Технологическая карта урока 5 класс: Сложение натуральных чисел и его свойства
план-конспект урока по математике (5 класс)

Рубцова Елена Александровна

Представлена технологическая карта урока: Сложение натуральных чисел и его свойства, приложение у уроку, ссылка на видеофильм: Карл Гаусс,Математика 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Издательство Мнемозима 2016

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Рубцова Елена Александровна

Предмет: математика

 

Класс: 5 класс

Автор УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Н. Я. Виленкин , В.И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.  Издательство Мнемозина 2016год

Тема урока: «Сложение натуральных чисел и его свойства»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: актуализация ранее полученных знаний в курсе начальной школы

Задачи урока:

Образовательные:         - создать проблемную ситуацию на основе предыдущей темы «Отрезки» (с элементами комбинаторики)

                                  - построить исследовательскую работу с подведением к теме нашего урока

                                  - сформировать умение применять свойства сложения при решении примеров и задач

                                        -познакомить учащихся со становлением великого математика Карла Гаусса и его открытиями в различных сферах науки, связанных с математикой; а так же сформировать причастность к великому гению, который будучи в том же возрасте, что и дети, очень быстро решил поставленную  на нашем уроке задачу, чем и заслужил одобрение своего учителя

-развить интерес к математике

-показать важность математики для развития других наук

Развивающие:                  - развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

                                  - развивать устную речь;

Воспитательные:         - воспитывать умение высказывать свое мнение;

          - воспитание умения участвовать в диалоге;

- формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Учащиеся убеждаются в том, что уметь считать быстро и правильно  (в дальнейшем делать прикидку для возможного результата) полезное качество в жизни.
  2. Учащиеся знают свойства сложения и понимают, что их применение дает возможность более быстрого решения.
  3. Учащиеся умеют применять свойства сложения в решении примеров.
  4. Учащиеся выдвигают гипотезы и находят их обоснование.
  5. Учащиеся умеют анализировать  и делать выводы.

                                                                                                                                                                                                                    Коммуникативные:

1.Учиться работать в паре- совместно обсуждать вопросы и приходить к единому решению.

2.Уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Учиться высказывать свое предположение на основе работы.

Познавательные:

1.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

2.Элементы исследовательской деятельности. 3. Знакомство с историческими фактами и научными открытиями.

Структура урока

Вре-мя в мин

Цель

Содержание учебного материала

ФОУ

Д

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты

1.Организационный момент

1

Настроить учащихся на работу

Ф

Приветствует учеников. Свой позитивный настрой передает ученикам, настраивает их на работу.

К уроку готовы. Приветствуют учителя.

Можно приступать к работе.

2.Проверка д/з

1

Собрать тетради на проверку

Ф

Собирает тетради

Сдают тетради

Тетради собраны

3.Устный счет

7

1.Через устный счет вспомнить ранее изучаемые в начальной школе свойства сложения и их названия.

2.Результаты вычислений составляют слово «король», причем говорится, что пока мы это слово не обсуждаем.

3. Считая устно, дать понимание того, что стоит все-таки подумать, прежде чем дать ответ.

4.Задачей на смекалку дать возможность для разрешения дальнейшей проблемной ситуации.

1.359+0=359                    Р

2.253+347=600               О

3.347+253=600               О

4.15+11+85+29=140       Ь

5.241+560+759=1560     К

6.В парке по прямой линии высажены кусты роз. Расстояние между 2мя соседними 1м. Чему равно расстояние межу 1ым и 6 кустом? 5м      И

7. .___.____._____,        Л

Сколько отрезков изображено на рисунке? 6

Примечание:

Задание записывается на доске

1560

600

359

600

6

140

к

о

р

о

л

ь

Примечание:1. таблица не фиксируется на доске     ( она будет показана позже, отдельным слайдом, перед видеосюжетом )

2. Сами задания для устного счета с ответами остаются на доске.

Ф

Слушает ответы, обсуждает правильность ответов с учащимися, задает дополнительные вопросы.

Фиксирует ответы на доске.

Вопросы:

1.Какое задание было самое легкое?

2. Почему?

3. Т.е. свойство прибавления «0»

4.Все ли примеры надо было считать?

5. Почему?

6. Как называется свойство

7.Как удобно было считать №5, №6?

8. Значит применили свойства…

9. Итак, тема нашего урока…

Считают устно. Отвечают на поставленные вопросы.

Ответы:

  1. №1
  2. От прибавления «0» число не меняетс
  3. Нет. Если сосчитал №2,то ответ к №3 готов.
  4. От перестановки слагаемых сумма не меняется.
  5. Слагаемые переставляли и группировали для удобства счета
  6. Переместительный и сочетательный.

1.Считаем устно и правильно.

2.Вспомнили какие свойства помогают в вычислении для быстрого решения.

3.Развитие сообразительности.

4.Диалог с учителем.

4.Заявление темы урока

2

Ф

Запись темы урока на доске.

«Сложение и его свойства»

Записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся сами проговаривают тему урока.

5.Создание проблемной ситуации

2

Выдвинуть свое предположение

Ф

Итак, если на прямой отмечены 4 точки, то, мы выяснили, что на прямой есть 6 разных отрезков.

Вопрос: А если 100?

