Кружок «За страницами учебника»
рабочая программа по математике (6 класс)
Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Данная программа направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений. Внеурочной деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа»
Программа кружка по математике для 6 класса
«За страницами учебника»
34 часа
Выполнила учитель математики
Лучина Н.В.
2016
Цели программы:
- Сформировать интерес к изучению математики;
- Повышение математической культуры;
- Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
- Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.
- Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
- Организация исследовательской деятельности учащихся по предоставленным темам; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин) через проведение данных занятий. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо придерживаться следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия. Развивающие:
- Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности( территория школы).
- Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьная территория) .
- Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Воспитательные:
- Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.
- Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
- Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.
Отличительные особенности программы – при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:
1. быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;
2. представлять собой системы последовательных проблем;
3. быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;
4. иметь занимательную сторону, включая эстетическую.
Возраст детей: 11-13 лет.
Сроки реализации программы: 1 год (всего 34 часа).
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут во второй половине дня
практикум решения текстовых задач, уравнений, неравенств, задач на построение графиков, подготовка к олимпиадам и конкурсам, в том числе к мероприятиям предметной недели математики в школе.
Формы подведения итогов программы - в участии детей в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, поступлении в 7-ой математический класс.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
- привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;
- разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- Готовность и способность к саморазвитию.
- Сформированность мотивации к обучению.
- Самостоятельность мышления.
- Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
- Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
- Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
- Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
- Способность к самоорганизованности.
- Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
- Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Овладение основами математической речи
- Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
- Овладение основами пространственного воображения.
- Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его
- Умение работать в информационном поле
- Умение анализировать и интерпретировать данные.
Метапредметные результаты:
- Готовность слушать собеседника, вести диалог.
- Умение работать в информационной среде.
- Активное использование математической речи для
решения разнообразных коммуникативных задач
- Адекватное оценивание результатов своей деятельности
- Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
- Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата
- Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
11-13 лет, учащиеся 6-х классов, в группе 15 человек, объединенных вместе по цели занятий (углубить свои знания в области математики). Практически все учащиеся с одинаковой подготовкой в области математики, изучающие предмет по одной и той же общеобразовательной программе по математике.
Срок реализации программы:
1 год. Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
Формы занятий: групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут (урок).
Формы подведения итогов программы:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса
«Кенгуру»
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся).
Учебно-тематический план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат. | 1 | 0.5 | 0.5 | Тестирование |
2 | Рождение счета. Поговорим о нуле. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
3 | В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
4 | Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число». | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
5 | Круги Эйлера. Графы. | 1 | 0.5 | 0.5 | Защита исследовательс.работы |
6 | Решение логических задач. Принцип Дирихле. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
7 | Задачи на переливания. Симметрия. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
8 | Математический КВН. Божественные числа. | 1 | 0 | 1 | Встроенное педагогич. наблюдение |
9 | Как решать задачи? Решаем задачи. | 1 | 0.5 | 0.5 | Тестирование |
10 | Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
11 | Быстрый счет. Обыкновенные дроби. | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
12 | Среднее арифметическое. Путешествие в страну «Геометрия». | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
13 | Введение в комбинаторику. Факториал. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
14 | Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
15 | Теория вероятности вокруг нас. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
16 | Математическая викторина. | 1 | 0 | 1 | Встроенное педагогич. наблюдение |
17 | Математические аттракционы и истории. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
18 | Новый знак деления. Признаки делимости. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
19 | Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор. | 1 | 0.5 | 0.5 | Тестирование |
20 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
21 | Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников. | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
22 | Пифагорейский союз. Софизмы. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
23 | Числовые ребусы. (Крипто-граммы). Центральная и зеркальная симметрии. | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
24 | Путешествия. Денежные расчеты. | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
25 | О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
26 | Решение задач на совместную работу. | 1 | 0 | 1 | Сам.работа |
27 | Решение задач «обратным ходом». | 1 | 0 | 1 | Сам.работа |
28 | Старинный способ решения задач на смешение веществ. | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
29 | Прямая и обратная пропорциональности. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
30 | Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
31 | Возраст и математика. | 1 | 0 | 1 | тестирование |
32 | Решение задач на движение. | 1 | 0 | 1 | Сам.работа |
33 | Игра «Математическое ралли» | 1 | 0 | 1 | Встроенное педагогич. наблюдение |
34 | Обобщающий урок | 1 | 0 | 1 | Презентации |
Содержание тематического плана
- Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.
