План - конспект урока Математика 5 класс «Сложение целых чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс)
План - конспект урока
Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)
Тема урока: «Сложение целых чисел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nigomatova._konspekt_uroka._slozhenie_tselyh_chisel.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)
Тема урока: «Сложение целых чисел»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: Формирование у обучающихся способности к осмыслению и применению правил сложения целых чисел
Задачи:
- сформировать представление о правилах сложения целых чисел в следующих случаях: слагаемые имеют одинаковые знаки, разные знаки, слагаемые - противоположные числа, одно из слагаемых равно 0.
- развивать мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на свои рабочие места. Все ли готово к уроку? Спасибо, присаживайтесь. | Проверяют готовность к уроку: наличие учебной книги, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Сейчас я вам прочитаю четверостишие, а вы попытайтесь угадать тему сегодняшнего урока: Числа отрицательные, новые для вас, Лишь совсем недавно изучил ваш класс. Сразу поприбавилось нам теперь мороки: Изучить все правила сложения на уроке. Вы догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке? | Изучать правила сложения чисел |
Верно. Сегодня мы будем учиться складывать целые числа. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Сложение целых чисел» | Открывают тетради, записывают |
Сначала выполните задание-разминку: Назовите в каждом выражении большее слагаемое и найдите значение выражения: |+8|+|-3|= |+5|+|+16|= |-8|+|-6|= |-10|+|0|= | Ответы: 11, большее - |+8| 21, большее - |+16| 14, большее - |-8| 10, большее - |-10| |
А теперь посмотрите на доску, здесь написаны 4 примера: +5+(+3)= -5+(-3)= -2+(+5)= -10+(+5)= | |
Чем похожи эти примеры? | нужно находить сумму |
Смоделируем ситуацию, которая соответствует первому примеру. Представьте себе градусник. Предположим, что утром температура повысилась на 5 градусов, в течение дня еще на 3 градуса. Необходимо узнать, насколько температура повысилась за весь день. Нарисуйте у себя в тетрадях координатную прямую, расположив ее вертикально, как шкалу на термометре. Рисует вертикальную числовую прямую на доске. Отметим на числовой прямой изменения температуры, обозначив, что в начале она была равна нулю. Тогда, на сколько градусов в общем изменилась температура? Как вы это нашли? Правильно, другими словами, вы нашли сумму двух положительных чисел. | Рисуют в тетрадях числовую прямую. Отвечают: начало, единичный отрезок, направление. На 8. Нашли сумму двух изменений, прибавили к пяти три. |
Посмотрите на второй пример: -5+(-3)= Смоделируем ситуацию, которая ему соответствует. (Можно спросить желающих) Предположим, что утром температура понизилась на 5 градусов, в течение дня еще на 3 градуса. Необходимо узнать, насколько температура понизилась за весь день. Работаем аналогично первому примеру. Рисует вертикальную числовую прямую на доске. На сколько градусов в общем изменилась температура? | Понизилась на 8 градусов. |
Посмотрите еще раз на наши картинки, можно ли сказать, что мы складывали расстояние? | Да |
Какое понятие мы недавно с вами проходили, которое обозначает расстояние? | Модуль числа |
Значит ли это, что на самом деле мы в примерах складывали модули? | Да |
Посмотрите на знаки слагаемых и знак в ответе в обоих примерах. Что можно сказать о них? | Они одинаковые |
Значит ли это, что, если мы складываем два числа с одинаковыми знаками, то ответ будет иметь тот же знак, что и знаки слагаемых | Да |
Верно. Оказывается, для того, чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, достаточно поставить их общий знак и приписать сумму модулей. Запишите это правило к себе в тетрадь | Записывают |
Хорошо. Потренируемся находить сумму чисел с одинаковыми знаками: -5 + (-10)= 88+12= -30+(-12)= При решении необходимо проговорить алгоритм: определяем общий знак, записываем его в ответ, находим сумму модулей, приписываем к знаку ответа | Ответы: -15,100,-42 |
Молодцы! А теперь обратим внимание на следующие два примера: -2+(+5)= -10+(+5)= Просит учеников сформулировать ситуацию соответствующую данному примеру и решить его у доски с помощью числовой прямой. | Ученик решает у доски, остальные в тетрадях. Ответы: 3, -5 |
