"Смежные и вертикальные углы " геометрия 7 класс
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Разработка урока геометрии в 7 классе для учащихся с ОВЗ, с мультемидийным приложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 162 КБ |
мультимединое приложение к уроку | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
пос. Алябьевский
Урок геометрии в 7 классе в условиях инклюзивного обучения.
Тема: «Смежные и вертикальные углы».
(конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) видеофрагметов)
Соловьёва Вера Алексеевна
учитель математики
Класс: 7 Учебник: Л.С.Атанасян Продолжительность урока: 40 минут.
Примечание: (Ученик А) - ученик с ОВЗ
Тема урока: Смежные и вертикальные углы.
Цели урока:
- обучения: ввести понятия смежных и вертикальных углов; рассмотреть их свойства;
ввести понятие перпендикулярных прямых и показать, как применяются
эти понятия при решении задач;
- развития: развивать практические навыки работы с чертежом; развивать логическое
мышление учащихся; учить осознавать на отдельных примерах правила
образования определений, обучать на примерах подведению под
определение;
- воспитания: способствовать формированию самостоятельности и активности в
личности учащихся; воспитание аккуратности (аккуратное выполнение
чертежей на доске и в тетрадях, рациональное распределение записей).
Задачи, решаемые на уроке:
- Создание благоприятных здоровьесберегающих условий обучения на уроке.
- Сформирование навыков и умений определения и построения вертикальных и смежных углов; построения перпендикулярных прямых, используя линейку и треугольник.
- Воспитание самостоятельности и активности учащихся, взаимоподдержки.
- Создание комфортности, творческой обстановки на уроке.
Тип урока: введение нового материала.
Оборудование: транспортиры, таблицы «Смежные и вертикальные углы»,
«Перпендикулярные прямые», цветные мелки, картинки, карточки,
ножницы, видеозаписи.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация ранее изученного материала.
- Экспресс опрос № 1.
- Объяснение нового материала.
а) смежные углы;
б) вертикальные углы;
в) углы между прямыми;
г) перпендикулярные прямые.
5. Закрепление нового материала
6 Эстафета.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Учитель приветствует учащихся.)
2.Актуализация ранее изученного материала.
Мы с вами на прошлом уроке рассматривали тему «Углы». Сейчас немного повторим.
1). Дать определение угла. (Ученик А) внимательно слушает.
Повторяет это определение.
(Углом наз: фигура, которая состоит из
точки-вершины угла и двух лучей,
исходящих из этой точки-сторонами угла).
2). Какие виды углов вы знаете?
3). (Слайд 3 ). Назовите углы изображённые
на рисунке. (Ученику А) дана карточка
Назвать вид каждого угла. подсказка на которой
изображены углы: острый,
тупой, прямой, развернутый и
подписан вид каждого
угла. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
К
А О В
Д М
Е Т
О А В С
3. Экспресс-опрос №1:
(Слайды 4-5 ).
Учитель: В обиходе часто встречается слово «угол». (Ученик А) Работает вместе
Выясним, как вы понимаете некоторые фразы. с классом т.к. задание
Что означает: несложное. Вслух
«Живой уголок», высказывает свои
«Мягкий уголок», рассуждения и
предположениия.
«Загнать в угол»,
«Искать пятый угол»?
Где употребляют выражение «пробили угловой»?
Как понять: «Угол зрения»,
«Встретились на углу»,
«Зайти за угол»?
(Экспресс-опрос даёт нам возможность перейти от житейского представления угла к научному определению угла).
4. Изучение нового материала:
Учитель: К вашим знаниям об углах сегодня (Ученик А) Работа с классом
добавится ещё два вида. слушает объяснение учителя.
Тема нашего урока: «Вертикальные и смежные углы». Материал не сложный.
Цель нашего урока: узнать понятия смежных и
вертикальных углов, рассмотреть их свойства и
познакомиться с перпендикулярными прямыми.
А вы, ребята, можете сами перед собой поставить цель, а в конце урока посмотреть добился ли ты своей цели?
1). Рассмотрим следующие рисунки: смотри (слайд 6, презентация)
С В С Р
2 2
1 2
А О К 1 А Е О Д
1
Д О А М Р
1 2 1 2
В Н Д О Е
Вопросы классу:
- Назовите рисунки, на которых изображены два (Ученик А) Работа с учебником.
