Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа содержит следующие разделы: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
раздел | Планируемые результаты | ||
личностные | метапредметные | предметные | |
Наглядная геометрия | Ученик получит возможность: ответственно относится к учебе, контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности. Критично мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении геометрических задач. | Ученик научится: действовать по алгоритму, видеть геометрическую задачу в окружающей жизни, представлять информацию в различных моделях. Ученик получит возможность: Извлекать необходимую информацию, анализировать ее, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования. | Ученик научится: изображать фигуры на плоскости; • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира; • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур; • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; • проводить не сложные практические вычисления. Ученик получит возможность: углубить и развить представления о геометрических фигурах. |
Арифметика | Ученик получит возможность: Ответственно относится к учебе, Грамотно излагать свои мысли Критично мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении математических задач. | Ученик научится: Действовать по алгоритму, Видеть математическую задачу в окружающей жизни. Представлять информацию в различных моделях Ученик получит возможность: Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения, Умозаключения и делать выводы Развить компетентность в области использования информационно-комуникативных технологий. | Ученик научится: •понимать особенности десятичной системы счисления; Формулировать и применять при вычислениях свойства действия над рациональными ( неотриц.) числами Решать текстовые задачи с рациональными числами; Выражать свои мысли с использованием математического языка. Ученик получит возможность: Углубить и развить представления о натуральных числах; Использовать приемы рационализирующие вычисления и решение задач с рациональными( неотр.) числами. |
Числовые и буквенные выражения. Уравнения. | Ученик получит возможность: Ответственно относится к учебе. Грамотно излагать свои мысли Контролировать процесс и результат учебной деятельности Освоить национальные ценности, традиции и культуру родного края используя краеведческий материал. | Ученик научится: Действовать по алгоритму; видеть математическую задачу в различных формах. Ученик получит возможность: Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать эффективные способы решения. | Ученик научится: Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения. Составлять уравнения по условию. Решать простейшие уравнения. Ученик получит возможность: Развить представления о буквенных выражениях Овладеть специальными приемами решения уравнений, как текстовых, так и практических задач. |
Комбинаторные задачи | Ученик получит возможность : ответственно относится к учебе, контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности. Критично мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении комбинаторных задач. | Ученик научится: Представлять информацию в различных моделях. Ученик получит возможность: Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать эффективные способы решения | Ученик научится: Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов. Ученик получит возможность: Приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения; Осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы. Научится некоторым приемам решения комбинаторных задач. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, 175 часов в год из расчёта 35 недель.
Используемое УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс., «Вента – Граф», 2018 г.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Арифметика
Натуральные числа ( 46 ч)
• Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
• Координатный луч.
• Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
• Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби (57 ч)
• Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
• Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
• Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
• Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами ( 9 ч)
• Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
• Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения (15 ч)
• Числовые выражения. Значение числового выражения.
• Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
• Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи ( 6 ч)
• Представление данных в виде таблиц, графиков.
• Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
• Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин ( 40 ч)
• Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, длина ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
• Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
• Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников.
• Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
• Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб. Примеры развёрток многогранников. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Дата | Примечание | |||||
фактическая | по плану | |||||||
Повторение. (3 ч) | ||||||||
1 | Арифметические действия над числами | 2.09 | ||||||
2 | Решение уравнений | 3.09 | ||||||
3 | Что мы знаем о геометрических фигурах | 4.09 | ||||||
Глава 1. Натуральные числа (20 ч.) | ||||||||
I четверть | ||||||||
4 | Ряд натуральных чисел | 6.09 | ||||||
