Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 7 класс.
рабочая программа по математике (7 класс)

Григорьева Ольга Витальевна

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению финансовых расчетов.

В Приложении к программе даны ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl._v_mire_finansovoy_matematiki.docx56.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №86

Петроградского района Санкт-Петербурга

197101 Санкт-Петербург, улица Мира дом 4 Литер А

Тел.(факс) 246-01-02, 246 – 01-04

http://sch86.spb.ru,  e-mail: school86@list.ru

Рассмотрена на заседании

методического объединения

« 13 »  июня  2018г.

Протокол №___5___

«Утверждаю»

«___» _________ 2018 г.

Приказ № ____

__________________________

Директор ГБОУ СОШ №86

Петроградского района

Санкт-Петербурга

С.С. Лукашкин

Рабочая программа

внеурочной деятельности.

В мире финансовой математики.

7 класс.

Срок реализации: 1 год

Ф.И.О. учителя-разработчика: Григорьева О.В.

Принята на заседании

Педагогического Совета

 «____» ________ 2018г.

Протокол №_____

2018 год

I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Нормативная база:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VIII классов образовательных организаций, а также для IX классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2018/2019 учебном году);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
  • Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  • Устав ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга 13.05.2014 №2080-р;
  • Лицензия ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 13.01.2012 78 №001570;
  • Свидетельство о государственной аккредитации ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 10.06.2015 №958;
  • Основная образовательная программа основного общего образования (по ФГОС) ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №11 от 30.08.2016, утвержденная приказом директора ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 30.08.2016 №110 (с изменениями на 21.05.2018г)  
  • Приказ директора ГБОУ СОШ  №86 от 21.05.2018 №80/1 «О введение в действие ООП ООО»
  • Календарный учебный график ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год, принятый Советом ГБОУ СОШ №86 от 28.03.2018г., утвержденный приказом директора от 29.03.2018г. №51;
  • Программа развития ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №1 от 12.01.2016, утвержденная приказом директора ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга 22.01.2016  №19.
  • Учебный план  внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018– 2019 учебный год, принятый Педагогическим Советом ГБОУ СОШ №86 протокол от 19.05.2018г.  №3, утвержденный приказом директора от 21.05.2018г. №80;
  • Авторская программа курса внеурочной деятельности по математике для 7 класса на основе сборника специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. — М.: Дрофа, 2017.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.

Задачи программы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • раскрытие  творческих способностей учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно-популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование  приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических финансовых задач;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Краткая характеристика курса

 Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению финансовых расчетов.

Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный подходы.

Направление программы – общеинтеллектуальное,  программа создает условия для развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к финансовым видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии. Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Объем часов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Учебным планом внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год данный курс внеурочной деятельности  изучается в 7 классе. Продолжительность курса 34 часа (32ч.+2 резервных) в год, по 1 часу в неделю.

Формы подведения итогов

  • защита проектно-исследовательских работ, рефератов, выступление.
  • участие в проектной деятельности,
  • участие в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.
  • Коллективный выпуск математической газеты «В мире финансов» и т.п.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  1. познакомиться с разделом «финансовой математики», его элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этой области;
  2. познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
  3. приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
  4. приобрести опыт презентации собственного продукта;
  5. оперировать на базовом уровне понятиями (т.е. распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия):
  • цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
  • бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
  • депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
  1. приводить примеры:
  • прямой пропорциональности для величин «количество и стоимость», «цена и стоимость» и обратной пропорциональности «цена и количество»;
  • линейных функций, связанных с расчетом стоимости товаров и услуг;
  1.  решать задачи:
  • на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки, на оплату некоторой работы с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;
  • на размен монетами различных купюр с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;
  • на повышение и понижение цен товаров и услуг;
  • на проценты с постоянной и переменной процентной базой;
  • на применение функций спроса и предложения, на установление рыночного равновесия и равновесной цены, а также торгового дефицита и избыточного предложения с помощью систем линейных уравнений;
  1. рассчитывать вероятность выигрыша в различных лотереях.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

К-во часов

Вид занятия

Осваиваемый вид деятельности

Дата проведения

Нулевой цикл «Знакомство»

1

Комб. занятие

Беседа

01-08.09

Нулевой цикл «Знакомство»

1

Комб. занятие

Беседа

10-15.09

Процент, история возникновения.

1

Комб. занятие

Исследовательская работа

17-22.09

Проценты и дроби.

1

Комб. занятие

Обсуждение

Практикум

24-29.09

Простые задачи на проценты

1

Комб. занятие

Практикум

01-06.10

Задачи на на увеличение и снижение цены товара  

1

Комб. занятие

Беседа

Практикум

08-13.10

Задачи на на увеличение и снижение цены товара  

1

Комб. занятие

Практикум

15-20.10

Расчет зарплаты и налогов

1

Комб. занятие

Практикум  

22-29.10

Задачи на распределение прибыли (зарплаты) пропорционально внесенным деньгам (выполненной работе)

1

Комб. занятие

Игра

06-10.11

Составление и определение цены смесей с помощью деления числа в данном отношении.

1

Комб. занятие

Практикум

12-17.11

Задачи на растворы, смеси, сплавы

1

Комб. занятие

Практикум

19-24.11

Выручка, прибыль и себестоимость

1

Комб. занятие

Обсуждение

26-01.12

Задачи на стоимость при изучении понятий функции и линейной функции

1

Комб. занятие

Практикум

03-08.12

Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной функции.

1

Комб. занятие

Практикум

10-15.12

Простой и сложный банковские проценты. Коэффициент наращения.

1

Комб. занятие

Исследовательская работа

17-22.12

Решение задач на банковские проценты.

1

Комб. занятие

Практикум

15-29.12

Рыночное равновесие и равновесная цена.

1

Комб. занятие

Обсуждение Практикум

14-19.01

Торговый дефицит и избыточное предложение

1

Комб. занятие

Практикум

21-26.01

Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой

1

Комб. занятие

Практикум

28-02.02

Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой

1

Комб. занятие

Практикум

04-09.02

Проценты по вкладу, проценты по кредиту.

1

Комб. занятие

Обсуждение

11-16.02

Решение задач: банковские депозиты и кредиты.

1

Комб. занятие

Практикум

18-22.02

Задачи о распродаже товаров, повышении и понижении цен решаемые составлением уравнений

1

Комб. занятие

Практикум

28-02.03

Задачи об оптимальном варианте выбора покупки, решаемые составлением уравнений

1

Комб. занятие

Практикум

04-09.03

Задачи о размене купюр, курсе доллара, решаемые составлением уравнений

1

Комб. занятие

Практикум

11-16.03

Решение задач с финансовым содержанием с помощью систем уравнений

1

Комб. занятие

Практикум

18-23.03

Вероятность выигрыша в различных лотереях

1

Комб. занятие

Исследовательская работа

01-06.04

Вероятность выигрыша в различных лотереях

1

Комб. занятие

Практикум

08-13.04

Представление учебных проектов

1

Комб. занятие

Презентация  деятельности

15-20.04

Повторение

1

Комб. занятие

Практикум

22-27.04

Итоговая олимпиада

1

Комб. занятие

Олимпиада

29-04.05

Заключительное занятие

1

Комб. занятие

Практикум

обсуждение

06-11.05

Резерв

1

13-18.05

Резерв

1

20-25.05

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основными компонентами содержания курса «В мире финансовой математики» в 7 классе являются следующие темы (также по темам приведены примеры задач):

Решение задач на проценты, на увеличение и снижение цены товара, расчет зарплаты и налогов с помощью пропорций. Задача: 1) Если Ира внесёт 40%, а Катя — 45% имеющихся у каждой денег, то общая сумма составит 21 р. 50 к. Если же Ира внесёт 45% имеющихся у неё денег, а Катя — 40%, то общая сумма составит 21 р. Сколько денег у Иры и сколько у Кати? 2) За 8 ракеток и 10 мячей заплатили 4560 р. Во время распродажи цена на ракетки была снижена на 25%, а на мячи — на 10% и такая покупка стала стоить 3780 р. Найдите первоначальную цену каждого вида товара. 3) В магазине одежды проводилась распродажа. Костюмы продавались со скидкой 20%, плащи — со скидкой 40%. Покупатель купил костюм и плащ за 9180 р., заплатив на 32% меньше их суммарной первоначальной цены. Найдите первоначальные цены костюма и плаща.  Задачи на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, составление и определение цены смесей с помощью деления числа в данном отношении. Задача:  1) Из двух сортов чая по цене 220 р. и 260 р. за килограмм требуется составить 4 кг смеси по цене 230 р. за килограмм. Сколько граммов чая каждого сорта нужно взять?  2) Смешав конфеты по 220 р. за килограмм и по 300 р. за  килограмм, получили смесь по 240  р. за килограмм. Сколько граммов конфет того и другого сорта содержится в одном килограмме смеси? 3) Отправляясь в турпоход, учащиеся приобрели крупу двух сортов: по 61 р. и по 36 р. за килограмм. Сколько крупы каждого сорта было куплено, если всего купили 19 кг крупы на сумму 784 р.?

