Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы
методическая разработка по литературе (6 класс)
Форма: мастерская общения
Оформление: выставка плакатов на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка сборников стихов В. Майнашева
Эпиграф:
На свете есть ещё такие люди,
Которым вправду дорог всякий зверь.
В.Майнашев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_s_poetom_r.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мигнинская СОШ»
имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича
Ермаковский район, Красноярский край
Час общения с поэтом
«Если ты родился на свет,
проживи свой век человеком»
(По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям
нашим меньшим» и охране родной природы)
Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы
Разработала и провела: Короткова
Надежда Романовна, учитель русского языка и литературы
2018 год
«Если ты родился на свет, проживи свой век человеком»
Цель: приобщить детей к гуманистической поэзии Валерия Майнашева; вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к «братьям нашим меньшим» на основе принципов гуманизма; стимулировать нравственно ценные мотивы поведения; воспитывать любовь к природе, родине.
Форма: мастерская общения
Оформление: выставка плакатов на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка сборников стихов В. Майнашева
Эпиграф:
На свете есть ещё такие люди,
Которым вправду дорог всякий зверь.
В.Майнашев.
Звучит хакасская музыка,
на мультимедиа портрет Валерия Майнашева
1 чтец читает стихотворение В.Майнашева «Жарки»:
Вновь брожу я по лесам зелёным
Над бездымным пламенем жарков.
И кукушки голос отдалённый,
Словно сердце вешнее лесов.
О жарки , жарки, вы дети солнца
(так у нас в народе говорят).
По лесам лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.
Знаю я , что есть цветы другие.
Восхищает нас их красота,
Но они, как девушки чужие,
Мне не грели душу никогда.
Наберу опять цветов охапку,
Окунусь лицом в огонь живой,
И заноет сердце болью сладкой,
Словно той далёкою весной.
Словно вновь вернулись эти годы,
Где душой я чист и нежен был,
И любимой целые подводы
Я жарков из леса привозил.
О жарки, жарки, горите страстно,
Пусть в лесах цветёт, поёт весна!
А когда уйдёте вы, погаснув,
Потемнеет наша сторона.
1 ведущий: знаете ли вы, кому принадлежит это замечательное стихотворение?
Автором этого стихотворения и многих других, посвящённых уникальной природе, зверям и птицам Хакасии, является наш земляк, уроженец Усть – Абаканского района, Валерий Майнашев. Он относится к тем поэтам, чья самобытность ярче всего проявляется в стихах о природе, составляющих основу всех его книг:
Я бы хотел превратиться в шум-
В голос вечных полей и лесов…
Были и есть поэты, воспринимающие природу извне, как фон собственных переживаний и размышлений. Им важна не столько природа, сколько тот отзвук, который рождает она в душе человека. Но были и есть художники, любящие в природе ее самоценность. Очеловечивание природы – это способ проникновения в ее тайны, поэтому в стихотворениях Майнашева человеческое, личное и природа едины:
А кругом стоят цветы, цветы
Живую радугу качают.
Лукаво поглядывая на меня,
Шепчутся, как девчонки, друг с другом.
2 ведущий.
-Ребята, а как вы думаете, какие цветы являются символом Хакасии? Конечно же, это жарки. Но жарки – народное название. А кто знает научное название?( Купальница азиатская ).А известно ли вам, что эти цветы внесены в список оберегаемых растений Хакасии?.
-А кто знает, какие еще цветы внесены в этот список? ( Пион Марьин-корень, кукушкин башмачок, флокс, лилия, кувшинка и др. )
Так вот, В. Майнашев, в юности даривший любимой целые подводы жарков, повзрослев, осознает преступность своих поступков и раскаивается:
Я цветы охапками не стану дарить,
Я их чистые души не стану губить.
Все это потому, что поэт «с каждой избой и тучею, с громом, готовым упасть», чувствует «самую жгучую, самую смертную связь».