Вы можете получить статус      « Везунчика», если ваше число окажется самым близким к числу, которое будет являться правильным ответом.

Учитель записывает предположения на доске.

Интуитивно предлагают ответы к задаче.

Возможные ответы к задаче записаны на доске.

6.Решение проблемной ситуации №1.

8

Сделать предположение и его аргументиро

вать. Услышать своего коллегу в паре и совместно создать решение.

На каждом столе лежат листочки с заданием.

Задание №1 прилагается ниже.

П

Принимает ответы и их анализирует.

Выдвигают гипотезы и приводят аргументы в защиту своих гипотез.

1.Вывод:

Чтобы найти число получившихся отрезков, надо сложить все числа от 1 до числа на 1 меньше, чем количество точек на прямой  (в нашем случае до 99)

2.Возник следующий вопрос: «Как это сделать?»

7.Решение проблем-ной ситуации  №2.

6

Увидеть интересную закономерность. Вспомнить о законах сложения и применить в конкретной ситуации.

1+2+3+4+5+…+97+98+99=?

Запись в тетради.

П

Анализирует ответы. Задает наводящие вопросы.

«Кому повезло? Кто ближе всех оказался к правильному ответу?»

1.Находят закономерность(1+99=100; 2+98=100 и т.д.)

2.Сколько таких пар? (49)

3. Все ли числа имеют себе пару?

Ответ на поставленный вопрос получен.

4950

8.Рефлексия.

8

Решение заданий на применение свойств.

1.Сложите все четные числа от 1 до 100.

2. Сложите все числа от 1 до100.

П

Контролирует выполнение заданий. Дает подсказки.

1.2+100=102

    4+98=102

Пар 25,значит 102*25=2550

1.1+100=101

    2+99=101

101*50=5050

Результаты найдены.

9. Домашнее задание.

2

Д/з на карточках. (экономия времени)

Ф

Объяснение д/з. Подведение итогов.

В дневниках: д/з на распечатке.

Задано д/з

10. Настрой на видеофильм.

1

На слайде: король

Ф

Сегодня мы с вами проделали большую исследовательскую работу. Человек, с которым мы сейчас познакомимся , с раннего возраста хорошо считал; когда учитель предложил задание сосчитать сумму от 1 до 100, то в течении минуты был дан правильный ответ. Не случайно  на доске появилось слово « Король», ибо наш фильм о «Короле математиков»

Учащиеся слушают.

11. Видеофильм.

6

Становление великого математика Карла Гаусса.

Ф

Учащиеся смотрят в/ф

Познакомить учащихся с жизнью великого математика Карла Гаусса.

Показать, что при помощи математики можно сделать открытия в других науках.

Источники:

  1. Н. Я. Виленкин  и др  « Математика 5» , изд « Мнемозина» Москва 2016
  2. Е.В. Смыколова «Математика. Сборник задач».
  3. Сайт АППО. Технологическая карта урока. ФГОС.
  4. Интернет-ресурсы. Видеофильм «Карл Гаусс» http://www.youtube.com/watch?v=jh699yACbgI

Прямая с точками.

Сколько точек?

Сколько отрезков?

Как получить это число?

--.-----.------.--

3

--.--.-----.---.--

4

--.--.--.--.---.--

5

--.--.--.--.--.--.-

6

-.--.--.--.--.-.-.-

7

100

100

Домашнее задание.

1 .п.6, стр34 -3 свойства сложения

2.Найдите сумму   1+2+3+4+…+1997+1998+1999

3.Вычислить сумму всех нечетных чисел, находящихся в первой тысяче.

4. №193 ( применить переместительное и сочетательное свойства сложения; найти числа, которые легко складываются)

Дополнительное задание:  Как нужно расставить « +» в записи 1234567 , чтобы получилась сумма, равная 100?

                        

1560

600

359

600

6

140

       К

      О

     Р

      О

    Л

     Ь

Прямая с точками.

Сколько точек?

Сколько отрезков?

Как получить это число?

--.-----.------.--

3

3

2+1

--.--.-----.---.--

4

6

3+2+1

--.--.--.--.---.--

5

10

4+3+2+1

--.--.--.--.--.--.-

6

15

5+4+3+2+1

-.--.--.--.--.-.-.-

7

21

6+5+4+3+2+1

100

100

?

100+99+98+97+…+4+3+2+1

100+99+98+97+…+4+3+2+1=?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока “Степень с натуральным показателем и её свойства”

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.Оборудование: доска, задания для выполнения на уроке, интерактивная доска, проектор, лист самоконтроля, смайлики для рефлексии, р...

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства " предназначена для учителей,работающих по ФГОС. Она поможет им в планировании современного...

Разработка урока в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"

ФИО (полностью)Андреева Гульфия ИлгизовнаМесто работыЧернышевская ООШДолжностьучитель математикиПредметматематикаКласс5Тема и номер урока в темеСложение натуральных чисел  и его свойства Баз...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС

Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана  с требованиями ФГОС...

Урок 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Урок в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" ( автор Виленкин Н.Я.)...

Технологическая карта урока математики "Сравнение натуральных чисел" (Н.Я.Виленкин, 5 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о сравнении натуральных чисел.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятием «Неравенство»...