Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике " В мире чисел"
рабочая программа по математике (5, 6 класс) на тему
Программа разработана для занятий с учащимися 5-6классов и расчитана на 1 год обучения. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний. Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_shahnamazova_s.p.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по математике
«В мире чисел»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Возраст детей:11-12 лет
Срок реализации программы: 1год.
Составитель: Шахнамазова Светлана Петровна
учитель математики ГБОУ СОШ с.Шигоны
Пояснительная записка
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным.
Блез Паскаль
В настоящее время все более актуальной становится проблема развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности
Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Цель – создание условий для раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей высокомотивированных учащихся и детей с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей.
Задачи:
Обучающие:
- Создать у учащихся целостное представление о стандартных и нестандартных задачах, способах и схеме поиска их решения, развить общие умения решать любые математические задачи.
- Научить правильно применять математическую терминологию;
- Подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
- Совершенствовать навыки счёта;
- Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
- Формировать навыки самостоятельной работы;
- Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- Формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Программа способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- Созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- Выявлению одаренных детей;
- Развитию интереса к математике.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире чисел» предназначена для обучающихся 5классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 34 часа в год.
Программа объединения «В мире чисел» основана на принципах научности, системности, практической направленности, последовательности.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах, математических играх и конкурсах.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире чисел» дополняет программу учебной дисциплины - математика.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире чисел» предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- владение способами исследовательской деятельности;
- сформированность творческого мышления;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире чисел» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение (версию), работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета).
3. Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).
Предметные результаты:
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- использования особых приемов устного счета;
- решения стандартных и нестандартных задач;
- исследовательской деятельности;
- грамотного использования математического языка в устной и письменной речи;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации;
- использования учебной и справочной литературы.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «В мире чисел», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй — практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания.
Наиболее рациональным способом учета знаний, умений будет проведение контрольных работ обучающихся после каждого изучаемого раздела, в виде игры, конкурса. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, тематические игры, творческие конкурсы, написание доклада, выпуск математических газет, олимпиады.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Учебно – тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
I. | Из истории математики | 4 | 2 | 6 | |
1 | Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? | 1 | |||
2 | История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. | 1 | |||
3 | Необычное об обычных натуральных числах | 1 | |||
4 | Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Действия в двоичной системе счисления. | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Конкурс знатоков | 1 | викторина | ||
II. | Действия с натуральными числами. Делимость чисел | 6,5 | 5,5 | 12 | |
7-8 | Приемы, облегчающие сложение | 1 | 1 | ||
9-10 | Приемы, облегчающие вычитание | 1 | 1 | ||
11 | Делимость целых чисел. | 0,5 | 0,5 | ||
12 | Признаки делимости | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Свойства делимости | 0,5 | 0,5 | ||
14 | Деление с остатком. | 1 | |||
15 | Совершенные числа. | 1 | |||
16 | Дружественные числа | 1 | чтение докладов | ||
17 | Числа-близнецы | 1 | |||
18 | Математический КВН | 1 | творческий конкурс | ||
III. | Задачи и их решение. | 1 | 5 | 6 | |
19-20 | Решение задач с помощью максимального предположения. | 0,5 | 1,5 | ||
21-22 | Решение задач методом «с конца». | 0,5 | 1,5 | ||
23 | Решение задач методом ложного положения | 1 | |||
24 | Решение сюжетных задач. | 1 | конкурс иллюстраций к задачам | ||
IV. | Задачи на смекалку | 1 | 6 | 7 | |
25 | Магические квадраты | 0,5 | 0,5 | ||
26 | Математические фокусы | 1 | |||
27 | Решение занимательных задач в стихах | 0,5 | 0,5 | ||
28 | Отгадывание ребусов | 1 | тематическая игра | ||
29 | Решение олимпиадных задач | 1 | |||
30 | Решение задач повышенной трудности | 1 | мини-олимпиада | ||
31 | Математическая газета «Ребусы и головоломки» | 1 | составление матем. газеты | ||
V | Великие математики | 1,5 | 1,5 | 3 | |
32 | Пифагор и его школа. Архимед | 1 | |||
33 | Л.Ф.Магницкий. Решение задач из книги «Арифметика» | 0,5 | 0,5 | ||
34 | Доклады о великих математиках | 1 | чтение докладов |
Содержание занятий
- Из истории математики
Счет у первобытных людей. Необходимость устного счета в жизни. История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Шестидесятиричная и двоичная системы исчисления.Интересные свойства чисел. Занимательные закономерности в мире чисел.
- Действия с натуральными числами. Делимость чисел
Приемы быстрого счета при сложении и вычитании натуральных чисел. Метод Гаусса. Прием перекрестного умножения. Способ “дополнений” при умножении двузначных чисел, близких к 50, 100 и чисел от 11 до 19.Признаки делимости. Свойства делимости. Деление с остатком. Совершенные числа. Дружественные числа. Числа-близнецы.
- Задачи и их решение.
Понятие о задачах, их структуре. Математическая модель и моделирование. Направление анализа задач. Сущность решения математических задач. Структура процесса решения задач. Стандартные задачи и способы их решения.
- Задачи на смекалку
Нестандартные задачи, подход к их решению. Задачи в стихах. Старинные задачи. Задачи на лабиринты.
- Великие математики
Знакомство с яркими эпизодами биографии известных математиков. Решение задач из книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика»
Литература
- Е.Л.Мардахаева . «Занятия математического кружка в 5 классе».-М.: издательство «Мнемозина», 2012г.
- Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: издательство Русанова, 1994г.
- З. Н .Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. – Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”, 2002г.
- О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы. – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005г.
- Л.М.Фридман. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. – М: Просвещение, 2005г.
- А.А.Гусев. Математический кружок 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М., Мнемозина, 2013г.
- Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5–11 кл. – М.: Просвещение, 1996г.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
- Учебные пособия:
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, таблицы)
- раздаточный материал (карточки с заданиями)
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- DVD, и др.
- http://www.ziimag.narod.ru/ Практика развивающего обучения.
- Образовательные ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 6 классе
Программа курса внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 5 классе
Внеурочная деятельность 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»5-9
Результаты освоения курса внеурочной деятельности,содержание изучаемого курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " Сложные вопросы в мире обществознания " для 11 класса
Программа курса предназначена для теоретической и практической помощи в разборе сложных вопросов по обществознанию. Призвана помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучит...