Тема | Наибольший общий делитель |
Цели темы | Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации. Цели по содержанию: - обучающие: ввести понятие наибольшего общего делителя, составить алгоритм нахождения НОД, сформировать умение нахождения НОД - развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес, воспитание ответственности через взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, настойчивости для достижения цели; развивать самостоятельность, добросовестность и аккуратность |
Основное содержание темы, термины и понятия | Наибольший общий делитель, взаимно простые числа |
Планируемый результат | Предметный: составить и освоить алгоритм нахождения НОД, тренировать способность к его практическому применению. Личностные УУД: Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности Познавательные УУД: целеполагание, анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения. |
Организация пространства | учебный кабинет |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы учебник «Математика»5класс, Никольский С.М. и др._2015 -272с, презентация по теме и раздаточный материалы
|
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
|
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока
|
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | - Я предлагаю вам решить задачу. «Маша в гости на день рождения пригласила друзей. А какой праздник без игр и призов? Вместе с мамой они купили: 18 конфет, 12 шоколадок и 6 шариков. Маша решила составить одинаковые призы. Сколько одинаковых призов может составить девочка?». - Текст задачи лежит на ваших столах. Возьмите их. - Все приготовились? - На выполнение задания даю вам 1 минутку. Выполните задание. Решения записывайте на этих листах. - Как вы решали поставленную задачу, какие математические понятия вы использовали
| Ученики заполняют таблицы на ранее заготовленных учителем листах Всего | конфет | шоколадок | шаров | 18 | 12 | 6 |
Количество конфет в одном призе | Количество шоколадок в одном призе | Количество шаров в одном призе | Количество пр зов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребята отвечают, что они искали числа, на которые делятся числа 18,12 и 6. Раскладывали их на простые множители. |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, выявление причин затруднения, принятия ими целей урока
| – Давайте узнаем, какие у вас получились варианты решения. Учитель фиксирует на доске варианты учащихся, в заранее подготовленной таблице на доске.
Учитель просит обосновать полученные результаты, доказать , что можно составить 1; 2; 3 и 6 подарков |
Количество конфет в одном призе | Количество шоколадок в одном призе | Количество шаров в одном призе | Количество призов | 2 | 3 | 1 | 6 | 6 | 9 | 3 | 2 | 4 | 6 | 2 | 3 | 12 | 18 | 6 | 1 |
-Ученики называют свои результаты и обосновывают свои ответы |
- Давайте рассмотрим числа записанные в каждом столбце - Как называются числа, записанные в 4 столбике для чисел 12; 18 и 6? - как можно назвать такие делители - А что можно сказать про число 6? - Правильно. Он называется наибольшим общим делителем | -Ученики говорят, что это делители данных чисел
- На эти числа делятся числа 12; 18; 6
-общие делители
– это самый большой из всех делитель |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Кто готов объявить тему нашего урока? Чем мы будем заниматься? | Цель нашего урока: научиться находить наибольший общий делитель |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: Наибольший общий делитель. | - Ребята, попытайтесь сформулировать, что такое НОД
- Учитель обобщает полученные ответы и дает определение НОД | - Ученики дают свои определения нового понятия
-ученики записывают его в тетрадь |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы" Наибольший общий делитель". Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | - Ребята на доске записаны числа: 18,15,45,27. Выпишите все общие делители этих чисел. - проверьте работу друг друга и дополните свои ответы , если нужно. - учитель вызывает одного ученика к доске, для записи решения - укажите наибольший общий делитель
- Вы нашли и записали НОД для указанных чисел. Значит, получили новое понятие. Как вы смогли выполнить это задание? - Попробуйте сформулировать способ нахождения НОД для чисел. - Как можно оформить способ нахождения наибольшего общего делителя, если вы делали это по шагам? (В виде алгоритма) -Проговорите шаги этого алгоритма. - Ребята, подумайте, а есть ли у этого алгоритма недостаток? А если числа 3-4х значные? - Верно. А как поступить в этом случае? - Вспомните, чем мы занимались на предыдущем уроке? - А может предыдущий опыт нм поможет при отыскании НОД чисел? -давайте мы поработаем с учебником - учитель закрепляет прочитанное на примерах НОД(120 ; 45)=3*5=15 120 2 45 3 60 2 15 3 30 2 5 5 15 3 1 5 5 1 | - ученики выполняют это задание в своих рабочих тетрадях
- затем проверяют варианты друг друга
- ученики проверяют и дополняют, если надо, работу отвечающего
- ребята называют НОД
-1. Записать для каждого числа его делители. 2. Записать общие делители. 3. Выбрать среди общих делителей наибольший и записать его
- да, приходится выписывать все делители чисел, а для больших чисел это займет много времени.
- раскладывали числа на простые множители
- ребята пытаются ответить на вопрос
-ученики самостоятельно изучают раздел учебника по нахождению НОД |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа Найдите НОД(62; 48) НОД(68;170) НОД(84;147) - Ребята поднимите руки у кого нет ошибок? у кого ошибки? Проговорить ошибки с теми учащимися, которые их допустили. Вы нашли свою ошибку? Вам понятна причина ошибки? Исправь ошибку.
| - ученики самостоятельно находят НОД в своих тетрадях, затем взаимопроверка и проверка с образцом на слайде. |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение НОД - Кто желает рассказать алгоритм нахождения НОД. |
-ученики отвечают на вопросы учителя |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | РТ. 253−259. | - записывают д/задание в дневники |
Рефлексия | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, могут | Организует рефлексию |