Выручка, прибыль и себестоимость, связанные соотношением: прибыль = выручка – себестоимость.

Задача: 1) Два бизнесмена купили акции одного достоинства на сумму 3 640 000 р. Когда цена на эти акции возросла, первый бизнесмен продал 75% своих акций, а второй — 80%. При этом сумма от продажи акций, полученная вторым бизнесменом, на 140% превысила сумму, полученную первым. На какую сумму купил акции каждый из бизнесменов?

Сложные банковские проценты. Коэффициент наращения, равный процентному отношению новой суммы на счете к начальному вкладу. Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой, задачи на изменение процентной базы, (двукратное изменение величины).  Здесь рассматриваются банковские депозиты и кредиты. В связи с введением понятий депозита и кредита желательно пояснить школьникам, что, принимая депозит, банки пользуются деньгами вкладчика и  получают при этом прибыль, часть которой выделяют вкладчику в виде процентов по вкладу. Обратная ситуация с кредитами. Здесь уже банк выдает деньги заемщику, отказываясь от получения на них прибыли. Эту неполученную прибыль и компенсирует банку заемщик процентами по кредиту. Предлагаются задачи: (н-р, задача 2 на с. 47, № 80 (4) с решением в методическом пособии на с. 88, разбираются в методическом пособии задачи 1 и 2 на с. 181). Задача: 1) Банковский вклад, не тронутый в течение года, в конце этого года увеличивается на 10%. На сколько процентов увеличится вклад, не тронутый в течение двух лет?

Задачи на стоимость при изучении понятий функции и линейной функции.

Задача: 1) Пропорциональны ли: стоимость всех проданных на определённый сеанс в кинотеатр билетов и число зрителей, если: а) все билеты имеют одну и ту же цену; б) цена билета зависит от места? 2) Решите задачу и запишите формулу зависимости между величинами в виде y = kx: 2,7 м ткани стоят 91,8 р. Сколько стоят 14,5 м той же ткани?

Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной функции. При изучении линейной функции в качестве примеров рассматриваются функции спроса и предложения.

Рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение. Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой. При решении систем линейных уравнений проводится совместное рассмотрение функций спроса и предложения, что приводит к новым финансовым понятиям рыночного равновесия и равновесной цены, а также к понятиям торгового дефицита и избыточного предложения. Разбираются задачи на понимание этих понятий.  Задача: 1) Фирма-монополист выпускает некоторые станки, функция предложения для которых имеет вид q = 10,4p – 800, а функция спроса — q = 910 – p, где q (шт.) — количество станков, а p (тыс. р.) — цена станка. Сколько станков продается при рыночном равновесии? При какой цене дефицит составит 570 тыс. р.?         2) Функция спроса на рынке некоторых изделий имеет вид q = 520 – 0,5p, а функция предложения этих изделий q = 4p – 110, где q (шт.) — количество изделий, а p (р.) —цена изделия. При каком количестве изделий устанавливается рыночное равновесие? Какая выручка у продавца при продаже изделий в момент рыночного равновесия? При какой цене избыточное предложение составляет 90 изделий?

Банковские депозиты и кредиты. Проценты по вкладу, проценты по кредиту. В реальной жизни люди иногда вкладывают деньги в банки и берут кредиты. В первом случае за пользование деньгами клиента банк начисляет проценты по вкладу, т. е. увеличивает внесённый вклад, а во втором — кредит должен быть возвращён должником в банк с процентами.

Задача: 1. Сделаны вклады на год в два банка: в одном под 14% годовых с потерей процентов в случае досрочного закрытия, а в другой под 11% годовых, но с сохранением процентов в случае досрочного закрытия. Через год из обоих банков были получены равные суммы денег. Сколько денег было положено в первый банк и сколько во второй, если общая сумма вкладов была равна 900 000 р.?

2. Определите тип задачи. Переведите условие задачи на математический: Микрокредитная организация «Всё и сразу» предлагает кредит на месяц с условием возврата на 10% большей суммы, чем была выдана. При этом за каждый день задержки выплаты начисляется пеня в 2% от выданной суммы. Николай Иванович взял на этих условиях в кредит некоторую сумму денег для покупки смартфона, но из-за задержки зарплаты просрочил погашение кредита на 30 дней. Отдать ему пришлось 34 000 р. Какую сумму взял Николай Иванович в кредит? Сколько денег сэкономил бы Николай Иванович, отложив покупку смартфона на 2 месяца?

Задачи о распродаже товаров, повышении и понижении цен, оптимальном варианте выбора покупки, оплате труда, размене монетами различных купюр, курсе доллара, решаемые составлением линейных уравнений и систем линейных уравнений.  

Задачи: 1) Решите задачи, составляя уравнения: Как разменять купюру в 100 р. монетами по 5 р. и по 2 р., чтобы оказалось всего 26 монет? 2) Нужно купить 700 долларов. Банк А продаёт 1 доллар по цене 57 р. без комиссии. Банк Б продает 1 доллар по цене 56 р. с комиссией 2%. Какой банк предлагает лучшие условия? 3) Для клуба решили приобрести 4 баяна и 3 аккордеона на сумму 66 000 р. Однако из-за повышения цен (баяны стали стоить дороже на 75%, а аккордеоны на 80%) клубу пришлось заплатить 117 300 р. Сколько стоили баян и аккордеон до повышения цен? Обозначив первоначальную цену (в рублях) одного баяна буквой x, а аккордеона буквой y, выразите: а) стоимость 4 баянов и 3 аккордеонов до повышения цен; б) новую цену 1 баяна и 1 аккордеона; в) стоимость 4 баянов и 3 аккордеонов после повышения цен. Учитывая стоимость покупки до и после повышения цен, составьте два уравнения. Решите систему уравнений и запишите ответ на вопрос задачи.

Вероятность выигрыша в различных лотереях. Задача: 1) Для праздничной школьной лотереи изготовили 100  билетов. На каждый из этих билетов может выпасть один из 55 выигрышей. А) Сколько существует возможностей: а) купить какой-нибудь билет лотереи; б) купить билет, который выиграет; в) купить билет, который не выиграет? Б) Равновероятны ли возможности купить выигрышный и невыигрышный билеты? Если нет, то какая из возможностей менее вероятна? 2) Для праздничной школьной лотереи изготовили 100  билетов. На каждый из них может выпасть один из 20 выигрышей. Какая вероятность выиграть, купив один билет этой лотереи? 3) В лотерее среди 1 млн билетов 300 тыс. выигрышных. Найдите вероятность того, что купленный билет окажется выигрышным. 4) Найдите вероятность при игре в «Морской бой» первым же ходом попасть в один из кораблей противника.

Примерные темы  учебных  проектов

7 класс

Вопросам финансовой грамотности могут быть посвящены  учебные проекты: «Процентные расчеты», «Способы зарабатывания денег», «Семейный бюджет». «Семейный бюджет» — это долговременный проект, в рамках которого ученик составляет и заполняет статьи семейных расходов, при этом знакомится с реальными статьями расходов, такими как коммунальные платежи, питание, транспорт, развлечения, путешествия и др.

ЛИТЕРАТУРА

  • Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. — М.: Дрофа, 2017
  • Специальные модули  для электронной формы учебника  по математике 7 класса: https://drofa-ventana.ru/ material/sbornik-algebra-7
  • Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 классы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014. — (Учимся разумному финансовому поведению)
  • Как вести семейный бюджет / под ред. Н. Н. Думной и О. А. Рябовой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. — (Популярные финансы).
  • Заплати налоги и спи спокойно / под ред. Н. Н. Думной и Н. П. Мельниковой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. —  (Популярные финансы).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Акция  — эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Банк — коммерческая финансовая организация, основные виды деятельности которой — привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов. С экономической точки зрения банки выступают на денежном рынке посредниками между теми, у кого есть свободные денежные средства, и теми, кто нуждается в дополнительных ресурсах. Наиболее распространенные продукты банков — расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц, вклады и депозиты, кредиты, в том числе ипотечные займы, автокредиты, потребительские кредиты, банковские карты и др.

 Банковская карта — пластиковая карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчетным счетам в банке. Банковские карты используются для безналичных платежей, в том числе и через Интернет, а также для снятия наличных или пополнения счета через банкомат.

Банковский вклад (банковский депозит)  — сумма денег, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Банки предлагают гражданам вклады до востребования (на неопределенный срок) и срочные депозиты (договором предусмотрен срок, на который банк принимает у вкладчика средства).

Банковский кредит — денежная сумма, предоставляемая банком клиенту в долг на определенный срок и на определенных условиях. За пользование кредитом банк взимает с клиента плату в виде процентов от суммы кредита, рассчитываемых на условиях, предусмотренных договором.

Бюджет семьи — совокупность доходов и расходов семьи за определенный период времени, например за один год или один месяц.

Вексель — письменное обязательство заемщика (векселедателя) выплатить в установленный срок определенную сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе.

Выплата страховая  — осуществление страховщиком выплаты застрахованному лицу страхового возмещения при наступлении страхового случая. Пенсия — регулярное (ежемесячное) денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста (пенсия по старости), имеют инвалидность (пенсия по инвалидности) или потеряли кормильца.

Денежный перевод — это перевод (движение) денежных средств от отправителя к получателю с помощью операторов платежных систем с целью зачисления денежных средств на счет получателя или выдачи ему их в наличной форме.

Закон спроса и предложения — экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать).

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Заемщик  — лицо, получившее финансовые средства в свое распоряжение для временного их использования.

Инфляция (обесценивание денег) — увеличение количества денег в обращении, приводящее к повышению общего уровня цен на товары и услуги.

Кредитор — лицо, предоставляющее в долг финансовые средства.

Микрокредитование — вид финансирования, заключающийся в выдаче небольших займов на небольшие сроки, как правило, под большие проценты, обычно людям, которые не имеют доступа к традиционным банкам в силу разных причин.

Налог транспортный — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств, который зависит от мощности двигателя и возраста транспортного средства.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — налог, который составляет 13% от суммарного дохода физического лица в Российской Федерации.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый вычет  — сумма, на которую уменьшается размер дохода (налогооблагаемая база), с которого уплачивается налог.

Торговая наценка — разница между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения прибыли предприятиями торговли.

Облигация  — ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, ее выпустившего, номинальную стоимость облигации деньгами или в виде нового имущества.

Предложение — количество товара, которое производители готовы продать.

Премия (трудовая) — одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой-либо области деятельности либо поощрительная плата работнику за высокую квалификацию, перевыполнение норм выработки, за качество работы в дополнение к окладу.

Прибыль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = доходы – затраты (в денежном выражении).

Простые проценты — метод расчета процентов, при котором начисления происходят однократно на первоначальную сумму вклада (долга). Сложные проценты (капитализация процентов)  — причисление процентов к сумме вклада, позволяет в дальнейшем осуществлять начисление процентов и на первоначальный вклад, и на пополнение.

Равновесная цена — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения.

Рейтинг — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.

Рентабельность — относительный показатель экономической эффективности.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.

Скидка — сумма, на которую снижается продажная цена товара, предлагаемого покупателю.

Спрос — количество товара, который покупатели хотят приобрести за какое-то время (неделя, месяц и т. д.).

Страхование — финансовая услуга, покрывающая полностью или частично ущерб при наступлении страхового случая. Страхование жизни  — страхование, предусматривающее защиту имущественных интересов застрахованного лица, связанных с его жизнью и смертью. Страховая премия (страховой взнос, страховой платеж) — плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страхователь — клиент страховой компании, заключающий договор страхования. Страховщик (страховая компания) — компания, оказывающая страховые услуги.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, или продукт, произведенный для продажи.

Услуга  — результат одного или нескольких действий, осуществленных при взаимодействии поставщика и потребителя (услуги медицинские, образовательные, транспортные, аренда и др.).

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Штраф  — узаконенное наказание за правонарушение в виде определенной суммы денег, обязанность уплаты которой возлагается на нарушителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 5 класс.

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знак...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...