Как вы думаете, почему в первом примере получилось положительное число, а во втором отрицательное? | В первом прибавляли число большее, чем другое слагаемое, а во втором прибавляли меньшее. |
Верно. То есть в ответ ставили знак большего модуля. А что на этот раз делали с расстояниями от одной точки до другой? | Вычитали |
Молодцы! Мы с вами добрались до правила сложения чисел с разными знаками: для того, чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно поставить знак слагаемого с большим модулем и приписать к нему разность большего и меньшего модулей этих чисел. Запишите это правило к себе в тетрадь | Записывают правило |
Потренируемся находить сумму чисел с разными знаками: -5 + 10= 88+(-18)= -30+12= При решении необходимо проговорить алгоритм: определяем, модуль какого слагаемого больше, записываем его знак в ответ, находим разность модулей, приписываем к знаку ответа | Ответы: 5,70,-18 |
-8+8= | Не знаем, так как модули слагаемых равны |
Решим с помощью числовой прямой | Получают 0 |
8 и -8 – какие это числа? | Противоположные |
Для всех ли пар противоположных чисел их сумма равна 0? Ответ поясните. | Да, так как расстояние повышения равно расстоянию понижения и их разность равна 0 |
Значит, сумма противоположных чисел равна 0? | Да |
Запишите это замечание к себе в тетрадь | Записывают в тетрадь |
Что будет, если к числу прибавить ноль? | Получим само число |
Запишите: а+0=а | Записывают в тетрадь |
Мы с вами обговорили и записали все правила сложения целых чисел. Теперь потренируемся в их применении. | |
Определите, какой знак будет иметь сумма в каждом случае: а) -12+(-45) б) 456+(-567) в) 456+(-123) г) 0+(-13) д) 34+0 е) 378+(-378) | а) - б) - в) + г) - д) + е) 0 |
Назовите примеры, в которых нужно складывать модули слагаемых, и примеры, в которых нужно вычитать модули слагаемых. Выполните сложение: а) -7+(-9) б) -8+12 в) -12+(-45) г) 456+(-567) д) 456+(-123) | а) складывать -16 б) вычитать 4 в) складывать -57 г) вычитать -111 д) вычитать 333 |
Даны равенства. Определите, верно ли определен знак суммы, найден модуль суммы: а) -35+(+90)=+65 б) 108+(+93)=+201 в) -100+(+275)=-175 г) -346+(-275)= -71 д) 89+(-89)=198 е) 0+(-128)= -128 Исправьте ошибки | а) верно б) верно в) знак неверный г) верный ответ: -621 д) верный ответ:0 е) верно |
Резерв: Учебная книга стр. 126 №63(1) Даны числа 172, -33, -37, -175, 33. Составьте числовые выражения вида a+b, выбирая в качестве a и b такие пары чисел из данных, чтобы вам легко было найти значение суммы. Найдите значения полученных выражений. Учебная книга стр. 126 №65(2 – а, б) Запишите и вычислите: а) сумму чисел 17 и -23 б) сумму двух отрицательных чисел, таких, чтобы одно было больше другого на 2 | |
Подведем итог урока, чему мы сегодня научились? Понравился ли вам урок? Что было самым интересным? Что было наиболее трудным? Спасибо всем за урок, домашнее задание будет немного необычным: необходимо придумать 10 примеров на сложение чисел с одинаковыми знаками, и 10 примеров на сложение чисел с разными знаками. До свидания! | Научились складывать целые числа Отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 6 класс "Сложение отрицательных чисел"
Открытый урок по математике в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел"...
план-конспект урока 5 класс Деление натуральных чисел.
план открытого урока в 5 классе Деление натуральных чисел....
План-конспект урока по теме "Сложение натуральных чисел" для учащихся 5 класса в рамках ФГОС
План-конспект урока составлен на основе программы УМК Н.Я. Виленкина и др. Математика 5 класс...
Конспект урока 6 класс "Сложение целых чисел"
Урок по данной теме, второй после изучения новой темы....
План - конспект урока Математика 5 класс «Сложение целых чисел»
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Сложение целых чисел»...
Методическая разработка: Конспект урока по математике для 6 класса "Сложение целых чисел"
Конспект урока.Предмет: математика, 6 классГ.В. Дорофеев. Учебник «МАТЕМАТИКА 6», «Дрофа» 2007г.А.В. Дорофеева «Страницы истории на уроках математики» Ме...
Конспект открытого урока математики, 6 класс Сложение целых чисел
Конспект открытого урока математики Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 09.11.2018Предмет: математикаТема урока: Сложение целых чиселКласс: 6Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока: ...