Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Такие разные дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Демидова Людмила Алексеевна

Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Такие разные дроби»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока математики

в 5 Б классе

по теме

«Такие разные дроби»

Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала

Цель урока: Обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби» и уметь применять полученные знания при решении практических задач

Задачи:

образовательные повторить и обобщить изученный материал: понятие «обыкновенная» дробь, определение числителя и знаменателя дроби, правила сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей; закрепить умение решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; рассмотреть примеры использования дробей в повседневной жизни.

развивающие - развивать у школьников умения сравнивать и обобщать, логически излагать мысли, развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.

воспитательные - эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал (листы с заданиями, карточки с задачами).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на сегодняшнем уроке.

Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Прежде чем перейти к теме урока, поднимите руки те из вас, у кого есть вопросы по домашнему заданию. (Поднимают руки, те из учащихся, у кого есть вопросы).

- Если вопросов нет, то продолжим наш урок.

II. Мотивационный этап.

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит выполнить большую и интересную работу. Мы отправимся в путешествие по волнам знаний. Но для того, чтобы мы справились со всеми трудностями и препятствиями, мы разделимся на 4 группы (команды) по 5 человек и отправимся в плавание на  кораблях.

В  каждой команде у нас будет:

- Капитан (организатор) - организует  работу  в группе.

- Старший помощник капитана (секретарь) – оформляет решение задания в группе

- Второй помощник капитана (спикер) – представляет результаты работы группы

- Боцман (помощник спикера) – следит за выполнением правил в группе

- Шкипер (хранитель времени) – следит за соблюдением регламента работы группы

! Помни: каждый выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика»

- На столе у  каждой команды есть маршрутный лист, в котором указано, как распределены роли на корабле.  Для того  чтобы работа была плодотворной и мы достигли цели нашего путешествия, нужно уметь договариваться друг с другом, а значит, соблюдать определенные  правила. Правила, которыми мы будем руководствоваться, есть у вас на столах (в маршрутных листах).

Правила работы в группе

  1. Активно участвуй в работе команды.
  2. Умей выслушать каждого.
  3. Старайся понять собеседника.
  4. Если ты с чем-то не согласен, тогда предложи своё решение, аргументируй свою точку зрения.
  5. Соблюдай правила работы в группе.
  6. Все задания представлены в маршрутном листе заданий группы.
  7. Выполнение задания группа сигнализирует поднятием зеленой карточки.
  8.  Если нужна помощь в разъяснении задания или есть вопрос,  то группа  может попросить помощь (карточка SOS). Оказать помощь может любая команда или за помощью можно обращаться к адмиралу (учителю).
  9.  Совещаться можно только в своей группе, не мешая работать другой команде.
  10. За верно выполненное задание и за оказанную помощь каждая команда получает 1 балл.
  11. Результаты работы группы  отмечаются в бортовом журнале (маршрутном листе).

- Но корабль не может отправиться в путь без имени. Укажите имя вашего судна!

(Ребята, посовещавшись, указывают название судна в маршрутном листе)

III. Постановка цели и задач урока.

Учитель:

- Теперь вы готовы, и мы можем отправиться  в наше плавание. А куда мы поплывем? Для ответа на этот вопрос расшифруем название острова.

Задание 1. 

- Вычислите устно. Затем, соотнесите полученные ответы с буквами на карточках (Все карточки лежат на отдельном столе (парте). Ребята могут подходить и выбирать нужные. Из ответов всех команд получается название темы урока).

На выполнение задания отводится 3 мин.  (заготовки см. в Приложении 2).

 - Итак, тема нашего урока «Такие разные дроби».

- А как вы думаете, исходя из темы нашего урока, какова цель нашего путешествия, к чему мы стремимся?

Дети:

- Наше путешествие связано с дробями.

Учитель:

- А что мы знаем о дробях?

Дети:

- У дроби есть числитель и знаменатель.

- Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить.

Учитель:

- Что мы хотим сделать с нашими знаниями о дробях.

- Верно. Наша цель: обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби» и уметь применять полученные знания при решении практических задач (Приложение 1: слайд 2-3 Презентации)

IV. Актуализация знаний.

Учитель:

- Давайте разберемся, почему  дроби «разные»? Что такое дробь? А какие дроби вы знаете?  (Правильные, неправильные).

- Объясните, какая дробь называется правильной, а какая неправильной. Приведите примеры.  (Дети отвечают)

- Все верно! Теперь я вижу, что трюмы ваших судов наполнены знаниями, а это значит, что мы с вами можем уверенно продолжать наше плавание. Попутного ветра!

V. Решение практических задач.

Задание 2.

Учитель:

- Посмотрим на карту нашего путешествия. Первый остров на нашем пути называется «Координатный».  Каждый моряк знаете, что без умения ориентирования в морском деле не обойтись. Вот и вам предстоит выяснить, как на координатной прямой располагаются дроби, указанные в ваших маршрутных листах. (Приложение 1,2)

На выполнение задания отводится 5 мин.

Взаимопроверка в группах.  Образец с ответами на экране (Приложение 1: Слайд 5)

Учитель:

- А единицу можно представить в виде дроби? (Да, если числитель дроби равен знаменателю).

- Какая это дробь: правильная или неправильная?

- Как относительно 1 на координатном луче расположены правильные и неправильные дроби?

- Какой вывод можно сделать? (Дети отвечают)

Учитель:

- Выполняя задание, вам приходилось сравнивать дроби между собой. А какие правила сравнения дробей вы знаете?  (Учащиеся формулируют правила).

Учитель:

- Молодцы! Мы выбрали правильный маршрут и не сбились с пути.

- Прямо курсу по остров «Вычисляйка», но добраться до него не просто, нужно преодолеть барьерные рифы. Для этого вам предстоит выполнить следующее задание.

Задание 3. 

Учитель:

- Выполните действия с дробями. (Приложение 1,2)

На выполнения задания отводится 5 минут.

Ребята выполняют вычисления в группах. Затем, к доске для проверки выходит представитель той команды, которая  справилась с заданием раньше всех и записывает ответы к примерам.

Маршрутные листы команд проверяет учитель.

Образец на экране (Приложение 1: Слайд 8)

Физминутка

Учитель:

- В пути немало трудностей мы преодолевали и немножечко устали. Капитан, помощник, шкипер, боцман – улыбнитесь и немного подтянитесь. Посмотрите влево, вправо, повращайте головой, разомните кисти рук, чтобы легок был наш путь.

Задание 4. Сократите дроби: (Приложение 1,2)

Учитель:

- Приглядитесь на корме, мерцает остров вдалеке. Давайте сократим путь и доберемся до него через пролив. Но для этого нам нужно вспомнить, как сокращать дроби. Ну что, вперед!

- Откройте ваши ноутбуки. На рабочих столах ваших компьютеров есть файл под названием «Задание». Откройте файл и пройдите по ссылке. https://learningapps.org/2935064

Система Learning Apps. На выполнение  задания отводится 3 мин.

Ребята сокращают дроби. (Самопроверка)

В результате они собирают из пазлов картинку «Покорители дробей».

Задание 5. Решите уравнение: (Приложение 1,2)

Учитель:

- Этот остров на карте раньше никто  не исследовал, поэтому он и называется «Неизвестный». Вам предстоит его открытие. А для этого придется проникнуть в его тайны и разгадать его загадки.  (Ребята решают уравнения).

Выполняют взаимопроверку в группах.

Образец решений на экране (Приложение 1: Слайд 12)

Задание 6. Решите задачи:

Учитель:

- Мы почти достигли цели нашего плавания, осталось проверить сможем ли мы применить полученные нами навыки на практике. Для этого решим несколько задач. (Приложение 2)

Здесь рассматривается 3 задачи. Можно решить одну из них. Остальные можно оставить про запас. Все зависит от оставшегося времени урока.

Учащиеся решают задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, нахождение части целого.

Взаимопроверка в группах.

Образец решения задач представлен на экране (Приложение 1: Слайд 14-19).

- Молодцы! Мы, наконец, причалили к нашему острову. Теперь ваши команды могут отдохнуть и пополнить провиант.

VI. Домашнее задание:

Учитель:

- А те из вас, у кого еще остались силы, могут провести экскурсию по нашему острову и узнать что-нибудь интересное из истории дробей.

VII. Рефлексия.

Учитель:

- Понравилось ли вам наше путешествие? Оцените ваше участие в команде. Все ли вам было понятно?

Я и команда

Мне понравилось

работать в группе.

Было интересно.

Задания понятны.

Я со всем справился.

Работать в группе интересно, но иногда трудно договариваться.

Некоторые задания показались мне трудными.

Мне было сложно

работать в группе.

Большая часть заданий были мне не понятны.

Учитель:

- Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, и вам понравилось работать в группе, то наклейте зеленый листочек.

- Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте синий листочек.

- Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока и вам было трудно работать в группе, то наклейте красный листочек.

Ребята демонстрируют свои листки оценки работы в группе на доске с помощью магнитиков. Учитель видит цветовой индекс урока.

Учитель:

- Спасибо вам за урок.

- Вы все молодцы.

- Я надеюсь, что работу в группах мы продолжим, а все возникающие трудности обязательно преодолеем, помогая друг другу.

Учитель собирает тетради и маршрутные листы учащихся для контроля.

Литературные источники

  1. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Сафонова Н.В. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2010.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Название корабля  __________________

Задание

Балл

Задание 1.

Расшифруйте слово

(3 мин.)

4 балла

 (по 1 баллу за пример)

Задание 2.

Координатный луч

(5 мин.)

7 баллов

(за каждую дробь по 1)

Задание 3.

Выполните действия

(5 мин.)

5 баллов

(за каждый пример по 1)

Задание 4.

Сократите дробь

(3 мин.)

1 балл

Задание 5.

Решите уравнения

 (4 мин.)

2 балла

( за каждое уравнение по 1)

Задание 6.

Решите задачи

(11 мин.)

3 балла

(за каждую задачу по 1)



Предварительный просмотр:

Задание 1.

  Вычислите и расшифруйте фразу

Учащиеся получают только задания с примерами (каждая группа по столбцу с примерами)

Т

А

К

И

Е

Р

А

З

Н

Ы

Е

Д

Р

О

Б

И

Задание 2.

Примите за единичный отрезок длину 6 клеток тетради и отметьте на координатном луче точки: C ,  F ,  N ,  К ,  T  , G , H .

Задание 3.

Выполните действия:

Задание 5.

Решите уравнения:

  1. + x =  (1балл)
  2.  (1 балл)
  3.  (2 балла)

Задание 6.

Решите задачи:

  1. В бортовом журнале капитана описание двух последних путешествий. Первое занимает 35 страниц, а второе -  первого. Сколько страниц в журнале капитана?
  2. В школе 630 учащихся. В парусной регате приняло участие 345 учащихся школы. Какая часть учащихся приняла участие в регате?
  3. Масса  зерна составляет  массы груза на судне. Сколько тонн груза вмещает судно, если взяли 3000 т зерна?

Дополнительно

  1. За три дня туристы прошли 48  км. В первый день они прошли всей книги, а во второй  -  остатка. Какую часть пути они прошли в третий день?
  2. Площадку для проведения спортивных игр решили увеличить на   ее площади. Какой станет ее площадь, если сейчас она составляет 256 м2.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...

презентация урока математики 5 класс по теме "Основное свойство дроби" по учебнику Зубаревой

Папка содержит музыкальную презентацию и конспект урока математики в 5 классе по теме "Основное свойство дроби". Урок-обобщение....

Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»

Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....

Разработка урока математики 6 класс "Две основные задачи на дроби"

Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся....

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цель (цели)Создать условия для освоения  правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...