Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Шакирова Елена Викторовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

5 класс

 

 

«Путешествие в страну Математики»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ № 16 ПРИ УЛГТУ ИМЕНИ ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА МЕДВЕДКОВА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

5 класс

«Путешествие в страну Математики»

Димитровград, 2019

Пояснительная записка

В условиях реализации государственного общеобязательного стандарта образования становятся актуальными нетрадиционные формы проведения урока.

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Принципы проведения «нестандартных» уроков:

- отказ от стандартного шаблона в организации урока;

- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность;

- не развлекательность, а занимательность и увлечение;

- поддержка альтернативности, множественности мнений;

- развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения;

- «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

- использование оценки в качестве формирующего (а не результирующего) инструмента.

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные формы уроков по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционный формы урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Нетрадиционные формы уроков можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность, такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

В практике используют следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки-путешествия; уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-отчет. Нетрадиционные уроки сопровождаю мультимедийной презентацией.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов:

1.Замысел

2.Организация

3.Проведение

4.Анализ

Урок-игра «Путешествие в страну Математики»

Цели:

  • развитие интереса к изучению математики;
  • воспитание любознательности;
  • стремления познать новое;
  • расширение кругозора;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • воспитание чувств товарищества и взаимовыручки.

Задачи:

  • развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
  • укреплять память учащихся; развивать и укреплять интерес  к математике;
  • развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.

Форма проведения: урок-игра

Оборудование:

- раздаточный материал

- проектор

- компьютер

Предварительная подготовка:

В игре принимают участие две команды. Предварительно команды получают домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды, нарисовать эмблему, вспомнить отрывки из песен, в которых есть что-то «математическое».

В качестве ведущего выступает сам учитель. Также учитель создает жюри (в него могут входить как учителя, так и ученики старших классов), помогает учащимся в организации команд, в выборе капитанов, подбирает материал для мероприятия, оформляет кабинет для проведения игры, готовит стол для жюри и места для команд.

Ход игры:

  1. Организационный момент:

- приветствие учащихся:

И прекрасна и сильна

Математики страна.

Здесь везде кипит работа,

Все подсчитывают что-то.

Сколько домам угля надо?

А детишкам шоколада?

Сколько звезд на небесах?

И веснушек на носах?

Математику, друзья!

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука,

Очень нужная наука

Эта математика.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие по стране Математика. Эта страна состоит из небольших удивительных островков, каждый из которых мы сегодня посетим. Посещая каждый островок, мы освежим и пополним наши знания, собирая жетоны (баллы) за каждое верно выполненное задание. В завершении путешествия команду, набравшую наибольшее количество жетонов (баллов), ожидает небольшой сюрприз.

А отправимся мы в путь на двух кораблях, разделившись на две команды.

Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным.

  1. Психологический настрой

- Ребята, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, мы здоровы, доброжелательны, положительно настроены на урок математики.

Чтоб в игре вам победить

Математику надо любить.

Здесь не нужно будет бегать,

Прыгать, ползать и скакать,

Нужно быстро, очень точно

Думать, мыслить, вычислять.

Перед тем, как начать путешествие, ознакомимся с условиями игры и маршрутным листком.

Итак, в ходе нашего путешествия по стране мы сделаем несколько остановок: остров «Разминка», остров «Магические квадраты», остров «Разгадай-ка», остров «Посчитай», остров  «Надо подумать».

По итогам каждой остановки объявляется - какой корабль плывет впереди.

Выигрывает тот «корабль», у которого больше жетонов (баллов) по итогам игры.

А оценивать ваши способности будет многоуважаемое жюри. Представление жюри (Учащиеся 7 «Б» класса Герасим Карина, Нургожина Милана и Шершнева Яна).

- Ну что, ребята, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?

- Как вы знаете, при въезде в любую страну прибывшие проходят регистрацию в миграционных органах. А вот и наша первая остановка.

  1. Регистрация

Здесь учащиеся представляют свою команду (домашнее задание). Представление команд оценивает жюри по пятибалльной шкале.

  1. Первый остров «Разминка»

Задачи-загадки на сообразительность:

1. На груше выросло пять яблок, а на ёлке - только два. Сколько всего яблок выросло? (Ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)

2. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)

3. Сколько орешков в пустом стакане? (Нисколько. Стакан пуст.)

4. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

5. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки)

6. Из какой посуды невозможно ничего есть? (Из пустой.)

7. Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько стало кучек песка? (Одна большая кучка.)

8. Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки?

(Трое внуков)

9. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (Трое)

10. В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь. Четыре плавают, а три под водой.)

11. Из-под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами? (Две собаки.)

12. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм камней?

(Вес одинаковый.)

13. Мама разрезала шоколадный батончик на три части.

Сколько разрезов она сделала? (Два разреза.)

14. Как в решете воду принести? (Заморозив ее.)

Задачи задаются поочередно каждой команде. В случае если одна команда не может дать ответ, право ответить переходит второй команде. За один правильный ответ команде начисляется один балл (жетон).

  1. Второй остров «Магические квадраты»

Самое раннее упоминание о магических квадратах встречаются в китайской книге, написанной за 4000-5000 лет до нашей эры. Вот на ваших рисунках изображен старейший волшебный квадрат, который вы должны разгадать.

                                              1 команда                       2 команда

4

9

2

4

9

2

3

5

7

3

3

8

1

6

8

1

6

  1. Третий остров «Разгадай-ка»

На столе у вас кроссворд, который вы должны разгадать. За  одно правильно угаданное слово начисляется один балл.

1 команда

По горизонтали: 2.Единица с шестью нулями. 4.Единица площади, равная 10000 м2. 6.Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10.Суммы длин всех сторон многоугольника. 11.Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12.Знак, используемый для записи числа. 14.Закон сложения: а+в = в+а.http://e-koncept.ru/static/images/416_1.png

По вертикали: 1.Фигуры, совпадающие при наложении. 3.Закон умножения (а+в)*с = ас+вс. 5.Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7.Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8.Единица масс, равная 1000 кг. 9.Равенство, содержащее неизвестное. 14.Третий разряд любого класса.

Ответы: По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный. По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.

2 команда

http://e-koncept.ru/static/images/416_2.png

По горизонтали: 1.Книга для занятий по какому-либо предмету. 4.Перерыв в школьных занятиях. 6.Знак, используемый для записи музыки. 9.Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10.Месяц. 11.Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12.Чертежный инструмент. 13.Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1.Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3.Учреждение, которое дети посещают, пять раз в неделю. 5.Деревянная палочка с грифелем. 7.Жидкий состав для письма. 8.Наука (предмет).

Ответы:

По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.

По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.

  1. Четвертый остров «Посчитай»

Конкурс для капитанов команд

Задание: посчитайте, сколько 100 используется в стихотворении

У простого сторожа непросторный дом: 
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног. 
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.

Ответ: 19

Пока капитаны думают, давайте вспомним песни, стихи, сказки, в которых есть что-то математическое, тем самым наберем дополнительные баллы команде.

  1. Пятый остров «Надо подумать»

- Молодцы, ребята! Вы уже посетили четыре острова, но впереди еще один, немаловажный.

Задание: Составить как можно больше слов из слова ТРАНСПОРТИР. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. После 1 минуты подводятся итоги работы на этой станции. Зачитываются слова одной команды, на листе второй команды зачеркиваются слова, которые повторяются. Побеждает команда, записавшая больше слов, которые не повторялись.

  1. Подведение итогов игры. Награждение.

Вот и подошло к завершению наше путешествие. Все мы сегодня хорошо поработали. Для подведения итогов путешествия слово предоставляется нашему жюри. Здесь жюри подводит итоги. Команда, набравшая больше баллов, награждается грамотой 1 степени. Вторая команда получает сертификат участия.

- Вам понравилось занятие? (Да.)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете математику. Я надеюсь, что математика всегда будет вашим любимым школьным предметом.

- Наше внеклассное занятие я хочу закончить такими словами:

Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.


Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.


Занимайся и старайся, не ленись.
На пятерки все смелее ты учись.
Все получится, конечно, у тебя.
И со знаниями будешь ты всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса

Методическая разработка включает в себя цели мероприятия,сценарий, список используемой литературы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса

Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической  разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...

Рецензия на методическую разработку внеклассного мероприятия по математике в 7 классе «Звездный час». Всероссийское сетевое издание «Педразвитие».

Рецензия на методическую разработку внеклассного мероприятия по математике в 7 классе «Звездный час». Всероссийское сетевое издание «Педразвитие»....