "Сумма и разность кубов"
Данная тема не является обязательной при изучении алгебры 7 класса на базовом уровне. Формулы достаточно сложно даются учащимся. Сочетание наглядности, групповой работы и самостоятельное открытие этих...