Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)
методическая разработка по литературе на тему

Волкогон Валентина Петровна

 

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

    Работая  по литературному чтению в разделе «О братьях наших меньших»,  в беседе  о значении животных в жизни человека,  я рассказала несколько интересных историй о  животных и их взаимоотношениях с людьми. И  увидела, что  эта тема очень заинтересовала детей. Так началась наша работа над  информационна творческим проектом "О братьях наших меньших". В своих материалах я постаралась отразить все этапы работы над проектом и некоторый дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizacionnaya_rabota_nad_proektom_vo_2_klasse.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Об информационно - творческом проекте  «О братьях наших меньших» (  в 2 класс).

 Современное образование переживает время реформ. До последнего времени преподавание в начальной школе было ориентировано на изучение ЗУНов,  однако сегодня, на мой взгляд, более актуальна проблема  не столько в приобретении  конкретных навыков, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные  технологии на практике.

Методы реализации проектной деятельности

В современной педагоги ке утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих по самой своей сути в сочетании с использованием также  традиционных информационно-рецептивных и репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.

Проектную деятельность невозможно вместить в рамки отдельно отведенного урока. Здесь на первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Повышению эффективности такой деятельности способствует быстрая реакция учителя на возникающие в ходе самостоятельной работы учащихся вопросы и проблемы, его интерес к мнению ученика. И тут, естественно, возрастает роль учителя как координатора самостоятельной работы учащегося.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Работая  по литературному чтению в разделе «О братьях наших меньших»,  в беседе  о значении животных в жизни человека,  я рассказала несколько интересных историй о  животных и их взаимоотношениях с людьми. И  увидела, что  эта тема очень заинтересовала детей. Мы решили поискать интересные рассказы, стихотворения  о животных в классной библиотечке, в школьной библиотеке, дома.

Материала собралось очень много. И тогда мы решили  конкретизировать нашу работу - собрать  материал о наших домашних животных. Выяснилось, что у каждого из нас есть домашние животные, они ежедневно рядом с нами,  дарят нам свою любовь и преданность и мы их очень любим. Детям хочется о них рассказывать, обсуждать,  сравнивать, фотографировать, рисовать.

Родилась идея   информационно-творческого проекта  «О братьях наших меньших -  наших домашних любимцах». Мы решили собрать как можно больше материала о   наших питомцах.

Цель проекта: изготовление  книги о наших домашних животных
Задачи:

  1. формировать навыки исследовательской деятельности;
  2. воспитывать интерес к книгам, чтению дополнительной литературы;
  3. развивать творческие способности учеников;
  4. развивать коммуникативные способности;
  5. развивать познавательную активность;
  6. развивать умение анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности;
  7. воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Класс разделился на три творческие группы:

Первая группа детей собирала материал о кошках;

Вторая – о собаках;

Третья - о попугаях.

К поиску подключились и родители. У каждого из ребят дома множество энциклопедий, у многих есть компьютер, имеется выход в Интернет.  Заранее провела родительское собрание, рассказала родителям суть этого информационно - творческого проекта. Попросила принять участие. Учитывая то, что   наши второклассники  впервые выполняли  такой  проект, я руководила  всем  процессом творческой деятельности:

Давала  недостающую информацию, оказывала помощь в подборе и систематизации  материалов,  консультировала  родителей, поддерживала  и поощряла  активность и познавательный интерес  учеников в работе над проектом.

Каждая группа учеников  искала  рассказы и стихотворения  о «своих» животных в классной библиотеке, в школьной библиотеке, дома. Мы решили  оформить  классную газету «О наших домашних любимцах», а для неё - написать сочинения  и сфотографироваться с ними, нарисовать их, смастерить поделки, найти песни о них. Дети работали с удовольствием. Положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствовала созданию условий для успешности учебного процесса             ( частью которого и является  проектная деятельность).

Время работы над проектом:  2недели
Режим работы:

использование учебных часов ( уроков литературного чтения, природоведения,  математики, уроков технологии,  изобразительного искусства );

внеурочных коррекционных  и кружковых занятий,  классных часов;

«Часа досуга» в ГПД

Материально- техническое оснащение: книги о домашних животных, детские энциклопедии,  предметные и сюжетные картинки, «занимательные раскраски»,  рисунки  и поделки детей,  записи  песни «Рыжий кот», «Не дразните собак»

Во время работы над проектом не все учащиеся работали одинаково.

Проектный метод помогает мне реально внедрять дифференцированный подход к учащимся. Использовала  разные по уровню сложности проектные задания, учитывая их возможности, уровень развития техники чтения.

Этапы  выполнения проекта

  1. Исследовательский (выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор материала)
  2. Технологический (чтение выбранной литературы, определение наиболее  доступных и интересных материалов, оформление газеты,  изготовление поделок, рисунков)
  3. Заключительный (подведение итогов работы, рефлексия, представление проекта– открытый урок)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Проект "Братья наши меньшие в русской фразеологии"

УМП  рассчитан для учащихся 5-6-х классов по предмету «русский язык», «литература». Проект включает следующие темы учебника: «Лексика», «Фразеологизмы», «Басни Крылова». Данный проект направлен н...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"

Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"

Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;              2) способствовать развитию речи учащихс...

Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».

Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».Разработка  внеурочного занятия можно использов...

Проект "Помоги братьям нашим меньшим"

Расширение технических возможностей для пропагандистской работы по оказанию помощи бездомным животным (флаеры, листовки, проспекты) и привлечение внимания общественности к этой проблеме....