Конспект урока в 5 классе по математике "Приведение дроби к общему знаменателю"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Иванова Людмила Александровна

 В ходе урока обучающиеся научатся находить общий знаменатель двух дробей, используя понятие «кратно»; научатся находить дополнительный множитель, используя основное свойство дроби; получат возможность формировать умение применять алгоритм приведения дробей к общему знаменателю при выполнении заданий; научатся оформлять решения в письменной форме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике для 5 класса, учитель Иванова Л.А.

Конспект урока по математике в 5 классе

Тема «Приведение дроби к общему знаменателю» 

 с применением системно-деятельного подхода

Педагогические цели урока

1.создать условия для формирования и усвоения новой учебной информации.

2. Создание условий для развития мышления логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству

3. Создать условия для формирования способности учащихся к новому способу действия.

Задачи урока

  1. ученик научится находить общий знаменатель двух дробей, используя понятие «кратно»; ученик научится находить дополнительный множитель, используя основное свойство дроби; ученик получит возможность формировать умение применять алгоритм приведения дробей к общему знаменателю при выполнении заданий; ученик научится оформлять решения в письменной форме.
  2. ученик развивает умение анализировать, сравнивать, делать выводы; ученик развивает устную речь.
  3. ученик формирует умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге;

ученик имеет возможность формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Научится:

1. Находить знаменатель двух дробей .

2.Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,

применяя математическую терминологию и символику.

Получит возможность научиться:

Самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, определять познавательную цель и уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью.

Предметные

Метапредметные


Личностные

Определять общий знаменатель дроби, наименьший общий знаменатель дроби, дополнительные множители.

Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, определять познавательную цель и уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью Познавательные: Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассникам.

Формировать готовность к самообразованию на основе мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении математических знаний и способов действий

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Электронное приложение, презентация

Учебник, дидактический материал .

Методическое пособие. Групповая (парная) работа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника .

Основные понятия

Общий знаменатель, наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Форма проведения урока

Комбинированный урок (Эвристическая беседа, моделирование, работа с текстом учебника , групповая (парная) работа).

Методы и технологии, используемые на уроке

Проблемно-поисковые, ИКТ, диалоговые

ХОД УРОКА

Этап урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент (1-2 мин). (Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне).

Цель: Настроить учащихся на работу в классе через задачу занимательного характера

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Название используемых ЭОР

(презентация)

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Настраивает учащихся на работу в классе через эмоциональный настрой и задачу занимательного характера.
  2. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Венгерский математик Пойя.

Как Вы понимаете эти слова?

Слайд 2

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Высказывают свои предположения.

Личностные:готовность к обучению на основе мотивации

к познанию

Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Этап урока (название, время, цель)

  1. Актуализация знаний (4-5 мин) (Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия учащихся)

Цель: Повторить понятие .

Фронтально выполняется устная работа и выполняются задания.

  1. Восстановите числитель дроби:

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_1.png=https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_2.png https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_3.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_4.png https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_5.png = https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_2.png

  1. Найдите ошибку :

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_7.png


Каким свойством вы воспользовались при выполнении 2 и 3 задания?

Сформулируйте его.


Как называется число, на которое умножают числитель и знаменатель дроби при использовании основного свойства дроби?

  1. Найдите: НОК (8;3), НОК ( 3,4)

Как находится НОК двух чисел?

Оцените свою работу и проставьте баллы в свои листки самооценки. Каждое задание 1 балл

Слайд 3,4,5

Выполняют задания

Использовали основное свойство дроби.

Повторяют основное свойство.

Дополнительный множитель

Выполняют задание

Вспоминают как находить НОК.

Оценивают.


Вспомнить основное свойство дроби, дополнительные множители, НОК двух чисел.

Личностные:умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и приводить примеры

Регулятивные:Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации

Познавательные:выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта

Коммуникативные:Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап урока (название, время, цель)

Проблемное объяснение нового знания.

Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта. (Построение и фиксация нового знания) (12-17 мин).

Цель: Научить школьников самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации

У каждого на столе раздаточный материал.

  1. Заштрихуйте часть прямоугольника:

1 вариант - https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_1.png часть

  1. вариант - https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_9.png часть
  1. Совместно выполните свои задания на одномпрямоугольнике.


Кто затруднился? Почему?


Что необходимо сделать, чтобы легко выполнить задание?

Какова тема нашего урока? Как вы думаете?

Запишите тему урока «Приведение дробей к общему знаменателю».

Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?





Какой прямоугольник для выполнения задания лучше взять?




Почему?

Какой новый знаменатель будет у дробей?



Какой дробью можно заменить дробь https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_1.png?https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_9.png?

Докажите, что получились равные дроби.



Число 6 чем является для чисел 2 и 3?


Сформулируйте задание, используя полученные дроби. Выполните задание.


Теперь поэтапно давайте воспроизведем наши действия , для того чтобы найти общий знаменатель дроби. ( все утверждения по очереди выводятся на экран).



Что мы с Вами получили в итоге ?


Используя правило, приведите дроби https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_12.png и https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_9.png к общему знаменателю.

Сл 6

Сл 7

сл 8

Сл 9

Сл.10

Выбирают прямоугольник из раздаточного материала, штрихуют. Показывают результат.

Обсуждают возникшие трудности. Понимают необходимость нового правила.

Формулируют причины затруднений.

Привести дроби к одинаковому знаменателю.

«Приведение дроби к общему знаменателю»

Формулируют задачи урока.

(Учиться приводить дроби к общему знаменателю и т.п.)


Делают выбор, поясняют. (Прямоугольник разделен на 6 частей. Число 6 кратно числу 2 и числу 3).

