Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Такие разные дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Такие разные дроби»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_5_klass_takie_raznye_1.docx | 78.43 КБ |
marshrutnyy_list_.docx | 14.42 КБ |
prilozhenie_2_1.docx | 182.92 КБ |
prilozhenie_1_.pdf | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока математики
в 5 Б классе
по теме
«Такие разные дроби»
Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала
Цель урока: Обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби» и уметь применять полученные знания при решении практических задач
Задачи:
образовательные - повторить и обобщить изученный материал: понятие «обыкновенная» дробь, определение числителя и знаменателя дроби, правила сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей; закрепить умение решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; рассмотреть примеры использования дробей в повседневной жизни.
развивающие - развивать у школьников умения сравнивать и обобщать, логически излагать мысли, развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.
воспитательные - эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал (листы с заданиями, карточки с задачами).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на сегодняшнем уроке.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Прежде чем перейти к теме урока, поднимите руки те из вас, у кого есть вопросы по домашнему заданию. (Поднимают руки, те из учащихся, у кого есть вопросы).
- Если вопросов нет, то продолжим наш урок.
II. Мотивационный этап.
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит выполнить большую и интересную работу. Мы отправимся в путешествие по волнам знаний. Но для того, чтобы мы справились со всеми трудностями и препятствиями, мы разделимся на 4 группы (команды) по 5 человек и отправимся в плавание на кораблях.
В каждой команде у нас будет:
- Капитан (организатор) - организует работу в группе.
- Старший помощник капитана (секретарь) – оформляет решение задания в группе
- Второй помощник капитана (спикер) – представляет результаты работы группы
- Боцман (помощник спикера) – следит за выполнением правил в группе
- Шкипер (хранитель времени) – следит за соблюдением регламента работы группы
! Помни: каждый выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика»
- На столе у каждой команды есть маршрутный лист, в котором указано, как распределены роли на корабле. Для того чтобы работа была плодотворной и мы достигли цели нашего путешествия, нужно уметь договариваться друг с другом, а значит, соблюдать определенные правила. Правила, которыми мы будем руководствоваться, есть у вас на столах (в маршрутных листах).
Правила работы в группе
- Активно участвуй в работе команды.
- Умей выслушать каждого.
- Старайся понять собеседника.
- Если ты с чем-то не согласен, тогда предложи своё решение, аргументируй свою точку зрения.
- Соблюдай правила работы в группе.
- Все задания представлены в маршрутном листе заданий группы.
- Выполнение задания группа сигнализирует поднятием зеленой карточки.
- Если нужна помощь в разъяснении задания или есть вопрос, то группа может попросить помощь (карточка SOS). Оказать помощь может любая команда или за помощью можно обращаться к адмиралу (учителю).
- Совещаться можно только в своей группе, не мешая работать другой команде.
- За верно выполненное задание и за оказанную помощь каждая команда получает 1 балл.
- Результаты работы группы отмечаются в бортовом журнале (маршрутном листе).
- Но корабль не может отправиться в путь без имени. Укажите имя вашего судна!
(Ребята, посовещавшись, указывают название судна в маршрутном листе)
III. Постановка цели и задач урока.
Учитель:
- Теперь вы готовы, и мы можем отправиться в наше плавание. А куда мы поплывем? Для ответа на этот вопрос расшифруем название острова.
Задание 1.
- Вычислите устно. Затем, соотнесите полученные ответы с буквами на карточках (Все карточки лежат на отдельном столе (парте). Ребята могут подходить и выбирать нужные. Из ответов всех команд получается название темы урока).
На выполнение задания отводится 3 мин. (заготовки см. в Приложении 2).
- Итак, тема нашего урока «Такие разные дроби».
- А как вы думаете, исходя из темы нашего урока, какова цель нашего путешествия, к чему мы стремимся?
Дети:
- Наше путешествие связано с дробями.
Учитель:
- А что мы знаем о дробях?
Дети:
- У дроби есть числитель и знаменатель.
- Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить.
Учитель:
- Что мы хотим сделать с нашими знаниями о дробях.
- Верно. Наша цель: обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби» и уметь применять полученные знания при решении практических задач (Приложение 1: слайд 2-3 Презентации)
IV. Актуализация знаний.
Учитель:
- Давайте разберемся, почему дроби «разные»? Что такое дробь? А какие дроби вы знаете? (Правильные, неправильные).
- Объясните, какая дробь называется правильной, а какая неправильной. Приведите примеры. (Дети отвечают)
- Все верно! Теперь я вижу, что трюмы ваших судов наполнены знаниями, а это значит, что мы с вами можем уверенно продолжать наше плавание. Попутного ветра!
V. Решение практических задач.
Задание 2.
Учитель:
- Посмотрим на карту нашего путешествия. Первый остров на нашем пути называется «Координатный». Каждый моряк знаете, что без умения ориентирования в морском деле не обойтись. Вот и вам предстоит выяснить, как на координатной прямой располагаются дроби, указанные в ваших маршрутных листах. (Приложение 1,2)
На выполнение задания отводится 5 мин.
Взаимопроверка в группах. Образец с ответами на экране (Приложение 1: Слайд 5)
Учитель:
- А единицу можно представить в виде дроби? (Да, если числитель дроби равен знаменателю).
- Какая это дробь: правильная или неправильная?
- Как относительно 1 на координатном луче расположены правильные и неправильные дроби?
- Какой вывод можно сделать? (Дети отвечают)
Учитель:
- Выполняя задание, вам приходилось сравнивать дроби между собой. А какие правила сравнения дробей вы знаете? (Учащиеся формулируют правила).
Учитель:
- Молодцы! Мы выбрали правильный маршрут и не сбились с пути.
- Прямо курсу по остров «Вычисляйка», но добраться до него не просто, нужно преодолеть барьерные рифы. Для этого вам предстоит выполнить следующее задание.
Задание 3.
Учитель:
- Выполните действия с дробями. (Приложение 1,2)
На выполнения задания отводится 5 минут.
Ребята выполняют вычисления в группах. Затем, к доске для проверки выходит представитель той команды, которая справилась с заданием раньше всех и записывает ответы к примерам.
Маршрутные листы команд проверяет учитель.
Образец на экране (Приложение 1: Слайд 8)
Физминутка
Учитель:
- В пути немало трудностей мы преодолевали и немножечко устали. Капитан, помощник, шкипер, боцман – улыбнитесь и немного подтянитесь. Посмотрите влево, вправо, повращайте головой, разомните кисти рук, чтобы легок был наш путь.
Задание 4. Сократите дроби: (Приложение 1,2)
Учитель:
- Приглядитесь на корме, мерцает остров вдалеке. Давайте сократим путь и доберемся до него через пролив. Но для этого нам нужно вспомнить, как сокращать дроби. Ну что, вперед!
- Откройте ваши ноутбуки. На рабочих столах ваших компьютеров есть файл под названием «Задание». Откройте файл и пройдите по ссылке. https://learningapps.org/2935064
Система Learning Apps. На выполнение задания отводится 3 мин.
Ребята сокращают дроби. (Самопроверка)
В результате они собирают из пазлов картинку «Покорители дробей».
Задание 5. Решите уравнение: (Приложение 1,2)
Учитель:
- Этот остров на карте раньше никто не исследовал, поэтому он и называется «Неизвестный». Вам предстоит его открытие. А для этого придется проникнуть в его тайны и разгадать его загадки. (Ребята решают уравнения).
Выполняют взаимопроверку в группах.
Образец решений на экране (Приложение 1: Слайд 12)
Задание 6. Решите задачи:
Учитель:
- Мы почти достигли цели нашего плавания, осталось проверить сможем ли мы применить полученные нами навыки на практике. Для этого решим несколько задач. (Приложение 2)
Здесь рассматривается 3 задачи. Можно решить одну из них. Остальные можно оставить про запас. Все зависит от оставшегося времени урока.