угла, имеющие одну общую сторону; Карточка с готовым чертежом
- Назовите рисунки, на которых сторона одного смежных углов.
угла является дополнительной полупрямой Задание: найти определение
для стороны другого угла; смежных углов п. 11, стр: 22
- На каких рисунках изображены углы, которые (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
одновременно удовлетворяют двум
предъявленным требованиям, то есть
а) одна сторона общая;
б) две другие образуют прямую,
т.е. являются дополнительными полупрямыми?
ВЫВОД (учащихся): такие углы называются смежными.
4. А кто может сформулировать определение смежных углов?
(Два угла у которых одна сторона общая, а две другие
являются продолжениями одна другой наз: смежными).
Учитель: А правильно ли вы сформулировали определение? Сейчас мы послушаем
точное определение (просмотр видеофрагмента)
(Ученик А) Работа с классом
Смотрит видеофрагмент.
Отвечает на вопросы.
5. А как вы думаете чему равна сумма смежных углов? Почему? (слайд 7 )
В
А О С
(т.к. лучи ОА и ОС образуют развёрнутый угол, то АОВ + ВОС = 1800)
Учитель: (вывод) Сумма смежных углов равна 1800.
Учитель: Открыли тетради записали число и тему урока: «Смежные и вертикальные
углы».
(Зарисовать рисунок и записать вывод в тетради).
- Закрепление смежных углов.
1). Учитель: А сейчас работаем по рядам, 3 человека у доски. (слайд 8)
Начертите угол, смежный данному. Рассмотреть все способы построения.
1ряд-острый угол, 2 ряд-тупой угол 3 ряд-прямой.
(Ученик А) Карточка с алгоритмом
построения смежного угла данному.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Проверяем (слайд 9)
2). .Учитель: Следующее задание устно. (слайд 10 )
Найдите угол, смежный с углом АВС, если а) АВС = 1110 (690)
б) АВС = 900 (900)
в) АВС = 150 (1650)
(Ученик А) Использует микрокалькулятор
при выполнении данного задания.
Дана карточка-подсказка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Физминутка.
Продолжение изучения нового материала. Понятие вертикальных углов.
3). Учитель: А сейчас небольшой диктант
(1 ученик у доски остальные в тетради). (Ученик А)
Индивидуальная
Диктант. (Слайд 11, готовый чертёж диктанта) карточка.
Задание: Заполнить
пропуски.
1. Начертите неразвёрнутый угол АОВ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
А
О В
2. Проведите луч ОС, который является дополнительным к лучу ОА, и луч ОД,
дополнительный к лучу ОВ.
3. Запишите в тетради: АОВ и СОД называются …… (ответ: вертикальными)
Вопрос классу: Какие же два угла наз. вертикальными?
(если стороны одного угла являются (Ученик А)
продолжениями сторон другого ) Работает с классом.
Отвечает на вопросы.
Смотрит видеофрагмент.
Вопрос классу: Какой предмет домашнего обихода даёт
представление о вертикальных углах?
(Слайд 12) ( ножницы)
(Просмотр видеофрагмента) => (опред. вертикальных углов)
4). Закрепление материала:
Решим задачу. (Условие и чертеж на доске) (Слайд 13 )
1).Задача: С А Дано: АВ^СД = О (Ученика А)
АОД = 350
О Найти: АОС Картока-подсказка.
Д ВОС Алгоритм
В решения задачи.
Решение: ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
1) АОД и АОС смежные, поэтому АОС = 1800 – 350 = 1450
2) АОС и ВОС смежные, поэтому ВОС = 1800 – 1450 = 350
Значит, ВОС = АОД = 350, причём эти углы являются вертикальными.
Учитель: А сейчас нужно обьяснить решение задачи у доски и сделать вывод.
Верно ли утверждение, что вертикальные углы равны? Ученик А повторяет
вывод.
Учитель: Мы с вами решили задачу для углов заданной градусной мерой. Давайте
послушаем доказательство этой задачи в общем виде.
(Просмотр видеофрагмента)=>
(Ученик А) Работает с учебником.