Живой огонь миллионов солнышек рождает душевную красоту, любовь, восхищение, сладкую боль сердца. Для поэта природа с ее полными жизненной энергией жемчужинами-жарками – это светлый осязаемый храм. Она главный герой его поэзии, к ней обращается он в самые счастливые минуты в своей жизни.
3 ведущий.
Природа нуждается в защите. Отсутствие разумного отношения приводит к тому, что самое красивое, могучее, совершенное погибает в первую очередь. С болью в сердце рассказывает Майнашев о том, как исчезает гордость Хакасии – бесценный кедр, как безжалостный топор превращает в «покойников» исполинские деревья.
2 чтец.В защиту кедра.
За окном тяжелые машины.
День и ночь гудят они, гудят.
У подножья Карлыгана ныне
Началось сраженье, говорят.
Там, где по медвежьим темным дебрям
Промышляли деды с давних пор –
Над сибирским нашим чудо-кедром
Занесен безжалостный топор.
Знаю я, ( но мне отнюдь не легче ):
Древесина всей стране нужна.
Но мелеют и скудеют речки –
И Аскиз, и светлая Ниня.
Не с того ль лесные птицы, звери
Разлюбили свой родимый край,
И уходят навсегда, без веры,
Знаменитый соболь и марал?
И гляжу в окно я беспокойно.
Да, такие, брат, у нас дела:
День и ночь провозят, как покойников,
Кедров исполинские тела.
-О какой такой вере говорит поэт?
-Почему уходят навсегда «знаменитый соболь и марал ?»
-Зачем, с какой целью уничтожается кедр?
-А знаете ли вы, что черноглазая черемуха, которая весной радует глаз белоснежным нарядом, тоже попала в список оберегаемых?
-Как вы думаете, почему? Кто в этом виноват?
3 ведущий.
А как взволнованно, напряженно звучат слова хакасского поэта, когда он выплескивает свою боль, повествуя о разрушении, гибели самого прекрасного на его земле. Никого не могут оставить равнодушными стихотворения, посвященные братьям нашим меньшим. Реквием по всему этому можно назвать его «Песню о глухаре».
2 чтец. Песня глухаря.
Меня прославляют поэты,
Поют в один голос они,
Что брови красны, как рассветы,
Певец, мол, тайги и весны.
Я б в это охотно поверил,
Но вот наступает тот срок,
Охотники тихо, как звери,
Под утро придут к нам на ток.
И только восток заалеет,
Начнется игра на току,
Я сразу навек захмелею
И больше взлететь не смогу.
Тогда-то картечью горячей
За песню меня угостят.
Никто обо мне не заплачет –
У птиц нет души, говорят.
И тело мое не зароют,
Но сварят в котле целиком,
И с чувством и с толком обмоют
Такую добычу вином.
А после в журнал иль в газету
Напишет ведь кто-то свое,
Что брови красны, как рассветы,
Что дрогнуло будто ружье.
4 ведущий. Поэта волнует живое украшение сибирской природы. А выстрел на тетеревином току – это не только разрушение естественной красоты, но и нравственная потеря. И если есть на свете «нелюди», то и люди тоже есть.
3 чтец.
Турпан.
По весеннему лугу с ружьем за спиной
Я иду и любуюсь зеленой весной.
Вот на озере синем сквозь светлый туман,
Словно красный жарок, проступает турпан.
И кричит он мне с озера: «Ат» да и «ат»
Словно он, а не я перед ним виноват.
Нет, дружище турпан, я не стану стрелять.
Ты, наверное, сам это можешь понятью.
На горе, под скалою, супруга твоя.
Кто же будет ей пищу носить без тебя?
Пусть же мирно она там выводит птенцов –
Будет больше на озере нашем жарков.
5 ведущий.
На территории заповедника «Хакасский» 295 видов птиц, из них 35 видов занесены в Красную книгу РФ.
-А каких редких птиц, занесенных в Красную книгу РФ знаете вы? ( журавль-красавка, балобан, орел-могильник, сапсан, лебедь ).
-А знаете ли вы, что на заповедном участке «Озеро Белё» отмечаются даже залеты фламинго? Кто из вас видел эту птицу? Посмотрите, как он выглядит ( цветное изображение на проекторе ).
Но взгляд хакасского поэта обращается не только к диковинным заморским птицам. Даже примелькавшиеся, верные сибирякам вороны и воробьи, по-своему неповторимы: «танцуют» вокруг телевышки «вороны 20 века» и распевает веселые песни «родственник бедный» воробей.
4 чтец. Воробей.
Вора – бей! Но не бей воробья!
Воробей – он товарищ известный,
Он сидит под окном у тебя,
Распевая веселые песни.
И не надо ему ничего:
Ни воды и ни хлеба не просит,
А в холодную зиму с тобой
Терпеливо нужду переносит.
Но когда потеплеет опять
И раздастся заморское пенье,
Надоевшего вмиг воробья
От порога ты гонишь с презреньем.
Но лишь гости уедут опять
И замолкнет их чудное пенье,
На оставшегося воробья
Поглядишь ты почти с умиленьем.
Вора – бей! Но не бей воробья!
Пусть порою бывает он вредным,
Он один не покинет тебя,
Воробей – он как родственник бедный.
А сколько тепла, участия звучит в обращении к маленькой зеленой птичке.
5 чтец. Птичка.
Что стучишь ты, зеленая птичка,
Подлетая к окну моему?
Что ты хочешь сказать, невеличка?
Не пойму я никак, не пойму.
Может просто согреться ты хочешь?
Да не можешь ведь двери открыть,
Может, хлеба кусочек ты просишь? –
Да не можешь ведь ты говорить.
Может, ждут меня добрые вести –
Ты об этом мне хочешь сказать?
Ну, а если, а если, а если? –
Все равно не должна ты скрывать.
Что стучишь ты, зеленая птичка,
Подлетая к окну моему?
Что ты хочешь сказать, невеличка?
Не пойму я, никак не пойму…
6 ведущий. В начальный период своего становления человечество строило отношения с природой исключительно с позиции ее покорения
В настоящее время необходимость в таком подходе отпала, но осталась великая сила привычки. Современный человек, в основном решивший проблему питания, как и его предок много веков назад, идет в лес и убивает все, что можно съесть, не понимая, что первая обязанность – предвидеть последствия своих поступков.
В век глобальных катаклизмов резко обостряется проблема защиты флоры и фауны. Стихотворения В. Майнашева, посвященные животным, воспринимаются как плач по брату.
Природа страдает от общественного лицемерия. Смотреть на все гастрономически – недостойно современного человека. Отношение к природе должно быть гуманизировано. Таковы убеждения хакасского поэта.
6 чтец. Лисица.
Я ехал зимой в Абакан.
Как будто в предчувствии дали,
Устроив удобней бока,
В автобусе люди дремали.
И в такт им спокойно гудел
Автобус, спеша к горизонту.
Я молча в окошко глядел
На низкое зимнее солнце.
Так были светлы и легки
Нежданные эти минуты,
И мне вспоминались стихи
Про снежное зимнее утро.
И вдруг кто-то крикнул: «Лиса!» -
По-детски восторженно охнув.
И все пассажиры глаза
Двустволками подняли к окнам.
И там, где кончается наст,
Рукою подать от дороги,
Лисица, уставясь на нас,
Сидела без всякой тревоги.
Инстинкт заработал всерьез,
Забились сердца учащенно,
Лиса показала всем хвост
И скрылась за холмик достойно
«Такой воротник! – и пропал», -
Сипел кто-то, сплюнув с досады,
Про ружья шумела толпа
А пушку им было не надо.
7 ведущий
- Вы обратили внимание на обилие слов, обозначающих оружие? И на этот раз охотник одержал верх над человеком, забывшим: «не убей».
