Предметная неделя МО учителей математики: традиции и инновации
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зубова  Наталья  Олеговна

Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Но данный проект предлагает иной способ организации и проведения подобных недель, включающий изменение содержания, названия недели, подхода к ее планированию и т.д. В проведении недели представительства МО используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью. Разработанный проект – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, так как представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей учащихся, использующий традиционные и инновационные подходы. Большим преимуществом проекта является возможность его реализации для любых предметов общеобразовательной школы, включая предметы естественнонаучного цикла и английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Традиции  и  инновации  в  проведении  недели  представительства  МО учителей  математики»

КРАТКОЕ  ОПИСАНИЕ:

Предметные  недели  как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы.  Но данный  проект  предлагает  иной  способ  организации  и  проведения  подобных  недель,  включающий  изменение  содержания, названия недели,  подхода  к  ее  планированию  и  т.д.    В проведении   недели  представительства  МО используется метод  проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью. Разработанный  проект – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, так как представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей учащихся, использующий  традиционные  и  инновационные  подходы. Большим  преимуществом  проекта  является  возможность  его  реализации  для  любых  предметов  общеобразовательной  школы, включая  предметы  естественнонаучного  цикла  и  английского  языка.

Проект «Традиции  и  инновации  в  проведении  недели  представительства  МО учителей  математики»

Потребности практики преподавания: необходимость разработки новых форм  и  методов обучения для реорганизации процесса учебной и внеучебной работы на единых принципах деятельностного подхода, развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Социальный заказ: развитие творческого потенциала личности учащихся, становление толерантной,  компетентной  личности, организация досуга. 

Актуальность  проекта. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес школьников к учению. Мощным оружием   в формировании нового отношения к познанию является проведение  предметных  недель. Такая неделя должна быть эффективной, но этого не всегда удается достичь. Причин несколько: интенсивность учебно-воспитательного процесса,  учебная перегрузка детей и загруженность учителей, недостаточная организация предметной недели  и  т.д. В  то  же  время, необходимость проведения предметных недель обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему – проблему обучения и развития школьников, с широким  использованием  внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности.  Предметная неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, так как представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей учащихся.  

Мы столкнулись с тем, что из года в год проведение предметных недель идет по одной и той же схеме: оформление газеты, доклады, устные журналы - это становится неинтересным  как детям, так и учителям. Получается мероприятие для «галочки». И методическое объединение учителей  математики,  естественнонаучного  цикла и  английского  языка  нашей школы решило пойти другим путем, нам захотелось праздника! Но сделать праздник можно только всем вместе: учителям, ученикам и родителям. Члены  творческой  группы  стали  активно работать над вопросом полноценного и качественного проведения недель  представительства МО, их формы и содержания. Для нас предметная  неделя  получила  название «Проект  недели  представительства  МО»,  включающий  «гала-мероприятия» по учебному предмету или образовательной области, почти весь спектр форм внеурочной образовательной деятельности,  совместные достижения  педагогов  и  учащихся,  традиционные  и  инновационные  подходы  к  его  планированию  и  организации..  

Обычно в  проведении  недели  используют  выпуск стенгазеты – это самое первое, что приходит в голову и детям, и учителям. Но даже это состязание может быть увлекательным: главное – сформулировать интересную для ребят тему. Именно обсуждение темы стенгазеты становится предметом предварительной дискуссии. Газету могут заменить различные выставки: рисунков, моделей, поделок на оговоренную заранее тему. Членами  жюри этого конкурса вполне могут стать и ученики, не вошедшие в команды, и учителя школы, и родители. Выставка – мнения гостей – анализ мнений...

Школьная олимпиада по предмету может проводиться в различных вариантах: – традиционно: сложные и интересные вопросы по данному предмету, индивидуальный (по параллелям) и групповой зачеты; – в игровой форме: можно использовать различные, популярные сегодня схемы групповых игр, в которые вносятся задания разного уровня для всех членов группы. Главное, чтобы в этих конкурсах приняли участие все: и ребята, и учителя. Для  учителей  других  предметов  можно  придумать  шуточные,  простые  вопросы.

Предметные  недели  как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Но  мы  хотели  бы  предложить  иной  способ  организации  и  проведения  данных  недель,  предполагающий  изменение  содержания, названия недели,  подхода  к  ее  планированию  и  т.д.     На  наш  взгляд, название  проекта полностью отражает  сущность  представленных идей и  материалов.  Прежде всего, бесспорно, нужно подумать, для чего, с какой целью этот  проект  реализуется. Подход,  предлагаемый  нами, можно использовать при постановке следующих целей: 

–реализовать  творческий потенциал  учащихся   в тех видах деятельности, в которых они могут   проявить себя наилучшим образом;

- развитие интереса к изучаемому предмету; – развитие межпредметного видения учебных задач; – развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов

- вовлечение в общую работу многих учеников школы.

Кроме этих целей, данный подход позволяет по-новому взглянуть на своих коллег, учителей других предметов, что может способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.

