Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс)

Колмагорова Анна Александровна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с авторской программой Математика. Сборник рабочих программ 5-6 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Учебник Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]». – М.: Просвещение, 2017

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_6klass.docx48.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №22"

г. Сергиев Посад

Рабочая программа по математике

Класс 6Б

Составитель: учитель математики

А.А. Колмагорова

2018  г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с авторской программой Математика. Сборник рабочих программ 5-6 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Учебник Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]». – М.: Просвещение, 2017

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории и учетом устойчивых познавательных интересов;
  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,  учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  7. креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении задач;
  8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

регулятивные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  5. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные:

  1. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаково - символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  3. первоначальные представления об идеях и о методе математики как об универсальном языке науки и техники;
  4. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  5. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решения, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  6. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  7. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  8. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  9. понимание сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
  10. умение устанавливать причинно - следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  11. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);

коммуникативные:

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные:

  1. формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
  2. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  3. развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  4. овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
  5. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
  6. овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
  7. формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
  8. овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
  9. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,  пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
  10. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.

 Содержание учебного предмета

Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Степень с натуральным показателем. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам. Отношение; выражение отношения в процентах. Пропорция; основное свойство пропорции. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение m/n, где т — целое число, а n — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Степень с целым показателем.

Действительные числа

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.

Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя — степени десяти в записи числа. Приближённое значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.

Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений. Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Неравенства. Числовые неравенства и их свойства.

Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.

Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изготовление моделей пространственных фигур. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Периметр многоугольника.

Длина окружности, число π, длина дуги окружности. Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности. Понятие площади плоских фигур. Площадь круга.

Координаты. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера—Венна.

Математика в историческом развитии. История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер. Примеры различных систем координат на плоскости. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А. Н. Колмогоров. Золотое сечение.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки (коррекция)

Отношения, пропорции, проценты (26ч.)

1

Отношения чисел и величин

03.09.2018

2

Отношения чисел и величин

04.09.2018

3

Масштаб

05.09.2018

4

Масштаб

06.09.2018

5

Деление числа в данном отношении

07.09.2018

6

Деление числа в данном отношении

12.09.2018

7

Деление числа в данном отношении

13.09.2018

8.

Пропорции

14.09.2018

9

Пропорции

17.09.2018

10

Пропорции

18.09.2018

11

Прямая и обратная пропорциональность

19.09.2018

12

Прямая и обратная пропорциональность

20.09.2018

13

Прямая и обратная пропорциональность

21.09.2018

14

Прямая и обратная пропорциональность

24.09.2018

15

Контрольная работа №1

25.09.2018

16

Понятие о проценте

26.09.2018

17

Понятие о проценте

27.09.2018

18

Понятие о проценте

28.09.2018

19

Задачи на проценты

01.10.2018

20

Задачи на проценты

02.10.2018

21

Задачи на проценты

03.10.2018

22

Круговые диаграммы

04.10.2018

23

Круговые диаграммы

05.10.2018

24

Занимательные задачи

08.10.2018

25

Занимательные задачи

09.10.2018

26

Контрольная работа №2

10.10.2018

Целые числа (34 ч.)

27

Отрицательные целые числа

11.10.2018

28

Отрицательные целые числа

12.10.2018

29

Противоположные числа. Модуль числа

15.10.2018

30

Противоположные числа. Модуль числа

16.10.2018

31

Сравнение целых чисел

17.10.2018

32

Сравнение целых чисел

18.10.2018

33

Сложение целых чисел

19.10.2018

34

Сложение целых чисел

22.10.2018

35

Сложение целых чисел

23.10.2018

36

Сложение целых чисел

24.10.2018

37

Сложение целых чисел

25.10.2018

38

Законы сложения целых чисел

26.10.2018

39

Законы сложения целых чисел

05.11.2018

40

Разность целых чисел

06.11.2018

41

Разность целых чисел

07.11.2018

42

Разность целых чисел

08.11.2018

43

Разность целых чисел

09.11.2018

44

Произведение целых чисел

12.11.2018

45

Произведение целых чисел

13.11.2018

46

Произведение целых чисел

14.11.2018

47

Частное целых чисел

15.11.2018

48

Частное целых чисел

16.11.2018

49

Частное целых чисел

19.11.2018

50

Распределительный закон

20.11.2018

51

Распределительный закон

21.11.2018

52

Раскрытие скобок и заключение в скобки

22.11.2018

53

Раскрытие скобок и заключение в скобки

23.11.2018

54

Действия с суммами нескольких слагаемых

26.11.2018

55

Действия с суммами нескольких слагаемых

27.11.2018

56

Представление целых чисел на координатной оси

28.11.2018

57

Представление целых чисел на координатной оси

29.11.2018

58

Контрольная работа №3

30.11.2018

59

Занимательные задачи

03.12.2018

60

Занимательные задачи

04.12.2018

Рациональные числа (38ч.)