(Знаменатель 6).

Записывают в тетрадях:

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_1.png = https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_15.png = https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_16.png ,

3-дополнительный множитель

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_9.png = https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_18.png = https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_19.png ,

2-дополнительный множитель.

НОК (2,3).


(На одном прямоугольнике заштриховать указанные части).

Выполняют задание.

Ребята по очереди высказываются.

  1. Найти общий знаменатель.
  2. Найти дополнительный множитель.
  3. Числитель и знаменатель дроби умножить на дополнительный множитель.


Алгоритм , правило.


Выполняют задание, используя алгоритм. Решение записывают в тетрадях. Один человек у доски.

1 балл в лист самоценки

Уметь работать с текстом, извлекать необходимую информацию. Научиться

определять общий знаменатель двух дробей , правильно определять дополнительный множитель для двух дробей.

Личностные:формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

Познавательные:

ставят перед собой

уметь и осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Регулятивные:цель «Что я хочу получить от урока?»,

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, структурировать информацию по данной теме

Этап урока (название, время, цель

Релаксирующая деятельность. Физкультминутка

Цель: смена видов деятельности для релаксации




Сл 11




Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

Этап урока (название, время, цель

Первичная проверка знаний - (этап 1V)

Цель: Устное закрепление материала.

Выполнить задание: учебник стр.178, № 691 (а,г,ж) – устно

Как вы думаете, чтобы вычисления с дробями не были громоздкими, какой лучше взять общий знаменатель?

Какое слово нужно подставить в алгоритм?

Действительно, все общие знаменатели, которые Вы предложили, подходят. Но для удобства вычисления обычно выбирают наименьший общий знаменатель, который является наименьшим общим кратным для двух знаменателей.

1 балл за правильно выполненное задание

Каждому из Вас приготовлена карточка- памятка с алгоритмом отыскания общего знаменателя.

Сл. 12



Сл.13-14

Выполняют задания устно.

Наименьший.

В 1 пункт – наименьший общий знаменатель.




Вносят баллы в листки самооценки


Из раздаточного материала каждый берет карточку.

Применять полученные знания при решении задач

Регулятивные:Удерживать цель деятельности до получения её результата

Познавательные:

Уметь строить рассуждения и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап урока (название, время, цель)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)

Цель: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Теперь напишем небольшую работу и потом вы себя проверите .

1 вариант

  1. Приведите дробь https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_20.png к знаменателю 24
  2. Найдите общий знаменатель дробей: а) https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_21.png ; б) https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_22.png; в) https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_23.png

  1. вариант
  1. Приведите дробь https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_24.png к знаменателю 36
  2. Найдите общий знаменатель дробей: а) https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acca5a935d42/880222_25.png ; б) ; в)

Проверим:

1 вариант:

  1. а)  и 

б)  и 

в)  и 

2 вариант :

1. 

2. а) и 

б)  и 

в)  и 

Покажите результаты.

Внесите результаты работы в лист самооценки

Сл15,16

Выполняют самостоятельную работу.










Взаимопроверка самостоятельной работы по образцу.






Критерии оценивания:

по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание.

Заполняют Лист самооценки

воспроизводить приобретённые знания в конкретной деятельности (выполнять самостоятельную работу)

Регулятивные:сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов

Познавательные:

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные:управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия)

Этап урока (название, время, цель)

Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-8 мин) Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Упражнение № 492 (а,з),

№ 493 (а,б,в)

Из ряда чисел назовите те, которые могут быть ощим знаменаиелем для указанных дробей: а)  6; 12; 24; 40; 48

Б)  20; 30; 45; 50; 60

Назовите наименьшый из предложенных

За каждое правильно выполненное задание 1 балл.

Сл17.

Выполняю задания у доски и на местах в тетрадях. Оценивают свою работу.

24; 48. Наименьший – 24

30; 60. Наименьший -30

Заполняют лист самооценки

Обобщить знания и умения










Регулятивные:Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию

Познавательные:Владеть общими приёмами решения задач

Коммуникативные:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Этап урока

Информация о домашнем задании

Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Запишем домашнее задание: п. 8.4, выучить алгоритм нахождения общего знаменателя, № 693 (д, е,ж), № 692 (б,д,ж).

Сл 18

Записывают домашнее задание в дневники



Этап урока (название, время, цель)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин)

Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

У всех ребят на столе карточки - красная, желтая, зеленая.

Просьба: вложить в лист учета личных достижений одну из них.

На красной карточке написано: «Я доволен своей работой на уроке, материал урока был полезен для меня, понятен и интересен, я много и хорошо работал на уроке».

На зеленой карточке написано: «Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

На желтой карточке написано: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов».

1.Больше всего мне понравилось…

2.Самым сложным для меня было…

3.Сегодня я научился…

4. .Сегодняшний урок показал мне…

Подсчитайте количество баллов и проставьте оценку в соответствии со шкалой :

Шкала: 10 -14 б. - «3»

15 - 19 б. - «4»

20 - 23 б. - «5»


До свидания, спасибо за урок!

Сл 19

Сл.20

Сл.21

Оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников на уроке

Проводить рефлексию

Регулятивные:Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений

Познавательные:Осуществлять анализ результатов деятельности с выделением существенных признаков




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

методическая разработка урока по теме "Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю"

методическая разработкамданного урока может быть использована как для изучения нового материала в 7 классе, так и для повторения пройденного материала для подготовки к экзаменам....

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС)

Урок изучения нового материала в 5кл. по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича по ФГОС с технологической картой...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект комбинированного урока по математике для учащихся 5 классов "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс

Конспект урока  математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс. Для педагогов коррекционного общеобразовательного учреждения VIII  вида....