Цель  предметной  недели  для  учителя:

обеспечить преемственность и единство содержания,  форм и методов развивающего обучения   в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся по предмету

Направленность  проекта:

  • создание  проекта  проведения  недели  представительства  МО  учителей  разных  предметов;
  • использование  при  создании  проекта  традиционных  идей  и  инноваций;
  • творческий  подход  к  разрешению  поставленных  задач.

Задачи,  решаемые  внедрением  проекта: 

воспитание познавательного интереса (формирование у школьников устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия);

переориентация восприятия учебных дисциплин (задача организаторов не легка – “сломать” стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся.);

осуществление неформального общения преподавателей и учащихся (формы   неформального учебного взаимодействия   помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и ученика, расписанные классно-урочной системой);

 воспитание дружного и сплоченного школьного коллектива в ходе подготовки и проведения  недели;

пропаганда самообразования школьников и их достижений в области вышеперечисленных дисциплин.

Теоретические  основы:

деятельностный  подход  в  обучении;  интерактивные,  развивающие  технологии (основные  виды  урочной   и  внеурочной  деятельности  в  процессе  подготовки  и  проведения  предметной  недели)

Главные принципы построения  проекта: 

Особенным для школьника является ощущение личной причастности. Cопереживание и содействие создают особый эмоциональный настрой, особое восприятие зрелища и действия. Поэтому  каждый  ребенок   является активным участником всех событий  Недели. Он может попробовать себя в разных ролях  и  в различных видах деятельности.

Все события и мероприятия  недели  должны быть доступны каждому: нет привычных классов, есть единый коллектив учащихся  и  педагогов. Старт  Недели  дается на школьной линейке, там же происходит подведение итогов и торжественное награждение победителей. Приз – экскурсия,  поход,  вечер  песни,  фильм  о  проведенной  неделе  и  т.д. победившей группы вместо  традиционных  сладких  подарков.  Мало ли чего интересного можно организовать для группы, в которой дети и учителя проработали вместе целую  неделю!

Системность  в  организации  урочной  и  внеурочной  деятельности; добровольность,  ориентация  на  зону  ближайших  интересов  и  возможностей  учащихся; интегративность;

Коммуникативная  активность  (взаимодействие  учащихся  с  преподавателями  разных  предметных  областей,  взаимодействие  учащихся  разных  возрастных  групп)  

Идеи   реализации  проекта:

  • идея  развития;
  • идея  творчества
  • идея  сотрудничества;
  • идея  выбора  и  ответственности;
  • идея  открытости.

Условия  эффективности  реализации  проекта:

  • новизна  форм  и  методов  работы,  занимательность  содержания,  эстетическая  выразительность,  использование  ролевых  и  соревновательных  игровых  технологий,  использование  традиционной  и  электронной  образовательной  среды.
  • четкая  организация  и  тщательная  подготовка  всех  запланированных  дел  (создание организационного комитета по разработке проекта проведения предметной недели; обсуждение и принятие плана реализации  проекта; распределение заданий между возрастными группами участников и назначение ответственных; реализация  проекта; подведение итогов)
  • использование  разнообразных  способов  поощрения  активности  учащихся (награждение победителей конкурсов; организация экскурсий, посещение кинотеатров,  театров;  вручение  дисков с  фильмом о проведённой неделе, с фотографиями  участников предметной недели )

 Новизна  и содержание  проекта:

  • опыт разработки  путей интеграции технологий урочной и внеурочной работы (управления познавательной деятельности, проектных технологий, игровых технологий, технологий взаимодействия с виртуальными героями и т.д.)
  • опыт реализации межпредметных связей развития
  • комплексное решение  актуальных проблем обучения и  воспитания на основе развивающих технологий
  • организация урочной и внеурочной работы в двух средах – традиционной и компьютерной (электронной)

В проведении   недели  представительства  МО используется метод  проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью. В основе системы   проектного обучения  лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результата своего труда, осознать ситуации успеха в обучении. Работа  над  проектом  «Неделя  представительства  МО»  входит  в  одно  из  направлений  работы  школы  по  созданию  системы  проектно-исследовательской  деятельности. 

Для  недели  представительства  МО  определяется   общая  тема (интегративная  для  образовательной  области) с  учетом  предложений  МС,  актуальности  для  школы,  района,  города,  мировых  тенденций  развития  соответствующих  дисциплин.  Методическое  объединение   анализирует  содержание  учебных  программ.  Члены  МО  осуществляют  поиск  форм  мероприятий  недели.  Формируют  банк  возможных  традиционных  и  инновационных  мероприятий  недели.  Логика организации  деятельности  педагогического  коллектива 321  школы   по  реализации  проекта  «Неделя  представительства  МО» представлена  в  приложении № 1 .  

Из  приведенной  схемы  видно,  что в подготовке и проведении участвуют школьники практически всех параллелей совместно с учителями. Для подготовки и проведения недели за 1,5-2 месяца до начала создается «актив»,  куда входят учителя и наиболее активные учащиеся. Члены  актива  и  мероприятия  недели  определяются,  исходя  из  проводимой  диагностики.