06.12.2018

61

Отрицательные дроби

05.12.2018

62

Отрицательные дроби

06.12.2018

63

Рациональные числа

07.12.2018

64

Рациональные числа

10.12.2018

65

Сравнение рациональных чисел

11.12.2018

66

Сравнение рациональных чисел

12.12.2018

67

Сравнение рациональных чисел

13.12.2018

68

Сложение и вычитание дробей

14.12.2018

69

Сложение и вычитание дробей

17.12.2018

70

Сложение и вычитание дробей

18.12.2018

71

Сложение и вычитание дробей

19.12.2018

72

Сложение и вычитание дробей

20.12.2018

73

Умножение и деление дробей

21.12.2018

74

Умножение и деление дробей

24.12.2018

75

Умножение и деление дробей

25.12.2018

76

Умножение и деление дробей

26.12.2018

77

Законы сложения и умножения

27.12.2018

78

Законы сложения и умножения

28.12.2018

79

Контрольная работа №4

14.01.2019

80

Смешанные дроби произвольного знака

15.01.2019

81

Смешанные дроби произвольного знака

16.01.2019

82

Смешанные дроби произвольного знака

17.01.2019

83

Смешанные дроби произвольного знака

18.01.2019

84

Смешанные дроби произвольного знака

21.01.2019

85

Изображение рациональных чисел на координатной оси

22.01.2019

86

Изображение рациональных чисел на координатной оси

23.01.2019

87

Изображение рациональных чисел на координатной оси

24.01.2019

88

Уравнения

25.01.2019

89

Уравнения

28.01.2019

90

Уравнения

29.01.2019

91

Уравнения

30.01.2019

92

Решение задач с помощью уравнений

31.01.2019

93

Решение задач с помощью уравнений

01.02.2019

94

Решение задач с помощью уравнений

04.02.2019

95

Решение задач с помощью уравнений

05.02.2019

96

Контрольная работа №5

06.02.2019

97

Занимательные задачи

07.02.2019

98

Занимательные задачи

08.02.2019

Десятичные дроби (34ч.)

13.02.2019

99

Понятие положительной десятичной дроби

11.02.2019

100

Понятие положительной десятичной дроби

12.02.2019

101

Сравнение положительных десятичных дробей

13.02.2019

102

Сравнение положительных десятичных дробей

14.02.2019

103

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

15.02.2019

104

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

18.02.2019

105

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

19.02.2019

106

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

20.02.2019

107

Перенос запятой в положительной десятичной дроби

21.02.2019

108

Перенос запятой в положительной десятичной дроби

22.02.2019

109

Умножение положительных десятичных дробей

25.02.2019

110

Умножение положительных десятичных дробей

26.02.2019

111

Умножение положительных десятичных дробей

27.02.2019

112

Умножение положительных десятичных дробей

28.02.2019

113

Деление положительных десятичных дробей

01.03.2019

114

Деление положительных десятичных дробей

04.03.2019

115

Деление положительных десятичных дробей

05.03.2019

116

Деление положительных десятичных дробей

06.03.2019

117

Контрольная работа №6

07.03.2019

118

Десятичные дроби и проценты

08.03.2019

119

Десятичные дроби и проценты

11.03.2019

120

Десятичные дроби и проценты

12.03.2019

121

Десятичные дроби и проценты

13.03.2019

122

Десятичные дроби произвольного знака

14.03.2019

123

Десятичные дроби произвольного знака

15.03.2019

124

Приближение десятичных дробей

18.03.2019

125

Приближение десятичных дробей

19.03.2019

126

Приближение десятичных дробей 

20.03.2019

127

Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел

21.03.2019

128

Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел

22.03.2019

129

Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел

03.04.2019

130

Контрольная работа №7

04.04.2019

131

Занимательные задачи

05.04.2019

132

Занимательные задачи

08.04.2019

Обыкновенные и десятичные дроби (24ч)

12.04.2019

133

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь

09.04.2019

134

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь

10.04.2019

135

Бесконечные периодические десятичные дроби

11.04.2019

136

Бесконечные периодические десятичные дроби

12.04.2019

137

Непериодические бесконечные десятичные дроби

15.04.2019

138

Непериодические бесконечные десятичные дроби

16.04.2019

139

Длина отрезка

17.04.2019

140

Длина отрезка

18.04.2019

141

Длина отрезка

19.04.2019

142

Длина окружности. Площадь круга

22.04.2019

143

Длина окружности. Площадь круга

23.04.2019

144

Длина окружности. Площадь круга

24.04.2019

145

Координатная ось

25.04.2019

146

Координатная ось

26.04.2019

147

Координатная ось

29.04.2019

148

Декартова система координат на плоскости

30.04.2019

149

Декартова система координат на плоскости

01.05.2019

150

Декартова система координат на плоскости

02.05.2019

151

Столбчатые диаграммы и графики

06.05.2019

152

Столбчатые диаграммы и графики

07.05.2019

153

Столбчатые диаграммы и графики

08.05.2019

154

Контрольная работа № 8

09.05.2019

155

Занимательные задачи

10.05.2019

156

Занимательные задачи

13.05.2019

Повторение (14 ч.)

157

Повторение. Отношение и пропорции

14.05.2019

158

Повторение. Проценты

15.05.2019

159

Повторение. Целые числа

16.05.2019

160

Повторение. Рациональные числа

17.05.2019

161

Повторение. Десятичные дроби

20.05.2019

162

Повторение. Десятичные дроби

21.05.2019

163

Повторение. Обыкновенные и десятичные дроби

22.05.2019

164

Повторение. Обыкновенные и десятичные дроби

23.05.2019

165

Повторение. Обыкновенные и десятичные дроби

24.05.2019

166

Повторение. Решение задач

27.05.2019

167

Повторение. Решение задач

28.05.2019

168

Повторение. Декартова система координат

29.05.2019

169

Итоговая контрольная работа

30.05.2019

170

Повторение. Обобщающий урок

31.05.2019

Рассмотрено

на заседании МО  

Протокол №______

от  29.08.2018 г.

Руководитель МО __________/  В.П.Малова

Литература.

1. Математика: 6 кл. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин.— М.: Просвещение, 2017.

2. Потапов М. К. Математика: книга для учителя: 5—6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2010.

3. Потапов М. К. Математика: дидактические материалы: 6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2010.

4. Потапов М. К. Математика: рабочая тетрадь: 6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2009.

5. Чулков П. В. Математика: тематические тесты: 6 кл. / П.В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2010.

6. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5—6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...