5 | Ряд натуральных чисел | 7.09 | ||||||
6 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 9.09 | ||||||
7 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 10.09 | ||||||
8 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 11.09 | ||||||
9 | Отрезок. Длина отрезка | 13.09 | ||||||
10 | Отрезок. Длина отрезка | 14.09 | ||||||
11 | Отрезок. Длина отрезка | 16.09 | ||||||
12 | Отрезок. Длина отрезка | 17.09 | ||||||
13 | Входная контрольная работа | 18.09 | ||||||
14 | Плоскость. Прямая. Луч | 20.09 | ||||||
15 | Плоскость. Прямая. Луч | 21.09 | ||||||
16 | Шкала. Координатный луч | 23.09 | ||||||
17 | Шкала. Координатный луч | 24.09 | ||||||
18 | Шкала. Координатный луч | 25.09 | ||||||
19 | Сравнение натуральных чисел | 27.09 | ||||||
20 | Сравнение натуральных чисел | 28.09 | ||||||
21 | Сравнение натуральных чисел | 30.09 | ||||||
22 | Повторение и систематизация учебного материала | 1.10 | ||||||
23 | Контрольная работа № 1 по теме “Натуральные числа» | 2.10 | ||||||
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (34 ч) | ||||||||
24 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4.10 | ||||||
25 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 5.10 | ||||||
26 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 7.10 | ||||||
27 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 8.10 | ||||||
28 | Вычитание натуральных чисел | 9.10 | ||||||
29 | Вычитание натуральных чисел | 11.10 | ||||||
30 | Вычитание натуральных чисел | 12.10 | ||||||
31 | Вычитание натуральных чисел | 14.10 | ||||||
32 | Вычитание натуральных чисел | 15.10 | ||||||
33 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 16.10 | ||||||
34 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 18.10 | ||||||
35 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 19.10 | ||||||
36 | Повторение и систематизация учебного материала | 21.10 | ||||||
37 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 22.10 | ||||||
38 | Уравнение | 23.10 | ||||||
39 | Уравнение | 25.10 | ||||||
40 | Уравнение | 26.10 | ||||||
41 | Угол. Обозначение углов | 28.10 | ||||||
42 | Угол. Обозначение углов | 29.10 | ||||||
43 | Виды углов. Измерение углов | 30.10 | ||||||
44 | Виды углов. Измерение углов | 1.11 | ||||||
45 | Виды углов. Измерение углов | 2.11 | ||||||
46 | Виды углов. Измерение углов | 4.11 | ||||||
II четверть | ||||||||
47 | Виды углов. Измерение углов | 11.11 | ||||||
48 | Многоугольники. Равные фигуры | 12.11 | ||||||
49 | Многоугольники. Равные фигуры | 13.11 | ||||||
50 | Треугольник и его виды | 15.11 | ||||||
51 | Треугольник и его виды | 16.11 | ||||||
52 | Треугольник и его виды | 18.11 | ||||||
53 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 19.11 | ||||||
54 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 20.11 | ||||||
55 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 22.11 | ||||||
56 | Повторение и систематизация учебного материала | 23.11 | ||||||
57 | Повторение и систематизация учебного материала | 25.11 | ||||||
58 | Контрольная работа № 3 по теме « Уравнение. Углы» | 26.11 | ||||||
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел ( 37 ч) | ||||||||
59 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 27.11 | ||||||
60 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 29.11 | ||||||
61 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 30.11 | ||||||
62 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 2.12 | ||||||
63 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3.12 | ||||||
64 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 4.12 | ||||||
65 | Деление | 6.12 | ||||||
66 | Деление | 7.12 | ||||||
67 | Деление | 9.12 | ||||||
68 | Деление | 10.12 | ||||||
69 | Деление | 11.12 | ||||||
70 | Деление | 13.12 | ||||||
71 | Деление | 14.12 | ||||||
72 | Деление с остатком | 16.12 | ||||||
73 | Деление с остатком | 17.12 | ||||||
74 | Деление с остатком | 18.12 | ||||||
75 | Степень числа | 20.12 | ||||||
76 | Степень числа | 21.12 | ||||||
77 | Повторение и систематизация учебного материала | 23.12 | ||||||
78 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 24.12 | ||||||
79 | Площадь. Площадь прямоугольника | 25.12 | ||||||
80 | Площадь. Площадь прямоугольника | 27.12 | ||||||
81 | Площадь. Площадь прямоугольника | 28.12 | ||||||
III четверть | ||||||||
82 | Площадь. Площадь прямоугольника | 13.01 | ||||||
83 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 14.01 | ||||||
84 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 15.01 | ||||||
85 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 17.01 | ||||||
86 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 18.01 | ||||||
87 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 20.01 | ||||||
88 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 21.01 | ||||||
89 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 22.01 | ||||||
90 | Комбинаторные задачи | 24.01 | ||||||
91 | Комбинаторные задачи | 25.01 | ||||||
92 | Комбинаторные задачи | 27.01 | ||||||
93 | Повторение и систематизация учебного материала | 28.01 | ||||||
94 | Контрольная работа № 5 по теме «Площадь. Объём» | 29.01 | ||||||
Глава 4. Обыкновенные дроби ( 18 ч) | ||||||||
95 | Понятие обыкновенной дроби | 31.01 | ||||||
96 | Понятие обыкновенной дроби | 1.02 | ||||||
97 | Понятие обыкновенной дроби | 3.02 | ||||||
98 | Понятие обыкновенной дроби | 4.02 | ||||||
99 | Понятие обыкновенной дроби | 5.02 | ||||||
100 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 7.02 | ||||||