Пока учащиеся доказывают,
что вертикальные углы равны.
Находит определение
вертикальных углов. п. 11 стр: 22
Учитель: А сейчас рассмотрим углы между (Ученик А) Работает с классом.
двумя пересекающимися прямыми. Отвечает на вопросы учителя.
Как вы думаете, что это за углы? Смотрит видеофрагмент.
(Просмотр видеофрагмента)=>
Понятие перпендикулярных прямых:
На парте чистый лист бумаги, перегнуть 2 раза. (Ученик А) Работает в паре.
Сколько углов получилось? Оказывает помощь сосед по парте.
Какие углы получились по величине?
Если вертикальные углы равны, то чему
будет равен каждый угол?
Если образовалось 4 угла по 900, как будут
называться прямые?
В
(Слайд 15) А С
Д
Задание классу:
Построить перпендикулярные прямые, (Ученик А) Индивидуальная карточка.
используя линейку и треугольник, если Задание: Найти прямые углы на
дана точка и прямая, причём точка рисунках. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
не принадлежит прямой.
А ∙
а
(Слайд 16) (построение перпендикулярных прямых)
5.) Упражнения на закрепление нового материала: (Ученик А) Работает с классом.
Отвечает на поставленные
вопросы.
Учитель: А сейчас посмотрим где мы в жизни встречаемся с понятием угла.
(Слайд 17-22)
- Какой угол образует клюв ворона, когда: «Ворона сыр во рту держала?»
(показать рисунок слайд)
- А когда Ворона каркнула во всё воронье горло?
(показать рисунок слайд)
- В сказке об углах квадрата брат-круг отпилил ему углы. Какими они стали после этого?
(показать рисунок слайд)
- Какой угол образует кочерга, которой в рассказе Носова «Живая шляпа» ребята загнали её в угол?
- Какой угол образуется между телом Ивашки и лопатой, когда Баба Яга сажает его в печь?
(показать рисунок слайд)
Эстафета: (в тетрадях записывают только ответы) (Ученик А)
(Слайд 23 ) Работа в паре.
Оказывает помощь
- Сколько отрезков на рисунке? сосед по парте.
А В С
• • •
Ответ: 3
- Найти угол ВОС, если угол АОД = 5°
А В
5 ?
О Ответ: 5°
Д С
- Найти градусную меру угла СВД.
Д
176
А В С
Ответ: 4
- Сколько острых углов на рисунке?
С
А О В
Д Ответ:2
- Сколько квадратов на рисунке?
Ответ:3
Проверка в парах (меняются тетрадями). (Ученик А говорит свои ответы.
Итог урока:
Что вы нового узнали на уроке?
Давайте ещё посмотрим на рисунок и назовём смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые на рисунке. Вспомним свойства смежных и вертикальных углов.
(Слайд 24 )
- Домашнее задание: (Слайд)
п.11–13 № 56, 61 бд, 68. доп. № 66а.
(Ученик А) Домашнее задание: п 11-13. № 56, 58
- Рефлексия. ( кто хорошо работал на уроке, отметить наиболее активных.
Выставить оценки за урок.)
Учитель: Ребята хотелось бы знать какую вы ставили перед собой цель?
Добился ли ты (….)своей цели ? Как ты (….) считаешь добился ли ты
своей цели? Спросить (Ученика А). Что он нового узнал на уроке?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Виды углов.
К
А О В
Развернутый Д М
Острый
Е Т
О А В
С
Тупой Прямой
ПИЛОЖЕНИЕ 2
Найти определение смежных углов. Учебник стр: 22 пункт 11.
Образец!
1 2 Угол 1 и угол 2 смежные.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Алгоритм построения смежного угла данному:
1.Начерти произвольный угол.
О
2.Продолжи одну из сторон угла до прямой.
1 2
Угол 1 и угол 2 смежные.
3.Рассмотри второй случай с другой стороной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Карточка-подсказка.
Сумма смежных углов равна 180 градусов.
Имеем: 180-111=…..
180-90=…..
180-15= …..
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Диктант.
1.Назови угол на рисунке. ……………
А
О В
2. Угол СОД и угол АОВ называются……………….