Поэт призывает взглянуть на мир живой природы не с точки зрения потребления «лисьего воротника», а с позиции его красоты. Силовым методом природу покорить невозможно, с ней необходимо строить разумные отношения. В противном же случае может произойти самое страшное:
7 чтец -
Творится здесь что-то не то…
Раньше были таежные дебри.
В них медведи водились…
Теперь
Облысела тайга. А деревья
Рубят все!
Где же прячется зверь?
А куда лес увозят – не знаю.
Звери жить здесь, конечно, не могут.
Птицы нет.
1 ведущий- Каких редких зверей, проживающих в Хакасии, вы знаете? В красную книгу РФ занесены снежный барс, северный олень, сибирский горный козел, горный баран аргали, красный волк и др.
Поэт Валерий Майнашев считает себя лично ответственным за все происходящее.Его жизнь – это вечные усилия, направленные на внутреннее противостояние злу.
1-ый чтец.
Когда встречаю я людскую злобу,
Я одного не вспомнить не могу,
Как черная собака по болоту
Бежит и кувыркается в снегу.
Леса заснеженные и пустые
Забил восторженный собачий лай,
Как будто зазвонили там лесные
Дремавшие в лесу колокола.
А той порой шел человек с охоты
С обидою на птиц и на зверье,
И он увидел вдруг собаку на болоте
И разрядил в нее свое ружье.
Короткий визг. И звезды разлетелись,
И свет погас, и опустилась мгла.
А он с сознаньем сделанного дела
Прочь удовлетворенно зашагал.
Не понимал он, жалкий и жестокий,
Что этот миг бесследно не пройдет,
Что будет день и станет ему горько,
И он себя нещадно проклянет.
- о чем это стихотворение? Почему неудачливый охотник убил собаку? Вымещение злобы на «братьях меньших» - это , по существу, борьба человека с самим собой, где льётся не только кровь жертвы, но и разлагается душа палача. Такой человек опасен для окружающих.
Валерий Майнашев говорит об отсутствии нравственного закона, соответствующего общечеловеческим нормам: «не лги», «не воруй», «не убей». Став вне закона, «расстрелявший в себе человека» поселяет в своей душе зло, разрушающая сила которого рано или поздно его уничтожит .Поэт видит свою задачу в том, чтобы напомнить о необходимости следовать нравственным законам.
2чтец.
Собаке
Опять скулишь, лукавый мой братишка,
И смотришь пристально ко мне в окно,
Зовёшь, зовёшь меня ты, как мальчишку,
Со мною хочешь поиграть давно.
Постой, голубчик, не бросайся с ходу
И целоваться ты не торопись-
Я ж человек, хозяин, царь природы,
В моих руках твоя собачья жизнь.
Лишь стоит захотеть и, как собаку,
Недолго думая, тебя убью,
И, шкуру выделав, себе папаху
На зависть окружающим сошью.
Как городской пресытившийся модник,
Кому уж мало белок и лисиц,
Из-за кого по деревням сегодня
И до собак безвинных добрались.
Да, тяжела лишь шапка Мономаха,
А в этих шапках просто благодать.
Ведь не залаять больше им собакой,
Лисицей в поле им не убежать.
Ах, погоди, не плачь, дружок мой, будет!
Я скверно пошутил, ты мне не верь.
На свете есть ещё такие люди,
Которым вправду дорог всякий зверь.
2-ой ведущий.
Продолжая размышлять о живой природе, нельзя не вспомнить, что В.Г. Майнашев воистину боготворил лошадей. Любая встреча с этим великолепным животным вызывала в нем восхищение, радость и неизбежно рождала неповторимый поэтический образ. В животном, в котором обычно видят лишь «рабочую скотину», обнаруживает самоценную, независимую, глубокую сущность. Стихотворение « Старый конь» пронизано ощущением нечеловеческой, но очень доброй, близкой, родственной души, с которой поэт ведет доверительный разговор:
2-ой чтец: Старый конь.