101 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 8.02 | ||||||
102 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 10.02 | ||||||
103 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 11.02 | ||||||
104 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 12.02 | ||||||
105 | Дроби и деление натуральных чисел | 14.02 | ||||||
106 | Смешанные числа | 15.02 | ||||||
107 | Смешанные числа | 17.02 | ||||||
108 | Смешанные числа | 18.02 | ||||||
109 | Смешанные числа | 19.02 | ||||||
110 | Смешанные числа | 21.02 | ||||||
111 | Повторение и систематизация учебного материала | 22.02 | ||||||
112 | Повторение и систематизация учебного материала | 24.02 | ||||||
113 | Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби» | 25.02 | ||||||
Глава 5. Десятичные дроби (50 ч) | ||||||||
114 | Представление о десятичных дробях | 26.02 | ||||||
115 | Представление о десятичных дробях | 28.02 | ||||||
116 | Представление о десятичных дробях | 29.02 | ||||||
117 | Сравнение десятичных дробей | 2.03 | ||||||
118 | Сравнение десятичных дробей | 3.03 | ||||||
119 | Сравнение десятичных дробей | 4.03 | ||||||
120 | Округление чисел. Прикидки | 6.03 | ||||||
121 | Округление чисел. Прикидки | 7.03 | ||||||
122 | Округление чисел. Прикидки | 9.03 | ||||||
123 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 10.03 | ||||||
124 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 11.03 | ||||||
125 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 13.03 | ||||||
126 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 14.03 | ||||||
127 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 16.03 | ||||||
128 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 17.03 | ||||||
129 | Повторение и систематизация учебного материала | 18.03 | ||||||
130 | Контрольная работа № 7 по теме «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей» | 20.03 | ||||||
131 | Работа над ошибками | 21.03 | ||||||
IV четверть | ||||||||
132 | Умножение десятичных дробей | 30.03 | ||||||
133 | Умножение десятичных дробей | 31.03 | ||||||
134 | Умножение десятичных дробей | 1.04 | ||||||
135 | Умножение десятичных дробей | 3.04 | ||||||
136 | Умножение десятичных дробей | 4.04 | ||||||
137 | Деление десятичных дробей | 6.04 | ||||||
138 | Деление десятичных дробей | 7.04 | ||||||
139 | Деление десятичных дробей | 8.04 | ||||||
140 | Деление десятичных дробей | 10.04 | ||||||
141 | Деление десятичных дробей | 11.04 | ||||||
142 | Деление десятичных дробей | 13.04 | ||||||
143 | Деление десятичных дробей | 14.04 | ||||||
144 | Повторение и систематизация учебного материала | 15.04 | ||||||
145 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 17.04 | ||||||
146 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 18.04 | ||||||
147 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 20.04 | ||||||
148 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 21.04 | ||||||
149 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 22.04 | ||||||
150 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 24.04 | ||||||
151 | Проценты. Нахождения процентов от числа | 25.04 | ||||||
152 | Проценты. Нахождения процентов от числа | 27.04 | ||||||
153 | Проценты. Нахождения процентов от числа | 28.04 | ||||||
154 | Проценты. Нахождения процентов от числа | 29.04 | ||||||
155 | Нахождение числа по его процентам | 1.05 | ||||||
156 | Нахождение числа по его процентам | 5.05 | ||||||
157 | Нахождение числа по его процентам | 6.05 | ||||||
158 | Нахождение числа по его процентам | 8.05 | ||||||
159 | Нахождение числа по его процентам | 9.05 | ||||||
160 | Повторение и систематизация учебного материала | 12.05 | ||||||
161 | Повторение и систематизация учебного материала | 13.05 | ||||||
162 | Контрольная работа № 9 по теме «Среднее арифметическое. Проценты» | 15.05 | ||||||
Повторение и систематизация учебного материала (11 ч) | ||||||||
163 | Повторение по теме «Действия с натуральными числами» | 16.05 | ||||||
164 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 18.05 | ||||||
165 | Повторение по теме «Действия с десятичными дробями» | 19.05 | ||||||
166 | Повторение по теме «Проценты» | 20.05 | ||||||
167 | Повторение по теме «Формулы» | 22.05 | ||||||
168 | Повторение по теме «Числовые и буквенные выражения» | 23.05 | ||||||
169 | Повторение по теме «Уравнения» | 35.05 | ||||||
170 | Повторение по теме «Статистика. Вероятность» | 26.05 | ||||||
171 | Итоговая контрольная работа № 10 | 27.05 | ||||||
172 | Защита проектов | 29.05 | ||||||
173 | Защита проектов | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 6 класс
Планирование составлено на основе примерной программы по математике федерального компонента государственного стандарта. Федеральный б...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (5 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 11 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-680172-1444047670.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 5 класс при больнице
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих документов:1. Примерной программы основного общего образования по математике.2. Федерального компонен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-414930-1393927429.jpg)
рабочая программа по математике по ФГОС, 5-6 классы (УМК А.Г. Мордковича)
данная программа в помощь учителям математики, работающим по УМК А.Г. Мордковича...
Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)
Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)...