Статья Использование игровой технологии на уроках математики»
статья по математике (6 класс)
Статья . «Использование игровой технологии на уроках математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья . «Использование игровой технологии на уроках математики» | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Финоженкова Е.Я., учитель математики
ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков
Кировского района Санкт-Петербурга
Статья . «Использование игровой технологии на уроках математики»
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил ещё в XVIII в. М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Но сама по себе математика ум учащегося в порядок не приводит. Всё зависит от ориентации обучения, способа преподавания. И ни одна другая дисциплина не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
ЧТО ТАКОЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
Технология (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста.
Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.
Целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; как элемента более широкой технологии; в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач; как основы взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности.
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.
ВИДЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По дидактическим целям урока игры подразделяются на: обучающие, контролирующие, обобщающие.
🞆 Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки.
🞆 Контролирующей будет игра, цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
🞆 Обобщающие игры требуют интеграции знаний.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
🞆 Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
🞆 Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
🞆 Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
🞆 При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.
🞆 Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
🞆 Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
🞆 Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
🞆 Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
Приведу несколько игр, которые могут быть использованы на уроках.
№ 1
Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите пример и заполните таблицу:
М 15 : 1 + 16 = Л (40 – 8) ∙ 2 =
Я 60 ∙ 6 – 120 = Т 39 : 3 + 37 =
Г (320 – 40) : 70 = О 72 : 3 : 12 =
И (152 – 12) : 7 = Э 100 : 10 ∙ 7 =
70 | 50 | 20 | 31 | 2 | 64 | 2 | 4 | 20 | 240 |
Ответ: этимология
№ 2
Выполните вычисления. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово, которое будет вам наградой.
37,85 : 0,1 3,7851 : 0,01 37,85 : 0,001
3, 875 : 0,001 42,396 : 0,001 10 : 0,001
3,785 | 37850 | 3875 | 0,3875 | 42396 | 378,41 | 378,5 |
М | А | Ж | О | Б | Л | В |
4,23 | 10000 | 0,38 | 3785,1 | 36,4 | 47,81 | |
О | З | Д | К | Е | Ц |
Ответ: молодец
№ 3
Для усвоения учащимися построения точек по заданным координатам предлагается нарисовать животных на координатной плоскости по их заданным координатам; каждую точку последовательно соедините с предыдущей точкой отрезком. В результате получится рисунок.
Постройте животное по его координатам:
а) (3; 0), (1; 2), (-1; 2), (3; 5), (1; 7), (-3; 6), (-5; 7), (-3; 4),
(-6; 3), (-3; 3), (-5; 2), (-5; -2), (-2; -3), (-4; -4), (1; -4), (3; -3),
(6; 1), (3; 0), глаз (-1; 5).
Ответ: утёнок.
б) (3; 3), (0; 3), (-3; 2), (-5; 2), (-7; 4), (-8; 3), (-7; 1), (-8; -1), (-7; -2),
(-5; 0), (-1; -2), (0; -4), (2; -4), (3; -2), (5; -2), (7; 0), (5; 2), (3; 3), (2; 4),
(-3; 4), (-4; 2), глаз (5;0).
Ответ: рыба
№ 4
Прочтите при помощи букв ключа (верхняя таблица) зашифрованный
текст (нижняя таблица). Вы узнаете, что сказал великий русский учёный
М. В. Ломоносов о математике.
1 | а | в | г | е | з | |
2 3 | и | к | л | м | п | р |
т | у | ф | х | я | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3, 4 | 2, 1 | 2, 4 | 2, 1 | 3, 5 | |||||
2, 5 | 2, 6 | 1, 1 | 1, 2 | 1, 1 | 3, 5 | ||||
2, 6 | 3, 2 | 2, 2 | 1, 1 | ||||||
3, 3 | 2, 1 | 1, 5 | 2, 1 | 2, 2 | 2, 1 | ||||
2, 4 | 1, 1 | 3, 1 | 1, 4 | 2, 4 | 1, 1 | 3, 1 | 2, 1 | 2, 2 | 1, 1 |
1, 4 | 1, 4 | ||||||||
1, 3 | 2, 3 | 1, 1 | 1, 5 |
Указания-пояснения:
1) в зашифрованном тексте 7 слов. Каждая строчка в нижней таблице – слово.
2) Две цифры в квадратике – буква, которую находите в «ключе» в верхней таблице.
Например: 2, 5 - п; 3, 1 - т; 1, 3 - г и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровые технологии на уроках математики
о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...
Использование игровых технологий на уроках математики
Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....
Игровые технологии на уроках математики
Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...
Игровые технологии на уроках математики
Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках математики"...
Статья "Игровые технологии на уроках математики"
В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...