Программа кружка по теме “Решение нестандартных задач” 11 класс
рабочая программа по математике
Решение нестандартных задач для 11-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_teme_reshenie_nestandartnyh_zadach_11klass.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа Павловский Посад Московской области
г. Павловский Посад ул. Каляева д.2 тел. 8(49643) 5-22-98
Программа кружка по теме
«Решение нестандартных задач»
11 класс
Составитель: Каркавина Людмила Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования кружок являются дополнением к школьному обучению.
Необходимость такого курса вызвана несколькими причинами:
- результаты ЕГЭ последних годов приводят к выводу о том, что выпускники испытывают серьезные затруднения при решении уравнений с параметрами.
- необходимостью формирования логического мышления и математической культуры у школьников;
- тесной взаимосвязью таких задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями;
- задания абитуриентов почти на 50% представлены подобными задачами, которые и определяют цели данного курса.
Практика работы в школе показывает, что задачи с параметрами и модулем представляют для школьников наибольшую трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули - это один из труднейших разделов школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов решения уравнений или неравенств, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и неравенства с параметрами и модулями - это тема, где проверяется не «натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. И, естественно, что цена задачи резко возрастает, если в нее включен параметр или модуль, или их конфигурация, и возрастает вдвойне, если задание решено не традиционным, шаблонным, а нестандартным, оригинальным способом.
Данный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач с параметрами и модулем. К сожалению, в школьной программе этим заданиям мало уделяется времени и практикум призван восполнить данный пробел. Одновременно, этот курс призван, не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их интерес к предмету, любознательность, логическое мышление.
Решение уравнений, неравенств и систем с параметрами и модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
Кружок позволяет значительно сократить разрыв между требованиями, которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа.
Поэтому, особая установка курса - подготовка учащихся к конкурсным экзаменам в ВУЗы соответствующего профиля, и поэтому, преподавание должно обеспечить систематизацию знаний и умений, учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов, так как учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются и с другими задачами.
Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классе общеобразовательных школ.
Этот курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.
Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
- изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
- сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем, как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
- научить применять аналитический метод и решение задач с параметрами и модулем;
- научить приемам выполнения изображения на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами и модулем;
- научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
- пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;
- привитие навыков употребления функционально-графического метода при решении задач;
- способствовать подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 класс (36 часов)
1. Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля (2 часа). Что такое модуль числа? Модули и расстояния. Освобождение от модулей в уравнениях. Методы решения уравнений содержащих несколько модулей. Параллельное раскрытие модулей. Метод интервалов в задачах с модулями. Модули и квадраты.
2. Построение графиков, содержащих знак модуля (2 часа). Графики элементарных функций, содержащие знак модуля, как у аргумента, так и у функции; двойные модули; графики уравнений и соответствий, содержащие знак модуля. Знакомство и работа с компьютерными программами для построения графиков.
3. Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений (3 часа). Рациональные уравнения, однородные уравнения, симметрические уравнения, возвратные уравнения. Иррациональные уравнения: простейшие, уравнения с несколькими радикалами, полные квадраты под знаком радикала, замена переменной, посторонние корни, применение свойств функций. Показательные и логарифмические уравнения, тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным.
Основная цель – систематизировать умения в решении рациональных и иррациональных уравнений; сформировать умения решать уравнения указанных видов с параметрами и модулем.
Изучение темы начинается с повторения курса основной школы – решения линейных, квадратных, дробных, иррациональных уравнений. Решению дробных уравнений предшествует введение понятий равносильности. Его появление требует обработки: основное внимание следует уделить процессу осмысления учащимися выполнение преобразований в ходе решения уравнений, приводящих к равносильным уравнениям.
4. Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов (2 часа). Решение неравенств методом интервалов. Неравенства с одним модулем. Освобождение от модуля в неравенствах. Способы решения рациональных неравенств: разложение на множители, выделение полного квадрата, приведение к общему знаменателю и алгебраическое сложение дробей и т.д.
