Эссе "Учитель: между традицией и инновацией"
статья

Гордина Гульнара Камильевна

Известно, что школа – страна знаний, а учитель – проводник в ней.  И какой школа будет для каждого конкретного ученика – «скучной обязаловкой» или «захватывающим путешествием», зависит в первую очередь от учителя. Каждый шестилетний ребенок мечтает пойти в школу, мечтает окунуться во «взрослую» жизнь, поступить на свою первую «работу», радоваться своим новым обязанностям. И задача учителя  сохранить и  развить в учащихся стремление ходить в школу, получать в ней знания, общаться и развиваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:  «Учитель: между традицией и инновацией»

Известно, что школа – страна знаний, а учитель – проводник в ней.  И какой школа будет для каждого конкретного ученика – «скучной обязаловкой» или «захватывающим путешествием», зависит в первую очередь от учителя. Каждый шестилетний ребенок мечтает пойти в школу, мечтает окунуться во «взрослую» жизнь, поступить на свою первую «работу», радоваться своим новым обязанностям. И задача учителя  сохранить и  развить в учащихся стремление ходить в школу, получать в ней знания, общаться и развиваться. Думая о современном учителе, я представляю себе  человека, который осознает, что пора детства это очень важный период жизни человека. Это время формирования не только навыков и умений, но и личности в целом. Учитель учит не столько предметам, сколько жизни. А для этого ребенок должен твердо знать, что школа – дом, где его ценят и ждут. Как же этого достичь? Наверное, для любого учителя этот вопрос никогда не теряет своей актуальности. Пойти по проторенному пути традиционного воспитания, зарекомендованному многими годами практики или отдаться современному течению, самому став первопроходцем?  Об этом я хочу порассуждать в своем эссе «Учитель: между традицией и инновацией»

Прежде всего, определим, что представляют собой понятия «традиция» и «инновация».

Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, праздники – государственные и религиозные, семейные и личные традиции. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. В этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.

Однако стоит заметить, что любая традиция сама по себе была когда-то инновацией и стала признанной традицией только путем многолетнего использования на практике. Любая традиция имеет тенденцию к развитию, а направление развития определяют возникающие потребности субъектов той или иной структуры. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов, отличных от существовавших ранее. Другими словами инновация. 

Инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем.

Исходя из вышесказанного, тезис: «Учитель – между традицией и инновацией» следует понимать как постоянное совершенствование  традиционной педагогической парадигмы, ориентированное на возникающие потребности субъектов образовательного процесса (учителя и ученика). Здесь важно понимать, что только благодаря этому процессу, который сопровождает образовательное пространство с момента возникновения по настоящее время, наше общество переходит на качественно иные уровни развития. Поэтому я считаю, что именно учитель в своей практический деятельности, опираясь на потребности своих учеников и свои собственные потребности может и должен быть новатором в школе.

Современный учитель, грамотно сочетающий в себе традиционные взгляды на образование, открытость для новых знаний, готовность  к необходимым изменениям, на мой взгляд, характеризуется следующими качествами: профессионализм, ответственность, настойчивость, желание самосовершенствоваться  и, конечно, учитель должен быть чутким к особенностям и потребностям ученика, искреннее уважать, ценить и бережно относиться к его личности.  Необходимо помнить о том, что душа даже самого маленького человека – драгоценный хрупкий сосуд, который легко может выскользнуть из рук от неаккуратного обращения с ним.  В результате, применяя инновационные решения, основанные на традициях, учитель должен использовать только те  образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей; создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если ты выбрал этот путь, ты должен стремиться к совершенству педагогического мастерства. Ты должен быть открыт для всего нового, но ни в коем случае не забывать о том, что проверено вековой педагогической практикой.

Мы, учителя, воспитываем детей своей личностью: своей внешностью, своим отношением к окружающим, своей оценкой происходящих событий, своей мудростью и любовью. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт.

Трудно сказать, где в работе учителя заканчивается традиция, а где начинается инновация, эти два явления тесно переплетены и не могут успешно существовать друг без друга. И только мудрый и чуткий учитель сможет найти баланс между ними.

 Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.

Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

традиции и инновации в преподавании математики

Текст выступления на районном семинаре учителей математики. В статье обосновывается необходимость введения разноуровневых групп, подводятся первые итоги....

Традиции и инновации в информатике

Научно-исследовательская работа была представлена на конференции, где была оценена грамотой главы городского отдела образования...

Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современно...

Традиции и инновации в образовании

Дана сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Именно инновационная деятельностьне толь...

мастер - класс "От традиций к инновациям"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.«ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»...

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией

Детский хор - это особый исполнительский инструмент. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...Хормейстеру предстоит решить главный вопр...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...