Конспект внеклассного мероприятия по математике в 5 классе игра "Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Орлова Татьяна Вячеславовна

Некоторые вопросы к игре составляли учащиеся 5 А класса МБОУ "Лицей №18" города Новочебоксарск Чувашской Республики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vnekl._meropriyatiya_5_a_chto_gde_kogda.docx184.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №18» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект внеклассного мероприятии по математике в 5 А классе

Игра «Что? Где? Когда?».

F:\работа\depositphotos_50639203-Black-And-White-Wise-Owl-Teacher-Cartoon-Character-With-Glasses.jpg

Учитель математики

Орлова Татьяна Вячеславовна

2016 год

ЦЕЛИ:

  • Формировать познавательную активность, расширять кругозор.
  • Учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива.
  • Учить рациональному использованию досуга.

ЗАДАЧИ:

  • Повышение уровня математического мышления;
  • Углубление теоретических знаний;
  • Расширение кругозора;
  • Повышение уровня мотивации к предмету математики;
  • Способ организации свободного досуга учащихся;
  • Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы, сплочение коллектива;
  • Формирование дружеских, товарищеских взаимоотношений

Оборудование: проектор, презентация, вопросы в конвертах, волчок.

Ход игры.

1. Организационный момент 2 мин.

Учитель приветствует Знатоков и зрителей.

Знатоки сообщают ведущему (учителю), кто является капитаном.

Знакомит участников с правилами игры.

Правила игры "Что? Где? Когда?"

1.1. В игре принимают участие 2 команды - "Команда Телезрителей" (далее ТВ-ЗРИТЕЛИ) и "Команда Знатоков" 6 человек (далее ЗНАТОКИ). 
1.2. ТВ-ЗРИТЕЛИ задают вопросы ЗНАТОКАМ, а ЗНАТОКИ за 1 минуту должны найти ответ на поставленный вопрос.

Вопросы для игры придумывают все желающие ученики, которые не являются игроками команды Знатоков или учитель.
1.2.1. Если ЗНАТОКИ правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко. 
1.2.2. Если ЗНАТОКИ неправильно отвечают на вопрос, очко получают ТВ-ЗРИТЕЛИ.
1.2.3. Правильность ответа определяет Ведущий игры. 
1.2.4. ЗНАТОКИ имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то ЗНАТОКИ получают "дополнительную минуту" на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на один из вопросов данной игры. 
1.3. Игра идет до 6 очков. Победителем игры становится команда, набравшая 6 очков. 
1.4. Игровой стол разделен на 13 секторов, в секторах находятся конверты с вопросами от телезрителей.

1.5. Какой вопрос будет задан ЗНАТОКАМ, "определяет" стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то ЗНАТОКАМ задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора. . 
1.6. Один раз за игру можно взять 1 дополнительную минуту на обдумывания вопроса

2. Игра. 36 мин

Игроки крутят волчок, для выбора вопроса. Когда волчок останавливается, учитель берёт конверт с вопросом, на который указала стрелка, и зачитывает его. Дальше в течение 1 минуты участники обдумывают и решают задачу.

Вопрос  1. Мария Крутикова. Ученица  5А класса МБОУ «Лицей № 18».

Можно ли записать число 1000 при помощи только восьми восьмёрок и арифметических знаков суммы? Если да, то как?

Вопрос 2. Мария Крутикова. Ученица  5А класса МБОУ «Лицей № 18».

Сошлись два пастуха, Иван и Пётр. Иван говорит Петру: «Отдай мне одну овцу, тогда у меня будет ровно вдвое больше овец, чем у тебя!». А Пётр ему отвечает: «Нет! Лучше ты отдай мне одну овцу, тогда у нас овец будет поровну!».

Внимание вопрос: Сколько овец было у каждого?

Вопрос 3.  Ученица  5А класса МБОУ «Лицей № 18».

У Вас есть два шнура. каждый шнур, подожжённый с конца полностью сгорает дотла за 1 час, но при этом он горит с равномерной скоростью.

Внимание вопрос: Как при помощи этих шнуров и зажигалки отмерить время в 45 минут?