5. Простейшие задачи с параметрами (1 час). Понятие параметра. Две основных формы постановки задачи с параметром. Графическая интерпретация задачи с параметром. Методы решения простейших задач с параметрами.
6. Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена (2 часа). Условия существования корней квадратного трехчлена. Знаки корней. Расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка. Графическая интерпретация.
Основная цель – сформировать представление о методах решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций; научить анализировать исходные данные и на основе анализа осуществлять выбор метода решения.
7. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами (2 часа). Решение задач с помощью построения графиков левой и правой части уравнения или неравенства и «считывания» нужной информации с рисунка. Область определения. Множество значений. Четность. Монотонность. Периодичность. Симметрия графика относительно начала координат или оси ординат в зависимости от четности функции.
8. Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений. (1 час). Демонстрация приёма составления задач с параметром методом «от картинки к задаче».
9. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств (2 часа). Применение метода оценки левой и правой частей, входящих в уравнение или неравенство. «Полезные неравенства»: сумма двух взаимно обратных чисел, неравенство для суммы синуса и косинуса одного аргумента, неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел.
- 10. Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром а (2 часа). Основные приемы решения уравнений: тождественные преобразования, замена переменной. Равносильность уравнений. Исключение «посторонних» корней. Приемы решения рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений.
- 11. Графический способ решения уравнений и неравенств (2 часа). Работа построению графиков с помощью компьютерных программ Advanced Grapher, школьный графопостроитель – 1С, Математика + от AV.
Основная цель – систематизировать знания учащихся о функциях у = хр (р R, р0), у = (п N, п2); научить выполнять построение графиков с использованием параллельного переноса , растяжения и сжатия, симметрии.
При изучении делается акцент на обоснование каждого из преобразований графиков. Далее отрабатываются правила построения.
Особое внимание уделяется обработке навыков: построения области, заданных неравенствами, системами неравенств; выполнение необходимых преобразований ( в том числе выражений, содержащих несколько модулей), Направленных на приведение уравнений или неравенств к виду, удобному для изображения линий или областей, заданных уравнениями или неравенствами соответственно.
- 12. Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений (2 часа). Основные приемы решения систем уравнений и неравенств: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Системы неравенств с одной и двумя переменными. Сравнение графического и алгебраического способов решения уравнений и неравенств. Уравнения, неравенства и системы с параметрами, их решение и исследование.
- 13. Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум (2 часа). Производная сложной функции. Производная и касательная. Вторая производная. Исследование функций с помощью производной. Применение производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум.
- 14. Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей (4 часа). Перенос метода интервалов с прямой на плоскость. Обобщенный метод областей. Нахождение площади фигур, ограниченных неравенством. Применение метода областей к решению уравнений и неравенств с параметрами и модулем, и их комбинации.
15. Нетрадиционные задачи. Задачи группы "С" из ЕГЭ (7 часов). Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами. Задачи с параметром. От общего к частному и обратно. Задачи с: логическим содержанием. Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Разбор методов и способов решения заданий.
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Скорректир дата |
1 | Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля. | 02.09-06.09 | |
2 | Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля. | 09.09-13.09 | |
3 | Построение графиков, содержащих знак модуля | 16.09-2009 | |
4 | Построение графиков, содержащих знак модуля | 23.09-27.09 | |
5 | Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений | 30.09-04.10 | |
6 | Рациональные уравнения, однородные уравнения, симметрические уравнения, возвратные уравнения. | 07.10-11.10 | |
7 | Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения, тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным. | 14.10-18.10 | |
8 | Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов. | 21.10-25.10 | |
9 | Способы решения рациональных неравенств: разложение на множители, выделение полного квадрата, приведение к общему знаменателю и алгебраическое сложение дробей и т.д. | 28.10-01.11 | |
10 | Простейшие задачи с параметрами. | 05.11-08.11 | |
11 | Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена. | 11.11-15.11 | |
12 | Расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка. Графическая интерпретация. | 18.11-22.11 | |
13 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. | 25.11-29.11 | |
14 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. | 02.12-06.12 | |
15 | Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений. | 09.12-13.11 | |
16 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. | 16.12-20.12 | |
17 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. | 23.12-25.12 09.01-10.01 | |
18 | Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром а. | 13.01-17.01 | |
19 | Приемы решения рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений. | 20.01-24.01 | |
20 | Графический способ решения уравнений и неравенств. | 27.01-31.01 | |
21 | Графический способ решения уравнений и неравенств. | 03.02-07.02 | |
22 | Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. | 10.02-14.02 | |
23 |
| 17.02-21.02 | |
24 | Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум. | 24.02-28.02 | |
25 | Применение производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум. | 02.03-06.03 | |
26 | Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей. | 09.03-13.03 | |
27 | Перенос метода интервалов с прямой на плоскость. Обобщенный метод областей. | 16.03-20.03 | |
28 | Нахождение площади фигур, ограниченных неравенством. | 23.03-27.03 | |
29 | Применение метода областей к решению уравнений и неравенств с параметрами и модулем, и их комбинации. | 30.03-03.04 | |
30 | Нестандартные задачи. Задачи группы «С» из ЕГЭ | 06.04-10.04 | |
31 | Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами. | 13.04-17.04 | |
32 | Задачи с параметром. От общего к частному и обратно. | 20.04-24.04 | |
33 | Задачи с параметром. От общего к частному и обратно. | 27.04-01.05 | |
34 | Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Разбор методов и способов решения заданий. | 04.05-08.05 | |
35 | Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Разбор методов и способов решения заданий | 11.05-15.05 | |
36 | Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Разбор методов и способов решения заданий | 18.05-22.05 | |
Итого: | 36 ч |
Литература
- Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Минск.: Асар, 1996.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб. пособие для школ и классов с угулб. изуч. матем. – М.: Просвещение, 1995.
- Гуськова Л.Н. Уравнения с параметрами. Методическое пособие. Казань 2006.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: условия решения. –М.: Школа-Пресс, 1994.
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1996.
- Иванов А.П. Тесты и контрольные работы для систематизации знаний по математике: Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1 и 2. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000.
- Литвиенко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. – М.: ABF, 1995.
- Лысенко Ф.Ф. ЕГЭ. Тесты. 2010.
- Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ математика. Новая версия. 2010.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1999.
- Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- Фельдман Я.С., Жаржевский А.Я. Математика. Решение задач с модулями: Пособие для абитуриентов и старшеклассников. – СПб.: Оракул, 1997.
Согласовано»
Заместитель директора по ОВВР
_____________/Кондратьева Т.Л../
«30» августа 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 8 класс по теме "Решение нестандартных задач по математике"
рабочая программа 8 класс по теме "Решение нестандартных задач по математике"...
Презентация к развивающему занятию по математике в 5-8 классах по теме "Решение нестандартных задач"
Презентация позволяет провести развивающее занятие по математике в 5-8 классах по теме "Решение нестандартных задач".Повышает познавательную активность учащихся, направлена на развитие интереса ...
Рабочая программа по предмету "Методы решения нестандартных задач", 10-11 класс.
Предмет "Решение нестандартных задач по математике" предназначен для учащихся 10–11-х классов. Составлена на основе книги П.И. Горштейна, В.Б. Полонского, М.С. Якира «Задачи с параметрами»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Решение нестандартных задач по геометрии» 7 класс
Рабочая программа по рнз 7 класс...
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...
Программа работы кружка по математике "Решение нестандартных задач" 5-9 классы (Показатель 2.2.1)
Программа работы кружка по математике "Решение нестандартных задач" 5-9 классы по ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Указаны ожидаемые результаты личностные, предметные и метапредметные....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...