рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс "Занимательная геометрия"
рабочая программа по математике (5 класс)

Цель рабочей программы "Занимательная геометрия" создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Аксайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Островская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор  МБОУ

 Островской СОШ ______________

А.М.Шаповалов

приказ от __________ №  ____

Рабочая программа

По курсу внеурочной деятельности «Занимательная геометрия»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

________________________________5 класс ________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов _______34 ________

Учитель : __________ Кулешова Т.П__________

Программа разработана на основе:  

.

2018-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Занимательная геометрия» для   5  класса  составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • (Указать необходимое):
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089;
  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373.
  • приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010г № 373”.
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г.;
  • приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2009г № 1897”.
  • (выбрать в соответствии со ступенью образования).
  • Положения о внеурочной деятельности
  • Устава школы;
  • Основной образовательной программы МБОУ Островской СОШ;
  • Учебного плана МБОУ Островской СОШ на 2018– 2019 учебный год;
  • Годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год.

               Цели: 

создать  запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; 

Задачи курса:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).   
  • развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
  •  развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

Планируемые результаты:

№ п/п

Раздел или тема курса

Личностные УУД

Метапредметные УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Введение

Фигуры на плоскости

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

Фигуры в пространстве

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

Измерение геометрических величин

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

Топологические опыты

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Занимательная геометрия

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Содержание учебного предмета

п/п

Раздел курса или тема, их содержание

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1ч.

2

Фигуры на плоскости

11ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

 (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на разрезание и складывание; задачи со спичками,

3

Фигуры в пространстве

7 ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

 (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующие формулы.

4

Измерение геометрических величин

6 ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

 (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира.

5

Топологические опыты

4ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

 (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов.

6

Занимательная геометрия

5ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

 (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие.. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные).

Создавать шарады, ребусы, зашифровывать записи, решать логические задачи.

Календарно - поурочное планирование

п\п

Раздел программы, темы уроков

Количество часов

Дата

Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

1ч.

Фигуры на плоскости. 

11ч.

Задачи со спичками.

1 ч.

Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. бордюры.

2 ч.

Танграм. Пентамино. Гексамино.  

1 ч.

Углы, их построение и измерение.

2ч.

Вертикальные и смежные углы.

1ч.

Треугольник, квадрат

1ч.

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки.

2ч.

Паркеты

1ч.

Фигуры в пространстве. 

7ч.

Многогранники и их элементы. Куб и его свойства.

2 ч.

Фигурки из кубиков и их частей.

1ч.

Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом.

2ч.

Оригами.

2ч.

Измерение геометрических величин.

6 ч.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности .

2ч.

Объем куба, параллелепипеда

2ч.

Изготовление развертки фигур и  модели объемного тела

2ч.

Топологические опыты.

4ч.

Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса.

2ч.

Граф.

2ч.

Занимательная геометрия. 

5ч.

Зашифрованная переписка.

1ч.

Задачи со спичками, головоломки, игры.

2ч.

Шарады, ребусы.

2ч.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достижение результатов первого уровня и частично второго.  Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

 Текущий, в форме наблюдения: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

 - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.  Итоговый контроль в формах

 -практические работы;

 -творческие работы обучающихся;

- презентация своей работы.

 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,

 своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.  Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

 – степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

 – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам

Раздел «Учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса».

перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя

для учителя.

для  учащихся

  1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.
  2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
  3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014.

Медиаресурсы:

  1. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
  2. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/  - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.

х.Островского

2018– 2019  учебный год

Рассмотрено на заседании                                Рассмотрено и рекомендовано                           Согласовано

методического объединения                            методическим советом                                           заместитель директора по УВР

протокол № ____ от ______ 201___г               протокол № _____ от _____201____г                  ______________________________

руководитель ШМО______________              руководитель МС_____________                  Сусликова Э.Н.

_______________________________               _______________________________                 Дата:   _______________________

_______________________________               _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5 класс

Цели курса “Наглядная геометрия”Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:·...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс

 Основная задача внеурочной деятельности учителя - обеспечение всех учащихся необходимым базовым уровнем математической подготовки и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»_5 класс

Этот курс внеурочной деятельности предназначен для учащихся 5 класса, 35 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...