Учащиеся решают задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, нахождение части целого.
Взаимопроверка в группах.
Образец решения задач представлен на экране (Приложение 1: Слайд 14-19).
- Молодцы! Мы, наконец, причалили к нашему острову. Теперь ваши команды могут отдохнуть и пополнить провиант.
VI. Домашнее задание:
Учитель:
- А те из вас, у кого еще остались силы, могут провести экскурсию по нашему острову и узнать что-нибудь интересное из истории дробей.
VII. Рефлексия.
Учитель:
- Понравилось ли вам наше путешествие? Оцените ваше участие в команде. Все ли вам было понятно?
Я и команда
Мне понравилось работать в группе. Было интересно. Задания понятны. Я со всем справился. | Работать в группе интересно, но иногда трудно договариваться. Некоторые задания показались мне трудными. | Мне было сложно работать в группе. Большая часть заданий были мне не понятны. |
Учитель:
- Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, и вам понравилось работать в группе, то наклейте зеленый листочек.
- Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте синий листочек.
- Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока и вам было трудно работать в группе, то наклейте красный листочек.
Ребята демонстрируют свои листки оценки работы в группе на доске с помощью магнитиков. Учитель видит цветовой индекс урока.
Учитель:
- Спасибо вам за урок.
- Вы все молодцы.
- Я надеюсь, что работу в группах мы продолжим, а все возникающие трудности обязательно преодолеем, помогая друг другу.
Учитель собирает тетради и маршрутные листы учащихся для контроля.
Литературные источники
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Сафонова Н.В. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2010.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Название корабля __________________
Задание | Балл | |
Задание 1. Расшифруйте слово (3 мин.) | 4 балла (по 1 баллу за пример) | |
Задание 2. Координатный луч (5 мин.) | 7 баллов (за каждую дробь по 1) | |
Задание 3. Выполните действия (5 мин.) | 5 баллов (за каждый пример по 1) | |
Задание 4. Сократите дробь (3 мин.) | 1 балл | |
Задание 5. Решите уравнения (4 мин.) | 2 балла ( за каждое уравнение по 1) | |
Задание 6. Решите задачи (11 мин.) | 3 балла (за каждую задачу по 1) |
Предварительный просмотр:
Задание 1.
Вычислите и расшифруйте фразу
Учащиеся получают только задания с примерами (каждая группа по столбцу с примерами)
Т А К И | Е Р А З | Н Ы Е Д | Р О Б И |
Задание 2.
Примите за единичный отрезок длину 6 клеток тетради и отметьте на координатном луче точки: C , F , N , К , T , G , H .
Задание 3.
Выполните действия:
Задание 5.
Решите уравнения:
- + x = (1балл)
- (1 балл)
- (2 балла)
Задание 6.
Решите задачи:
- В бортовом журнале капитана описание двух последних путешествий. Первое занимает 35 страниц, а второе - первого. Сколько страниц в журнале капитана?
- В школе 630 учащихся. В парусной регате приняло участие 345 учащихся школы. Какая часть учащихся приняла участие в регате?
- Масса зерна составляет массы груза на судне. Сколько тонн груза вмещает судно, если взяли 3000 т зерна?
Дополнительно
- За три дня туристы прошли 48 км. В первый день они прошли всей книги, а во второй - остатка. Какую часть пути они прошли в третий день?
- Площадку для проведения спортивных игр решили увеличить на ее площади. Какой станет ее площадь, если сейчас она составляет 256 м2.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"
Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...
презентация урока математики 5 класс по теме "Основное свойство дроби" по учебнику Зубаревой
Папка содержит музыкальную презентацию и конспект урока математики в 5 классе по теме "Основное свойство дроби". Урок-обобщение....
Урок математики 5 класс "Все действия с обыкновенными дробями"
К учебнику Г.В. Дорофеева...
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»
Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....
Разработка урока математики 6 класс "Две основные задачи на дроби"
Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся....
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель (цели)Создать условия для освоения правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...