В задачи «актива» входит:

—планирование «Недели»; — координация подготовки участников того или иного мероприятия; — разработка первоначального проекта проведения «Недели» и обсуждение его на общем собрании представителей каждого класса, участвующего в мероприятиях;

—  доработка плана с учетом замечаний; —  утверждение рабочей программы подготовки и проведения «Недели»;— корректирование плана в ходе подготовки того или иного мероприятия, формирование групп.  Чтобы достигнуть поставленных целей, на время  недели  можно предложить ученикам школы разбиться на разновозрастные группы, которые будут соревноваться между собой. Основные этапы подготовки и проведения предметной недели  отражены  в  приложении  №2.  

Достигнутые  результаты в  виде содержания  проекта,  на  наш  взгляд,  имеют  большую  практическую  значимость  для  развития  не  только  отдельного  ОУ,  но  и,  в  целом,  для  других МО общеобразовательных  школ. Ожидаемые  результаты отражают приоритеты  в  современной  системе  образования: обучение  умению  самостоятельно  добывать  нужную  информацию,  вовлечение  учащихся  в  самостоятельную  деятельность  в  различных  областях  знаний  (активность  и  осознанность  познания,  интеграция  информационных  технологий  в  образовательное  пространство,  активные формы  обучения  и  т.д) .  При  таком  подходе  к  проектированию  недели  создаются  условия,  обеспечивающие  преемственность  в  обучении  учащихся  разного  возраста и  способствующие  привлечению  всех  субъектов  образовательного  процесса.

Результат  для  учащихся:

1.Развитие  познавательного интереса к предмету

2. Реализация творческих способностей учащихся

3.Расширение общего кругозора, предметных знаний

4. Развитие коммуникативной культуры, толерантного сознания

5. Позитивный опыт участия в творческой досуговой  деятельности

Результат  для  учителя:

1.Расширение образовательного пространства для воспитания компетентной личности  школьников

2.Освоение новых развивающих технологий,  обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в учебной и внеучебной работе.

Таким  образом,  в  результате  реализации  проекта  происходит  накопление индивидуального и коллективного  опыта приобретения, расширения  и применения знаний по предмету; интеграции знаний и умений  в различных предметных  областях для решения познавательных, творческих задач;  развитие умений самоорганизации, саморазвития, самореализации своих творческих способностей.

Основные этапы подготовки и реализации    проекта  «Неделя  представительства  МО»

Название этапа

Задачи этапа

Длительность этапа

Методико-мотивационный

Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметных недель. Проведение  социально-психологического  исследования. Определение материальных затрат и поиск основных источников финансирования.

Мотивация и привлечение активных ребят, родителей и учителей других предметов к проведению недели. Формирование «актива»  недели.

1, 2 месяца

Подготовительный

Совместная  с  учащимися  разработка  плана  недели.  Поиск интересных  идей  реализации  проекта. Распределение обязанностей между учителями МО, членами «актива» по проведению недели.  Определение разновозрастных  творческих групп школьников, учителей, родителей для проведения недели (распределение ролей  и  т.д.).

Утверждение положений, председателей и состава жюри конкурсов. Выпуск расширенного объявления по проведению недели.   

неделя

Организационный

Самоопределение ребят для участия в конкурсах. Работа разновозрастных  творческих групп.

неделя

Реализационный

Работа по утвержденному плану недели.

неделя

Рефлексивный

Подведение итогов недели, награждение победителей и активных участников.  Анализ проведенной работы. Выработка рекомендаций. Получение  конкретного  продукта  проектной  деятельности  (н-р,  фильма  о  проведенной  неделе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неделя представительства МО учителей математики: традиции и инновации"

Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Но данный проект предлагает иной способ организации и проведения подобных недель, включающий измен...

Предметная неделя физики и математики. Игра по станциям. Для учащихся 8 классов.

Целью предметной недели является повышение интереса обучающихся к изучению математики и физики, формирование умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, обогащение кругозора и...

План проведения предметной недели МО учителей ЕМЦ МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани на 2012-2013 учебный год.

Методическая тема ШМО:  «Компетентностный подход в обучении предметам естественно-математического цикла как основа реализации стандартов образования второго поколения»Тема : «Наука и жизнь».Целью...

Анализ предметной недели МО учителей биологии, химии и географии.

В документе представлены анализ предметной недели и протокол заседания МО...

Отчет о проведении предметной недели ШМО учителей филологического цикла в МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области

Согласно годовому плану работы школы на 2017/2018 учебный год и в соответствии с Программой «Предметная неделя в школе», а также с целью повышения мотивации к обучению, развитию самос...

Эссе "Учитель: между традицией и инновацией"

Известно, что школа – страна знаний, а учитель – проводник в ней.  И какой школа будет для каждого конкретного ученика – «скучной обязаловкой» или «захватывающ...