Старый конь мой игреневой масти,
Много лет мы дружили с тобой,
И погожим деньком, и в ненастье
Мы шагаем дорогой одной.
Время нас беспощадно давило,
Обласкало теперь сединой.
Где же та наша внешняя сила,
Где же радость бунтующих ног?
Сколько верст мы с тобой отмахали?
Подсчитать- до луны хватит сил;
Сколько тяжестей мы оттаскали?
Все сложить- будет добрый тасхыл.
Только мы никогда не роптали-
Молча делали дело свое.
Пусть за труд и медаль нам не дали,
Что с того, проживем без нее.
Пусть порой я дорогу не видел
И свой кнут сгоряча подымал,
Никогда ведь ты не был в обиде-
Ты меня хорошо понимал.
Ты всегда, мой дружище, подкован,
И хомут не устал тебя ждать.
Почему ж нет такого закона,
Чтоб на пенсию вас провожать?!
3-ий ведущий.
Поднимите руки, у кого есть домашние животные. Всегда ли вы к ним добры?
А теперь послушайте, прочувствуйте, сколько тепла в добродушной иронии «строгого хозяина» к четвероногому обитателю нашего жилья «коту-лежебоке». А ведь без него немыслимы тепло, уют домашнего очага.
3-ий чтец
Кот
Чего таращишь на меня глаза,
Кот-лежебока, труженик дивана?
Опять мяска подать? Но так нельзя,
Ведь только что ты слопал полбарана!
И вкрадчивых мне песен не мурлычь,
Я не поддамся на твои уловки.
Имел бы совесть- не лежал как хрыч,
А шел да половил мышей в кладовке.
Э, погоди, дружок, куда удрал?
Все объясню, вернись на полминутки:
Я в строгого хозяина играл,
А ты не понял этой вздорной шутки.
Давай-ка подзакусим мы вдвоем
Да вместе и уляжемся под шубу.
Ты не спеша расскажешь о своем,
Я - о своем без суеты и шуму.
Пускай метель бушует за стеной,
Что нам с тобой до этой свистопляски?
Уют, тепло… И знаю я давно,
Что кот ты не простой, а тот, из сказки…
Учитель.
-Среди вас тоже немало начинающих поэтов и писателей. Давайте послушаем, какие проникновенные, добрые слова подобрали вы для своих четвероногих друзей(защита детских стихотворений и сочинений)
- А кто еще хочет рассказать о своем четвероногом друге?
Ребята, в сборниках стихов хакасского поэта вы сможете найти еще немало трогательных, задушевных строк о «братьях наших меньших». Они рассчитаны на сочувствие людей, их доброжелательность. Рекомендую прочитать стихи: « Плач зайчихи», «Крик бурундука», «Воет собака», «Медведиха» и другие. Уверена, что они найдут отклик в вашей душе.
Закончить нашу встречу с поэтом В. Майнашевым я хочу словами из поэмы «Мага»:
Вот старуха!- и думаю – Что ей
До таежных проблем?
Скоро смерть
Значит будет до смерти живое
Человек и любить, и жалеть!
Я еще ей сто лет жить желаю.
-А теперь, ребята, я попрошу вас написать отзывы о том, что вы узнали нового, полезного, что из услышанного здесь пригодится вам во взрослой жизни.
- Понравился ли вам поэт Валерий Майнашев?
-С каким еще поэтом вам хотелось бы встретиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Внеклассное мероприятие по биологии "О братьях наших меньших"
Внееклассное мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов....
Внеклассное мероприятие "Мы и братья наши меньшие"
Описание внеклассного мероприятия, праздника, посвященного животным, нашим питомцам....
Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие».
Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие»....
Сценарий внеклассного мероприятия по детским стихотворениям Саида Шахмурзаева о животных «Поговорим о братьях наших меньших» .
Открытое мероприятие было проведено к 13-0летию балкарского поэта Саида Шахмурзаева. Принципами отбора материала являются: литературный, нравственно-эстетический, языковедческий. Элементом новизны явл...