А
Д О В
С
Угол АОВ и угол СОД называются……………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Алгоритм решения задачи: Запиши решение и заполни пропуски.
- С А Дано: АВ^СД = О
АОД = 350
О Найти: АОС
Д ВОС
В
Решение:
1) АОД и АОС ……………., поэтому АОС = 1800 – 350 = ……
2) АОС и ВОС …………….., поэтому ВОС = 1800 – 1450 = ……
Значит, ВОС = АОД = ……., причём эти углы являются …………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Найти прямые углы на рисунке. Выбери правильный ответ: а) 1и2, б) 3и4,
в) 1и3, г) 2и4,
1 2 3 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: познакомить с понятиями смежных и вертикальных углов; 2. рассмотреть их свойства; узнать понятие перпендикулярных прямых ; 4. уметь применять свойства углов при решении задач;
А С О А В М К Д О А С В , Назовите углы всеми возможными способами на рисунке. Назвать вид каждого угла.
Экспресс – опрос. Живой уголок Загнать в угол Встретились на углу Загнать в угол
Мягкий уголок Угол зрения Встретились на углу Зайти за угол
2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 а) б) в) г) ) А О В С Д А С К М О Е Р Д Д О А В Н М Р О Е Д д) Определение смежных углов
Чему равна сумма смежных углов? А О В С Лучи ОА и ОС образуют развёрнутый угол < АОС + < ВОС = 180 0 ВЫВОД: Сумма смежных углов равна 180 0
Задание: Начертить угол 1 ряд: 2 ряд: 3 ряд: острый тупой прямой Для каждого из них начертите смежный угол.
1 ряд 2 ряд 3 ряд 2 способ 1 способ
Найдите угол, смежный с углом АВС, если: а) < АВС = 111 0 ; б) < АВС = 90 0 ; в) < АВС = 15 0 . 69 0 90 0 165 0
Понятие вертикальных углов. Диктант А О В А О В С Д Д С < АОВ и < СОД называются вертикальными углами.
Определение вертикальных углов
Задача: С А В О Д Дано: АВ пересекается с СД в точке О < АОД = 35 0 Найти: < АОС - ? < ВОС - ? Решение: < АОД и < АОС смежные, поэтому < АОС = 180 0 - 35 0 = 145 0 < АОС и < ВОС смежные, поэтому < ВОС = 180 0 - 145 0 = 35 0 Значит, < ВОС = < АОД = 35 0 , причём эти углы являются вертикальными. 35 0 Доказательство Вертикальные углы равны.
Понятие угла между прямыми .
Перпендикулярные прямые. А В С Д АВ СД О
Построить перпендикулярные прямые, используя линейку и треугольник. а А .
Эстафета 1. Сколько отрезков на рисунке? А В С 2. Найти < ВОС, если < AOD = 5 0 А O D B C 5 0 ? 3. Найти градусную меру Назвать смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые на рисунке. А В Д С М Р О Е К О Т В А Е М Д С А М О Р К Е С А В С Д Р К Т Е О М Домашнее задание: п.11–13 № 56, 61 б,д, 68. доп. № 66а. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смежные и вертикальные углы.7 класс.
Урок по теме "Смежные и вертикальные углы" 7 класс...
Урок. Смежные и вертикальные углы. 7 класс. Геометрия.(По уч. Атанасяна). С презентацией.
Разработка может использоваться при объяснении нового материала и при первичном закреплении изученных понятий....
Урок геометрии по теме: "Смежные и вертикальные углы" 7 класс
На данном упрке достигнуты все поставленные задачи:– предметные: формирование представлений о свойствах смежных и вертикальных углов, формулирование данных свойств своими словами, сопостав...
Презентация на тему смежные и вертикальные углы 7 класс
Презентация к уроку по геометрии в 7 классе на тему смежные и вертикальные углы...
Смежные и вертикальные углы. 5 класс. Учебник С.М. Никольский.
Самостоятельная работа. Смежные и вертикальные углы. 5 класс. Учебник С.М. Никольский.( 2 варианта)...
Контрольная работа по геометрии, по теме "Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы", 7 класс
Контрольная работа по геометрии, по теме "Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы", 7 класс для обучающихся по адаптированной общеобразовательной прогр...