Разработка урока на тему: "Сумма углов треугольника" (7 класс)
методическая разработка по математике (7 класс)

Данилко Ольга Григорьевна

Задачи урока:

  • Повторение типов углов, классификации треугольников по сторонам и углам
  • Развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
  • Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_k_uchitelyu_goda.docx680.75 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:   7

Тема урока:   Сумма углов треугольника

Тип урока:  изучение нового материала

Цель урока:  изучить теорему о сумме углов треугольника

 Задачи урока:

  • Повторение типов углов, классификации треугольников по сторонам и углам
  • Развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
  • Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности

План урока:

I. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

2 минуты

Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока

Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку

Фронтальная

Доска, мел, плазменный экран

II. Актуализация ЗУН

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов

7-10 минут

Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию

Умение определять и ставить триединые дидактические цели урока; владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели

Фронтальная, групповая

Компьютер, проектор, доска, мел

III. Изучение нового  материала

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Формирование у учащихся новых знаний, умений навыков. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися; на основе знаний выработать умения

7-10  минут

Организация самостоятельной работы учащихся; восприятия учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация

Опора на жизненный опыт учащихся; индивидуальный подход по дозе помощи; организация учащихся на оперирование успеваемым содержанием

Фронтальная, индивидуальная

Доска, мел

 IV. Закрепление пройденного материала.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Установить осознанность усвоения учащимися нового материала; усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами

15 минут

Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний

Использование системы заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; выявление пробелов в знаниях и успехов учащихся в ходе проверки

Групповая, индивидуальная

Доска, мел, листы с заданиями, таблицы с заданиями

V. Подведение итогов.

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Форма работы

Оборудование

Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках

2 минуты

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности

фронтальная

Ход урока

  1. Начало урока. Организационный момент.

Учитель.  Здравствуйте ребята! -Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если же у нескольких человек есть по одной идее, и они обменяются ими, то… (у каждого будет уже по несколько идей).Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке каждый из нас обогатится новыми идеями и знаниями.

В старших классах каждый школьник

Изучает треугольник.

Три каких-то уголка,

А работы на века.

 Знакомьтесь, я – треугольник!
Со мной хлопот не оберется школьник. Про треугольник придумали люди
Множество теорем.
Мы понемножку учить их будем
 . И выучим…без проблем!

  Треугольник в геометрии играет особую роль. Без преувеличения можно сказать, что вся или почти вся геометрия строится на треугольнике. За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили треугольникчто иногда говорят о геометрии треугольника как о самостоятельном разделе геометрии.

- Давайте  вспомним, что изучает наука геометрия?

(Геометрия- наука о свойствах геометрических фигур)

Подобрать стих

- Как вы считаете почему именно с треугольника мы начали изучение геометрии (Треугольник – самая простая замкнутая фигура, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое  применение в практической жизни (строительстве и земледелии).

Вспомните, что важного о треугольнике мы уже знаем? (Признаки равенства треугольников, виды треугольников, новые элементы треугольников- биссектриса, медиана и  высота).

Итак, что же такое треугольник? (треугольник - это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.)  

Какие треугольники называются равнобедренными?

Какие треугольники называются равносторонними?

Какие треугольники называются разносторонними?

б) Устная работа. Математическая переменка 

  • И сразу объявляю математическую переменку. Проверьте мои утверждения:
  • Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки.
  • Любой треугольник имеет три угла.
  • Любой треугольник имеет три вершины.

(Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)

Запомните словесно-логическую цепочку.

  • Треугольник – вершины – стороны
  • Задача:
  • Сколько треугольников вы увидели?
  • (9;10;11)
  • Приведите примеры знакомых вам предметов, которые имеют форму треугольника.
    (У домов треугольные крыши, шапки бывают треугольные, грани у пирамиды имеют треугольную форму, …)

  • Треугольная крыша дома
  • Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Женские платки, прежде чем накинуть на голову, складывают пополам. Треуголка – форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков (устар.)

  • Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму.
    Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.
  • Учитель: Согните из листов бумаги солдатский треугольник, рассмотрите полученный треугольник. Сравните Ваш треугольник с треугольником Вашего соседа. Сделайте вывод. (Они равны). Почему? (Совпали при наложении, их стороны и углы равны)

III. Изучение нового материала

  1. Практическая работа (вход в тему урока, подготовка к восприятию нового материала)

Учитель. Ответьте на вопрос: С помощью какого инструмента можно измерить углы треугольника? Проверьте свою готовность к уроку, у всех есть транспортир, карандаш, линейка?

Работа в группах

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы с практической работой. Возьмите их, с помощью транспортира измерьте углы треугольников и запишите результаты в таблицы.

Обучающиеся выполняют задание, после выполнения которого дети произносят, что у них получилось.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание 1.

На рисунке изображены 2 треугольника

  1. С помощью транспортира измерьте углы каждого из треугольников. Результаты измерения занесите в таблицу.
  2. Найдите сумму углов 1 + 2 + 3 каждого из треугольников. Результаты занесите в таблицу.

треугольник

∠1

∠2

∠3

∠1 + ∠2 + ∠3

Учитель. Найдите сумму углов ваших треугольников и запишите результаты в таблицы. Чему она равна? Что заметили? (все суммы близки к 180º.) Посмотрите ребята! Треугольники были взяты произвольные, углы в треугольниках различные, а результаты у всех получились одинаковыми.