Вопрос 4. Ярославцев Михаил, 11 лет. Ученик 5А класса МБОУ «Лицей № 18».

То, что находится в чёрном ящике, появилось в Древнем Египте в V веке до нашей эры. В Росси этот предмет впервые стал использоваться в XVI веке. этот предмет применяли в бухгалтерии до конца XX века.

Внимание вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

Вопрос 5. Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

Мать положила на стол сливы и сказала своим трем сыновьям, чтобы они, вернувшись из школы, разделили их поровну. Первым пришел Миша, он взял треть слив и ушел. Потом вернулся Петя, взял треть от лежавших на столе слив и тоже ушел. Затем пришел Коля и тоже взял треть от числа слив, которые он увидел.

Внимание вопрос: Сколько слив оставила мать, если Коля взял четыре сливы?

Вопрос 6. Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

 В токарном цехе ремонтного завода, токаря вытачивают втулки из бронзовых заготовок. На изготовление каждой бронзовой втулки требуется по одной заготовке. В целях экономии материала, собранная после изготовления втулок стружка бронзы идет на переплавку и литье новых подобных заготовок.
   Внимание вопрос:  Сколько таким способом можно изготовить втулок из 36-ти изначально имеющихся одинаковых заготовок, если известно, что стружки, образующейся от изготовления шести втулок, хватает для последующей выплавки одной дополнительной заготовки?

Музыкальная пауза 5 мин.

Музыкальный номер, подготовленный учениками.

Продолжение игры.

Вопрос 7. Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

Расставьте скобки  в выражениях так, чтобы получилось верное равенство

5 * 38 – 70 : 8 – 6 = 60

630 : 7 : 2 *9 * 25 = 125

Вопрос 8 Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

В мастерской отремонтировано в течение месяца 40 машин – автомобилей и мотоциклов. Всех колес было выпущено из ремонта ровно 100.

Внимание вопрос:  Сколько было в ремонте автомобилей и мотоциклов?

Вопрос 9 Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

В Древнем Риме философы-законники любили задавать друг другу такую задачу. Вдова обязана оставшееся после мужа наследство в 3500 золотых разделить с ребенком, который должен родиться. Если это будет сын, то мать по римским законам получает половину сыновней доли. Если родится дочь, то мать получает двойную долю дочери. Но случилось так, что родились близнецы – сын и дочь.

Внимание вопрос:  Как следует разделить наследство, чтобы были выполнены все требования закона?

Вопрос 10 Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

В классе 35 учеников, из них 20 школьников занимаются в математическом кружке, 11- в литературном, 10 ребят не посещают эти кружки.

Внимание вопрос:   Сколько литераторов увлекаются математикой?

Вопрос 11 Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

Вопрос 12 Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка нет.

Внимание вопрос:   Каких цветов били туфли и рубашка у Бома и Бима?

Вопрос 13. Орлова Татьяна Вячеславовна. Учитель математики МБОУ «Лицей № 18».

Чёрный ящик.

Этот чертёжный инструмент может быть использован для измерения расстояний, он был изображён на гербе Германской Демократической Республики, маленькое созвездие южного полушария носит название этого инструмента. К сожалению, на территории России это созвездие не наблюдается. Памятники этому инструменту стоят в г. Миасс, Челябинской области, Россия, в Баден – Вюртемберге, Германия, в г. Суджоу, Китай.

Внимание вопрос:   что лежит в чёрном ящике?

Ответ 1.   888+88+8+8+8=1000

Ответ 2.   У Ивана 7 овец, у Петра 5 овец.

Ответ 3.

Необходимо поджечь первый шнур одновременно с обоих концов – получаем 30 минут. Одновременно с первым шнуром поджигаем второй шнур с одного конца, и когда первый шнур догорит (30 минут), - поджигаем второй шнур с другого конца (оставшиеся 15 минут)

Ответ 4.   Счёты

Ответ 5.  27 слив

Ответ 6.

Всего возможно изготовить 43 втулки. Из которых 36 втулок из первоначально имеющихся заготовок; 6 втулок из заготовок после первой переплавки стружки и еще 1 втулка из заготовки, полученной после второй переплавки стружки (от шести дополнительно полученных заготовок).

