рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс "Занимательная геометрия"
рабочая программа по математике (5 класс)
Цель рабочей программы "Занимательная геометрия" создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 5 класс | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Аксайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Островская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Директор МБОУ Островской СОШ ______________ А.М.Шаповалов приказ от __________ № ____ |
Рабочая программа
По курсу внеурочной деятельности «Занимательная геометрия»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
________________________________5 класс ________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _______34 ________
Учитель : __________ Кулешова Т.П__________
Программа разработана на основе:
.
2018-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- (Указать необходимое):
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373.
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010г № 373”.
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г.;
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2009г № 1897”.
- (выбрать в соответствии со ступенью образования).
- Положения о внеурочной деятельности
- Устава школы;
- Основной образовательной программы МБОУ Островской СОШ;
- Учебного плана МБОУ Островской СОШ на 2018– 2019 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год.
Цели:
создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
Задачи курса:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
- формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
- развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Планируемые результаты:
№ п/п | Раздел или тема курса | Личностные УУД | Метапредметные УУД | ||
регулятивные | коммуникативные | познавательные | |||
Введение | |||||
Фигуры на плоскости | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; | |
Фигуры в пространстве | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; | |
Измерение геометрических величин | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; | |
Топологические опыты | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |
Занимательная геометрия | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел курса или тема, их содержание | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1ч. | ||
2 | Фигуры на плоскости | 11ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на разрезание и складывание; задачи со спичками, |
3 | Фигуры в пространстве | 7 ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующие формулы. |
4 | Измерение геометрических величин | 6 ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. |
5 | Топологические опыты | 4ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. |
6 | Занимательная геометрия | 5ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | . Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие.. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Создавать шарады, ребусы, зашифровывать записи, решать логические задачи. |
Календарно - поурочное планирование
№ п\п | Раздел программы, темы уроков | Количество часов | Дата |
Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. | 1ч. | ||
Фигуры на плоскости. | 11ч. | ||
Задачи со спичками. | 1 ч. | ||
Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. бордюры. | 2 ч. | ||
Танграм. Пентамино. Гексамино. | 1 ч. | ||
Углы, их построение и измерение. | 2ч. | ||
Вертикальные и смежные углы. | 1ч. | ||
Треугольник, квадрат | 1ч. | ||
Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. | 2ч. | ||
Паркеты | 1ч. | ||
Фигуры в пространстве. | 7ч. | ||
Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. | 2 ч. | ||
Фигурки из кубиков и их частей. | 1ч. | ||
Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. | 2ч. | ||
Оригами. | 2ч. | ||
Измерение геометрических величин. | 6 ч. | ||
Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности . | 2ч. | ||
Объем куба, параллелепипеда | 2ч. | ||
Изготовление развертки фигур и модели объемного тела | 2ч. | ||
Топологические опыты. | 4ч. | ||
Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. | 2ч. | ||
Граф. | 2ч. | ||
Занимательная геометрия. | 5ч. | ||
Зашифрованная переписка. | 1ч. | ||
Задачи со спичками, головоломки, игры. | 2ч. | ||
Шарады, ребусы. | 2ч. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся∙ (собеседование).
Текущий, в форме наблюдения:∙ - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах∙
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- презентация своей работы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
∙ своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам
Раздел «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».
перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя
для учителя.
для учащихся
- Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014.
Медиаресурсы:
- http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
- http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.
х.Островского
2018– 2019 учебный год
Рассмотрено на заседании Рассмотрено и рекомендовано Согласовано
методического объединения методическим советом заместитель директора по УВР
протокол № ____ от ______ 201___г протокол № _____ от _____201____г ______________________________
руководитель ШМО______________ руководитель МС_____________ Сусликова Э.Н.
_______________________________ _______________________________ Дата: _______________________
_______________________________ _______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5 класс
Цели курса “Наглядная геометрия”Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:·...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс
Основная задача внеурочной деятельности учителя - обеспечение всех учащихся необходимым базовым уровнем математической подготовки и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»_5 класс
Этот курс внеурочной деятельности предназначен для учащихся 5 класса, 35 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...