Урок 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" ( автор Виленкин Н.Я.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 69.27 КБ |
Презентация к уроку | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направление: основная общеобразовательная школа
Тема урока: Сложение натуральных чисел и его свойства (первый урок).
Характеристика класса: в 5 классе обучается 1ребенок. Он обнаруживает качественные знания по основным разделам математики, демонстрирует способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности. Он из социально благополучной семьи. Уровень развития обучающегося - высокий.
Программа: «Математика 5-6иклассы» 2015г.
Авторы программы: Н.Я. Виленкин , В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд
Учебник: «Математика, 5»
Раздел программы: Сложение и вычитание натуральных чисел
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество часов в год: 170 часов
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение натуральных чисел и его свойства.
ФИО (полностью) | Шатохина Елена Леонидовна | |
Место работы | муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кривицко – Будская основная общеобразовательная школа» | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | Математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Сложение натуральных чисел и его свойства. (первый урок). | |
Базовый учебник | 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. М.: Мнемозина, 2015г. |
- Цель урока: актуализировать знания обучающегося о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
- Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию обучающегося; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока: усвоение новых знаний.
12 .Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.
14.Организация деятельности обучающегося на уроке:
-самостоятельно выходит на проблему и решает её;
-самостоятельно определяет тему, цели урока;
-работает с текстом учебника;
-работает с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечает на вопросы;
-решает самостоятельно задачи;
-оценивает себя;
-рефлектирует.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта
урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
Самоанализ урока по математике проведенного в 5 классе
Кривицко – Будской ООШ Шатохиной Е.Л.
Раздел: «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Тема: «Сложение натуральных чисел и его свойства»
Цели урока: актуализировать знания обучающегося о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: усвоение новых знаний
Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал (изучение свойств сложения, а также применение этих знаний на практике). Новый материал помогает расширить кругозор обучающихся, практическая работа – применять свойства сложения при вычислениях, способствует развитию творческого потенциала, внимательности и закреплению умений на практике.
В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:
1 этап. Организационный.
На данном этапе обучающийся готовился к уроку, эмоционально настраивался на урок, слушал учителя.
2 этап. Актуализация знаний.
На этом этапе урока была организована деятельность обучающегося по повторению изученных тем и освоению изучаемой темы. Он активно принимал участие в обсуждении поставленных вопросов. Велся устный счет в виде игры «Математическое лото», затем самостоятельно оценил свои ответы. Закрепление материала позволило в дальнейшем вести диалог с обучающимся для перехода к следующему этапу урока.
3 этап. Постановка целей, задач урока.
На данном этапе урока обучающийся услышал математическую историю, из которой выявлена проблема. Обсуждал и высказывал варианты формулировки темы и целей урока. Выработанное в результате обсуждения решение было мной озвучено.
4 этап. Первичное усвоение новых знаний
Вспоминает названия компонентов при сложении. Делает выводы по свойствам сложения натуральных чисел. Обучающийся легко справился с этой задачей, что позволило перейти к следующему этапу урока.
5. Этап. Физкультминутка.
На этом этапе сменила деятельность, обеспечив эмоциональную разгрузку ученику. Он отдохнул и готов был продолжить работу.
6. Этап. Первичная проверка понимания.
Было выполнено выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти ребенка знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. С этой целью обучающему было предложено выполнить самостоятельно решить задачи с проверкой. Обучающимся проведен самоанализ и самооценка собственной деятельности в рамках отработанных на уроке вопросов.
7.Этап. Первичное закрепление.
В ходе закрепления изученного материала обучающийся легко справился с творческим заданием.
8. Этап. Подведение итогов.
Обучающийся анализировал и оценивал успешность своей деятельности. В основу самооценки легли следующие критерии: активность, внимательность, правильность ответов, правильность выполненных практических заданий, умение связать изучаемый материал с другими областями знаний и ранее изученным материалом, умение логически мыслить.
9-10 Этап. Домашнее задание. Рефлективная деятельность
В конце урока обучающемуся было задано домашнее задание, которое поможет ученику подготовиться к следующему уроку. А еще было предложено дополнительное задание по желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты.
Все этапы урока были связаны игровой ситуацией, прослеживался плавный переход от одного этапа к другому. Это придало уроку целостность и завершенность.
Методы и формы обучения. Для активации мыслительной деятельности были использованы следующие приёмы и методы: презентация, которая решила вопрос наглядности, четкой последовательности организации урока, дала возможность рационально использовать время урока. Деятельность была мотивирована разными её видами – работа с учебником, самостоятельные работы, устные и письменные упражнения.
Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимся доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности обучающегося. Во время урока обучающийся был мотивирован, активный, проявлял интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.
Контроль усвоения знаний. В оценочной деятельности были применены – методы самопроверки, сочетались с фронтальной проверкой на экране.
Отметочная оценка деятельности использована. Обучающийся оценивал себя сам с помощью «карточки самоанализа».
Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учебных действий, но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьника.
Всё, что было запланировано, на уроке выполнено. Ребенок чувствовали себя комфортно, решал с увлечением. Урок цели достиг.
Рецензия на урок математики в 5 классе
по теме «Сложение натуральных чисел и его свойства»
Елена Леонидовна работает по учебнику Н. Я.Виленкина и др. «Математика 5». На тему «Сложение натуральных чисел и его свойства» отводится пять уроков, проведенный урок вводный.
Тема урока сформулирована четко. Учителем поставлены конкретные и понятные цель и задачи урока:
Цель: актуализировать знания обучающегося о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию обучающегося; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Из конспекта урока и презентации к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям к уроку, продумана система разнообразных заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала.
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности обучающегося на уроке формируется повторением и обобщением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы.
Прослеживается практическая направленность, связь с жизнью, а также с потребностями и интересами обучающегося. Особенно актуальной была задача Гаусса. Она вызвала огромный интерес у обучающегося.
Учитель владеет педагогической техникой: оптимально выбран темп речи, эмоциональность изложения.
Во время работы проведена физ.минутка, что позволяет провести здоровьесберегающий элемент на уроке.
На этапе рефлексия проведен самоанализ проделанной работы. Данный подход позволяет развивать умение анализировать работу, выявлять ошибки.
На данном уроке были созданы условия для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания данной темы.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной деятельностью обучающегося.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающегося.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.
На протяжении всего урока прослеживалась доброжелательность в отношениях, искренняя заинтересованность и учителя, и обучающегося в результате труда.
Елене Леонидовне удалось успешно осуществить цели и задачи урока.
Директор Кривицко – Будской ООШ ___________________/ Евтеев Е.И./
Приложение 1.
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
№ задания | Задание | Оценка | |
1 | Устный счет | ||
2 | Сложение на координатном луче | ||
3 | Пример Гаусса | ||
4 | Решение самостоятельно задачи | ||
| Устная работа по слайду | ||
Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: все «+» - ставим оценку - «5»;
Если «+» больше, чем «-» - «4»;
Если «-» больше, чем «+» - «3».
Приложение 2.
ЛОТО
12 С | 1 З | 13 М | 20 Н |
160 П | 21 У | 241 О | 23 Т |
48 М | 290 Е | 100 Ь | 336 А |
94 Р | 45 И | 190 Е | 1000 Р |
12 С | 1 З | 13 М | 20 Н |
160 П | 21 У | 241 О | 23 Т |
48 М | 290 Е | 100 Ь | 336 А |
94 Р | 45 И | 190 Е | 1000 Р |
Приложение 3.
Фишки для лото
Приложение 4
Творческое задание
- найдите сколько всего обучающихся в параллели пятых классов учатся без троек.
Всего учеников | отличники | ударники | троечники | |
5А | 23 | 3 | 18 | 2 |
5Б | 24 | 4 | 19 | 1 |
5В | 26 | 3 | 16 | 7 |
5Г | 19 | 2 | 15 | 2 |
- Найти стоимость покупки.
Молоко – 35 рублей
Хлеб – 21 рубль
Масло 65 рублей
Апельсины 79 рублей
- Сколько всего надо заплатить в месяц семье по следующим статьям расходов:
Оплата за квартиру – 6 123 рубля;
За воду – 725 рублей;
За интернет – 877 рублей;
За свет – 275 рублей?
4. Сколько денег потребуется для того, чтобы поклеить обои в квартире, если на зал потребуется купить обоев на 746 руб., на детскую – 525 руб., на спальню – 400 руб., на кухню – 254 руб., на прихожую 175 руб.
Демонстрационный лист.
Задание | Выражение | Ответ |
1. Найдите сколько всего обучающихся в параллели пятых классов учатся без троек. | ||
2. Найти стоимость покупки. | ||
3. Сколько всего надо заплатить в месяц семье по следующим статьям расходов: | ||
4. Сколько денег потребуется для того, чтобы поклеить обои в квартире |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математику, мой друг, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука- Это математика!