Чем объясняется небольшое различие? Тем ли что нет никакой закономерности, или тем, что закономерность есть, но нашими инструментами мы не можем установить её с достаточной точностью?

Учитель. Какой же вывод мы можем сделать после данной практической работы?

Обучающиеся делают вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов.

  1. Формулировка и доказательство теоремы

Физкультминутка.

IV. Закрепление пройденного материала.

 (Контрольные вопросы на раздаточных листах лежат на партах. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.)                                                                      

1) Существует ли треугольник с углами:

    а) 30о , 60о , 90о;

    б) 46о , 160о , 4о;

    в) 75о , 90о , 25о?( Обоснуйте)

2) Может ли в треугольнике быть:

 а) два тупых угла;

 б) тупой и прямой углы? (обоснуйте ответ)_

3) Определите вид треугольника, если один угол 40о,  другой 100о.

4) В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном  или тупоугольном треугольнике?

5) Измерить углы можно у любого треугольника? (приведите примеры)

Ответ на вопрос №5: нет. Например, существует Бермудский  треугольник, который находится в Атлантическом океане  между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и       полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы.

Один из самых загадочных и интересных треугольников “Бермудский треугольник”. Еще это место называют аномальной зоной.

На самом деле это место, которое традиционно считается самым ужасным, самым жутким местом планеты. Здесь бесследно исчезало множество кораблей и самолетов - большинство из них после 1945 года. Здесь погибло более тысячи человек. Однако при поисках не удалось обнаружить ни одного трупа или обломка.

.

Хотя существование инопланетян до сих пор не доказано, некоторые приписывают именно им все происходящее в районе Бермудского треугольника. В 2009 году в ночном небе над этой зоной появились неизвестные огни, которые даже сформировали нечто похожее на водоворот.

 Так же пропажу кораблей и самолетов приписывают морскому чудовищу и дыре в магнитном поле Земли.

Бермудский треугольник не имеет четких границ, нельзя найти на карте его точное обозначение. Разные ученые определяют его местоположение на свое усмотрение. Самое распространенное его определение - это область в Атлантическом океане между Бермудами, Пуэрто-Рико и Майами. Общая площадь - 1 млн. квадратных километров. Однако название этой области тоже условное, поэтому название “Бермудский треугольник” не является географическим

В свою очередь, каждая пентаграмма делится на треугольники большие и треугольники помельче. Таким образом, поверхность Земли предстает в виде в пересечении вершин треугольников, в которых образуются “энергетические узлы”. Эта идея разработана русскими исследователями Н. Гончаровым, В. Морозовым. В пересечении вершин треугольников образуются особенно богатые запасы полезных ископаемых, в некоторых “узлах” порой исчезают материальные предметы.

     Вам желаю никогда не попадать в «Бермудский треугольник непонимания»!

  1. У этой теоремы существует несколько красивых доказательств.

Доказательством этой теоремы занимались древнегреческие учёные Пифагор, Евклид, Прокл. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания провести ещё исследование по поиску и изучению различных доказательств этой теоремы, и оформить их в виде проектов, презентаций, а можно и просто записать доказательства в рабочую тетрадь. Пусть каждый сам выберет свой уровень. Главное вы получите это знание сами. Я думаю, что на следующем уроке будет очень интересно рассмотреть эти доказательства и оценить их.

Рефлексия

Спасибо всем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.( Учащиеся высказывают свое мнение  о проведенном уроке и прикрепляют смайлики к доске)

Посмотрите – этот кот
В треугольнике живёт.
Кот учёный, он расскажет,
Что он видит, и покажет:
«Катет – это сторона
Вроде карапуза,
Та, которая длинна,
Та – гипотенуза.
Между катетами – угол,
Он прямой, чтоб я мяукал:
«Мяу! Мяу! Угол прям.
Никому его не дам:
Хорошо в углу сидеть
И на катеты глядеть.
А гипотенуза
Мне, коту, – обуза:
Смотрит прямо мне в глаза
И бодает, как коза».

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Вписанные и центральные углы" 8 класс

Данная разработка включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, самостоятельную работу, тест....

Разработка урока по теме: "Сумма углов треугольника"

Разработка урока по теме: "Сумма углов треугольника"...

Методическая разработка урока по теме: "Сумма углов треугольника"

Доказательство теоремы. Решение задач на применение нового материала...

Разработка урока по теме "Сумма углов треугольника"

Разработка урока в 7 классе по теме "Сумма улов треугольника"...

Разработка урока по теме "Сумма углов треугольника"

Предмет: геометрияКласс: 7   Учебник: Учебник Геометрия 7-9 кл, учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2008г.Тема урока:...

Урок геометрии 7 класс на тему: "Сумма внутренних углов треугольника"

Данный материал содежит подробный конспект урока, сопровождающий презентацией.В данном конспекте урока учащиеся изучат теорему о сумме внутренних углов треугольника.  А также в данном конспекте о...

Методическая разработка урока по теме "Сумма и разность кубов"

Данная тема не является обязательной при изучении алгебры 7 класса на базовом уровне. Формулы достаточно сложно даются учащимся. Сочетание наглядности, групповой работы и самостоятельное открытие этих...