Теория: Какие качества необходимы при изучении математики. Квадрат-танграм. Историческая справка.
Практика: решение задач, сложить фигуры в «Танграме».
- Рождение счета. Поговорим о нуле.
Теория: Историческая справка о римской и арабской нумерации. Свойства нуля, показать, что такое доказательство в математике.
Практика: решение задач.
- В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.
Теория:Знакомство учащихся с большими числами и их аналогами в древности. Поверхность, что это такое? Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное?
Практика: Выполнение исследовательских заданий.
- Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число».
Теория: Историческая справка. Счет чисел более простым и быстрым способом.
Практика: Соревнование в умении быстро считать и решать уравнения.
- Круги Эйлера. Графы.
Теория:Наглядность и простота задач, решаемые с помощью кругов Эйлера. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графов.
Практика: Решение задач различными способами.
- Решение логических задач. Принцип Дирихле.
Теория: Табличный способ решения задач. Способ, по которому можно установить соответствие между двумя множествами.
Практика: Историческая справка. Построение таблиц. Решение задач.
- Задачи на переливания. Симметрия.
Теория:Построение простейших алгоритмов. Осевая симметрия.
Практика: Историческая справка. Практические задания.
- Математический КВН. Божественные числа.
Теория:Геометрическая интерпретация некоторых чисел.
Практика: Проведение КВН.
- Как решать задачи?Решаем задачи.
Теория: Показать этапы решения задачи и прием самоконтроля при решении задач.
Практика: Решение задач.
- Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.
Теория: Старинные единицы измерения: длины, массы, стоимости и т.д. Приставки, которые изменяют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной.
Практика: Историческая справка. Решение задач.
- Быстрый счет. Обыкновенные дроби.
Теория: Проверка вычислительных навыков учащихся. Обыкновенные дроби.
Практика:Выполнение вычислительных заданий. Решение задач.
- Среднее арифметическое.Путешествие в страну «Геометрия».
Теория: Среднее арифметическое в реальной жизни. В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками.
Практика: Игра «Математический поезд в страну Геометрия».
- Введение в комбинаторику.Факториал.
Теория:Основы комбинаторики. Понятие «факториал», используемое в изучении теории вероятности.
Практика: Решение задач.
- Теория вероятностей.Случайные события и их вероятность.
Теория: Начальные понятия теории вероятности, вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций, На интуитивном уровне начальные вероятностные представления. Возможные подходы к вычислению вероятности.
Практика: Историческая справка. Разбор ситуаций. Решение задач.
- Теория вероятности вокруг нас.
Теория: Дать учащимся почувствовать себя в роли экспериментатора.
Практика: Практическая деятельность учащихся на уроке.
- Математическая викторина.
Практика: Математическая игра.
- Математические аттракционы и истории.
Практика: В игровой форме обобщить материал, изученный ранее.
- Новый знак деления. Признаки делимости.
Теория: Обозначение деления, выделение целой части из неправильной дроби, показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.
Практика: Решение задач.
- Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.
Теория: Один из способов нахождения НОД и НОК, связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК, сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации.
Практика: Решение нестандартных задач.
- Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.
Теория: Принцип Дирихле. Применение при решении задач.
Практика: Решение задач.
- Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.
Теория: Устные вычисления. Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.
Практика:Решение задач.
- Пифагорейский союз. Софизмы.
Теория: Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.
Практика: Историческая справка. Обсуждение и разбор некоторых ситуаций.
- Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.
Теория: Различные виды симметрии, формировать умение делать несложные геометрические построения.
Практика: Отгадывание ребусов, построение симметричных фигур.
- Путешествия. Денежные расчеты.
Теория:Различные способы решения задач на движение, использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния. Графический способ решения задач.
Практика: Решение задач.
- О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.
Теория: Старинные меры, их использование при решении задач, перевод единиц измерения. Традиционные и нестандартные способы решения задач.
Практика: Решение задач.
- Решение задач на совместную работу.
Теория: Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.
Практика: Решение задач.
- Решение задач «обратным ходом».
Теория: Графический способ решения задач.
Практика: Решение задач.
- Старинный способ решения задач на смешение веществ.
Теория: Различные способы решения задач.
Практика: Решение задач.
- Прямая и обратная пропорциональности.
Теория:Прямая и обратная пропорциональности.
Практика: Решение задач.
- Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел.
Теория: Интересные математические закономерности. Числа, названные чьим-то именем.
Практика: Историческая справка. Решение задач.
- Возраст и математика.
Практика: Небольшой экскурс в историю математики (Показать, что и в молодом возрасте можно достичь многого и хорошими делами прославить свое имя). Решение задач.
- Решение задач на движение.
Теория: Суть задач при наличии в ней слов:одновременно, в разное время, навстречу друг другу, в разные стороны.
Практика: Решение задач.
- Игра «Математическое ралли»
Практика: Математическая игра.
- Обобщающий урок.
Практика: Презентации.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 16.09.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат. | Кабинет математики | Тест |
2 | 23.09.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Рождение счета. Поговорим о нуле. | Кабинет математики | Собеседование |
3 | 30.09.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. | Кабинет математики | Встроенное педагогич. наблюдение |
4 | 7.10.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число». | Кабинет математики | Собеседование |
5 | 14.10.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Круги Эйлера. Графы. | Кабинет математики | Защита исследовательс.работы |
6 | 21.10.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Решение логических задач. Принцип Дирихле. | Кабинет математики | Сам.работа |
7 | 28.10.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Задачи на переливания. Симметрия. | Кабинет математики | Сам.работа |
8 | 11.11.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Математический КВН. Божественные числа. | Кабинет математики | Экспертная оценка |
9 | 18.11.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Как решать задачи? Решаем задачи. | Кабинет математики | Тестирование |
10 | 25.11.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Всяк на свой аршин мерит. На все времена у всех народов. | Кабинет математики | Собеседование |
11 | 2.12.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Быстрый счет. Обыкновенные дроби. | Кабинет математики | Опрос |
12 | 9.12.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Среднее арифметическое. Путешествие в страну «Геометрия». | Кабинет математики | Экспертная оценка |
13 | 16.12.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Введение в комбинаторику. Факториал. | Кабинет математики | Сам.работа |
14 | 23.12.16 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность. | Кабинет математики | Сам.работа |
15 | 13.01.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Теория вероятности вокруг нас. | Кабинет математики | Собеседование |
16 | 20.01.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Математическая викторина. | Кабинет математики | Экспертная оценка |
17 | 27.01.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Математические аттракционы и истории. | Кабинет математики | Собеседование |
18 | 3.02.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Новый знак деления. Признаки делимости. | Кабинет математики | Сам.работа |
19 | 10.02.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор. | Кабинет математики | Тестирование |
20 | 17.02.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. | Кабинет математики | Сам.работа |
21 | 24.02.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников. | Кабинет математики | Экспертная оценка |
22 | 3.03.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Пифагорейский союз. Софизмы. | Кабинет математики | Собеседование |
23 | 10.03.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии. | Кабинет математики | Опрос |
24 | 17.03.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Путешествия. Денежные расчеты. | Кабинет математики | Встроенное педагогич. наблюдение |
25 | 24.03.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории. | Кабинет математики | Собеседование |
26 | 31.03.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Решение задач на совместную работу. | Кабинет математики | Сам.работа |
27 | 7.04.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Решение задач «обратным ходом». | Кабинет математики | Сам.работа |
28 | 14.04.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Старинный способ решения задач на смешение веществ. | Кабинет математики | Тестирование |
29 | 21.04.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Прямая и обратная пропорциональности. | Кабинет математики | Сам.работа |
30 | 28.04.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел | Кабинет математики | Собеседование |
31 | 5.05.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Возраст и математика. | Кабинет математики | тестирование |
32 | 12.05.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Решение задач на движение. | Кабинет математики | Сам.работа |
33 | 19.05.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Игра «Математическое ралли» | Кабинет математики | Экспертная оценка |
34 | 26.05.17 | 14.15-15.00 | Групповая | 1 | Обобщающий урок | Кабинет математики | Презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Любимые страницы учебника
Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-126598-1366917297.png)
Программа дополнительного образования Кружок "За страницами учебника "
Программа расчитана на учащихся 5-6 классов с повышенной мотивацией к обучению.Курс знакомит учащихся с произведениями английских и американских писателей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-923236-1494356872.jpg)
Кружок «За гранью учебника физики»
Кружок «За гранью учебника физики» Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-258437-1443451340.png)
Рабочая программа: кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс
Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-258437-1443451340.png)
Рабочая программа : кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс
Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс...