Применение современных образовательных технологий на уроках математики
статья на тему
Вопросы систематизации знаний в процессе обучения очень важны для современной школы в связи с задачей вооружения учащихся системой знаний основ наук, повышения их качества. Знания, усваиваемые не в отрыве друг от друга, а в единой логической связи, в системе, служат показателем осознанности изучения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu1.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий на уроках математики
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. Происходят существенные изменения, связанные с ориентацией на использование оптимальных, обоснованных психолого-педагогическими исследованиями приемов и методов обучения. Поэтому особое значение имеет появление концепции применения новых технических средств в учебном процессе.
Вопросы систематизации знаний в процессе обучения очень важны для современной школы в связи с задачей вооружения учащихся системой знаний основ наук, повышения их качества. Знания, усваиваемые не в отрыве друг от друга, а в единой логической связи, в системе, служат показателем осознанности изучения учебного материала.
Формирование новой образовательной культуры, базирующейся на современных информационных и коммуникационных технологиях – процесс длительный. В качестве одного из направлений ее формирования может выступить реализация полномасштабной разработки хотя бы одной какой-то дисциплины в условиях, близких к тем, которые предполагаются в обществе будущего.
Реализация образовательного процесса на основе использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия учителя и учащихся с информационными технологиями.
Стало уже традиционным в преподавании многих школьных предметов в инновационных учебных заведениях использовать компьютер. Самые новые программные разработки быстро находят применение в этом процессе.
Большое значение при обучении многим предметам будут играть средства новых информационных технологий, позволяющие обучаемым эффективно создавать различные модели изучаемых процессов, прогнозировать развитие этих процессов и т. д.
Изучение информационных технологий позволяет повысить мотивацию обучения, способствует углублению межпредметных связей.
Рассмотрим конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики.
Модельный метод обучения» в интерпретации В.В.Гузеева выглядит следующим образом.
«Есть основания полагать, что с модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Можно привести несколько примеров его длительного и успешного использования, и почти все они относятся к предметам естественно-математического цикла. Один из таких примеров — обучение геометрии на геоплане в Венгрии. Геоплан представляет собой квадратную доску, на которой в узлах квадратной решетки находятся штифты. Ученик имеет набор разноцветных резиновых колечек, которые может натягивать на штифты, получая различные геометрические фигуры. Это позволяет экспериментировать, выдвигать гипотезы, формирует потребность в доказательствах (известно, что мотивация доказательств — труднейший элемент деятельности учителя математики). Учитель управляет процессом через соответствующую постановку задач. Начинается курс с простейших заданий. Например, натянуть резинку на три штифта так, чтобы получился прямоугольный треугольник. Затем проделать то же с другими расположениями. Далее указывается, что эти разные треугольники получены с помощью сдвигов и поворотов. Теперь появляется простор для деятельности. (учебник Т.Варги (1978).
С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения. Рассмотрим, к примеру, типичную организацию урока - пресс-конференции. Пусть это будет урок алгебры по теме «Производные числа». Ситуация вводится учителем, ведущим пресс-конференцию, ответственные лица устраивают пресс-конференцию. В ходе пресс-конференции звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала.
Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником алгебры, невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. Таким образом, урок - пресс-конференция представляет собой модельный семинар.
В наш век прогрессивного технологического развития у современной школы нет иного выбора, чем адаптация её к информационному веку. Достижение всеобщей компьютерной грамотности необходимо всем учащимся для их существования и процветания в обществе, развитие которого будет основываться на информационной технологии. Внедрение компьютерных технологий позволяет уже сейчас эффективно использовать компьютер в образовательной деятельности, в частности,
- в разработке методических целей, реализация которых оправдывает внедрение НИТ (Новых Информационных технологий) в математику;
- в разработке обучающих целей, предполагающих использование НИТ на уроках математики;
- обобщение опыта работы через проведение семинаров, публикацию сборников уроков с использованием компьютерных технологий;
- создание фонда учебных компьютерных программ, отвечающих требованиям преемственности и совместимости с образовательной программой по математике;
- педагогической диагностикой и мониторингом результатов работы по использованию на уроках математики информационных технологий
Наиболее эффективно применяется компьютер при:
- мотивации введения понятия;
- обучении (подаче материала);
- демонстрации;
- моделировании;
- отработке определенных навыков и умений;
- контроле знаний;
- организации исследовательской деятельности учащихся;
- интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Также возможны различные виды уроков с использованием компьютера:
- урок - исследование;
- урок практической работы;
- урок-зачет;
- урок-заседание творческой лаборатории;
- интегрированный урок.
В процессе обучения математике можно совершенствовать у учащихся такие качества, как умение думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, абстрагироваться от несущественного и выделять главное, лаконично выражать и отстаивать свои мысли и идеи, и, наконец, организовывать свою деятельность. Это делает более значимой важнейшую тенденцию современного образования: поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников. Одним из таких средств можно назвать создание образов функции на уроках математики.
Большинство задач на движение, работу и ряд других, рассматриваемых в различных школьных дисциплинах, – это задачи на функциональную зависимость фигурирующих в условии величин. Решать многие из них можно с помощью графиков этих зависимостей, тем самым, создавая некий наглядный образ, который облегчит проведение анализа условия и составление математической модели, позволит найти несколько способов решения. Такой подход к решению задач способствует расширению области использования графиков, повышению графической культуры учащихся. Понимание же роли зависимостей между величинами, умение применять такие зависимости в простых случаях – один из важнейших компонентов общенаучных и политехнических знаний.
Таким образом, в новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса.
2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках математики
В статье рассмотрены конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики...
Презентация «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Как повысить качество образования, развить позн...
Выступление на педсовете по теме «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»
Выступление на педсовете по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках математики"...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ....
Применение современных образовательных технологий на уроках математики
Выступление на педсовете по теме «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»...