Ты сможешь сложить слово, если правильно решишь примеры и закроешь ответы в своей карточке. 1) 153 увеличить на 7; 2) 100 вычесть 6; 3) 90 разделить на 90; 4) 15 умножить на 3; 5) 284 увеличить на 6; 6) 17 увеличить в 3 раза; 7) 200 уменьшить на 10; 8) 238 увеличить на 3; 9) 80 уменьшить в 4 раза; 10) 40 уменьшить на 17; 11) 18 увеличить в 4 раза.
СУММА
Карл Гаусс, 18 век, Германия
Если прибавить к натуральному числу единицу, то получится последующее за ним число. 374 + ... = ... 1 Первое свойство сложения: Получите последующие числа: 375 375 + ... = ... 376 + ... = ... 1 376 1 377
2 + 4 ??? Сумма Слагаемые = 6
56 3 312 300 3 464
Сложение чисел можно изобразить на координатном луче. 0 1 2 3 4 5 6 х +3 2 + 4 = 6 0 1 2 3 4 5 6 х +4 4 + 2 = 6
Изобрази сложение на координатном луче: 0 1 2 3 4 5 6 х 4 + 2 = ... 6 +2 Проверка
Изобрази сложение на координатном луче: 0 1 2 3 4 5 6 х 4 + 2 = ... 6 +2 Проверка 2 + 4 = ... 6 0 1 2 3 4 5 6 х +4 Какой вывод можно сделать?
4 + 2 = 6 2 + 4 = 6 Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых
Изобрази сложение на одном координатном луче: Проверка(2) 0 1 2 3 4 5 6 7 х 1 + 2 = ... 3 + 4 = ... 1 + (2 + 4) = 7 1 + 2 + 4 = 7 +4 +2 3 7 Какой вывод можно сделать?
1 + (2 + 4) = 7 1 + 2 + 4 = 7 Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
Найдите результат сложения: 1 + 0 = ... 0 + 24 = ... 12 + 0 = ... 0 + 71 = ... Какой вывод можно сделать? 71 12 24 1
0 1 2 3 4 5 6 х 5 + 0 = 5 +0 Если прибавить к числу нуль , то получится данное число.
Вычисли удобным способом: 37 + 48 + 23 + 12 = = (37 + 23) + (48 + 12) = = 60 + 60= 120
А теперь, вычисли самостоятельно: 15 + 42 + 28 + 25 = 296 + (122 + 204) = Проверка 110 = 296 + 122 + 204 = =(296 + 204) + 122 = = 500 + 122 = 622 622
Физкультминутка Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседания с хлопками Вниз - хлопок и вверх - хлопок Ноги, руки разминаем Точно знаем – будет прок Крутим – вертим головой Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем Ноги выше поднимаем Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд И за парты все вернулись- Вновь урок у нас идёт!
Реши самостоятельно задачи. Вариант 1. 1. Как называется результат сложения? 2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ? 3. Чему равна сумма 5432 и 0 ? 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 Вариант 2. 1. Как называются числа, которые складывают? 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ? 3. Чему равна сумма 0 и 2538? 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373
Домашнее задание П.6 №229 с. 39, №239 с.41
Расставь в кружках девять цифр, чтобы сумма их на каждой стороне была 20. Печать Дополнительное задание.
Карточка самооценивания . Если у вас: все «+» -ставим оценку - « 5 »; Если «+» больше, чем «-» - « 4 »; Если «-» больше, чем «+» - « 3 ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сложение натуральных чисел и его свойства
Показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую ко...
конспект урока "Умножение натуральных чисел и его свойства
Предлагаемая разработка к уроку по теме «Умножение натуральных чисел его свойства» для учащихся 5 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, раб...
Урок "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Конспект урока "Умножение натуральных чисел и его свойства", презентация, дидактический материал...
открытый урок "Вычитание натуральных чисел и его свойства"
открытый урок "Вычитание натуральных чисел и его свойства" для 5 класса....
Технологическая карта урока "Сложение натуральных чисел и его свойства"
Класс 5. Урок 22. Тема «Сложение натуральных чисел и его свойства» ( п. 6) (4-й урок по данной теме). урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС....
Мультимедийная разработка к уроку "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Данный материал может быть использован для проведения урока по теме: "Умножение натуральных чисел и его свойства" для учащихся 5 классов...
Технологическая карта урока "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Тема: «Умножение натуральных чисел и его свойства»Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийФорма проведения урока: урок-практикумВремя проведения: I четвертьУчастники: 5 к...