Ответ 7.  (5 * 38 – 70) : ( 8 – 6) = 60   (630 : 7) : (2 *9) * 25 = 125

Ответ 8.  В ремонте было 10 автомобилей и 30 мотоциклов.

Ответ 9. Вдова должна получить 1000 золотых, сын – 2000 золотых, дочь – 500 золотых. Тогда требования закона будут выполнены, потому что вдова получит вдвое меньше сына и вдвое больше дочери.

Ответ 10

Всего 35 учеников. 10 кружки не посещают. Значит, посещают кружки 35-10=25 учеников.
25 учеников посещают кружки. 20 учеников занимаются в математическом кружке. Значит, только литературный кружок посещают 25-20=5 человек.
В литературном кружке 11 человек. Лишь 5 из них посещают только литературный кружок. Значит, 11-5 = 6 человек-литераторов посещают ещё и математический кружок.

Ответ11    «сто»-100   «миллион»-1000000

Ответ 12

Решение. Составим таблицу:

Бам

Бим

Бом

рубашка

не зел.

одинак.

не кр.

туфли

зел.

одинак.

не кр.

У Бама зелёные туфли, поэтому двум другим клоунам остаются синие и красные. У Бама не красные. Значит, у него синие, а красные у Бима. Тогда рубашка у Бима тоже красная.

Бам

Бим

Бом

рубашка

не зел.

кр.

не кр.

туфли

зел.

кр.

син.

Баму и Бому остаются зелёная и синяя рубашки. У Бама не зелёная. Значит, у него синяя, а зелёная у Бома.

Бам

Бим

Бом

рубашка

син.

кр.

зел.

туфли

зел.

кр.

син.

Ответ. У Бома зелёная рубашка и синие туфли. У Бима красная рубашка и красные туфли.

Ответ 13.  Циркуль

Резерв. Игра со зрителями.

 Вопрос.  Лена живет на четвертом этаже, при этом, поднимаясь к себе домой, она проходит по лестнице 60 ступенек. Юля живет в этом же подъезде на втором этаже. Сколько ступенек проходит Юля, поднимаясь к себе домой на второй этаж?

Ответ.  Для того, чтобы подняться на 4-й этаж, Лене необходимо пройти три лестничных пролета (60 ступенек). Чтобы подняться на 2-й этаж, Юле необходимо пройти всего лишь один лестничный пролет, то есть 20 ступенек.

 

Вопрос  Идут рядом два человека, один из них - отец сына другого. Как такое может быть?

Ответ Это отец и мать ребенка.

Вопрос В три банки с надписями "малиновое", "клубничное" и "малиновое или клубничное" налили смородиновое, малиновое и клубничное варенье. Все надписи оказались неправильными. Какое варенье налили в банку "клубничное"?

Решение. Так как все надписи неправильные, то в третьей банке не может быть ни малиновое, ни клубничное варенье. Значит, там смородиновое варенье. Тогда клубничное и малиновое должны быть в первых двух банках. А так как надписи неправильные, то в банке "клубничное" на самом деле малиновое варенье.

Ответ. Малиновое.

Музыкальная пауза.

3. Подведение итогов. Рефлексия 2 мин.

Сегодня одержала победу команда:

Учитель: Вам понравилась игра? Что вам понравилось больше всего? Спасибо за игру. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по математике в 10 классе «Математик-бизнесмен»

Внекласное мероприятие по математике для учащихся 10 классов. Проводится в форме деловой игры, основной целью которой является пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям...

План - конспект внеклассного мероприятия по математике в 7 классе, посвященному Дню космонавтики.

Дидактическая игра, способствующая развитию творческих способностей учащихся, внимания, памяти; углублению детей в область покорения космоса; воспитания патриотизма....

конспект внеклассного мероприятия по математике в 10-11 классе "Бизнесмен"

конспект внеклассного мероприятия по математике в 10-11 классе "Бизнесмен"...

План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс)

План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс) по теме "В отделении Сбербанка"....

Конспект Внеклассного мероприятия по математике в 5 классе «Математический парк»

Цели: Воспитание интереса к предмету математики . Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности....

Конспект внеклассного мероприятия по математике 5-6 класс "Математический квест"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6  классов...