Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике
5 класс
«Путешествие в страну Математики»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ № 16 ПРИ УЛГТУ ИМЕНИ ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА МЕДВЕДКОВА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике
5 класс
«Путешествие в страну Математики»
Димитровград, 2019
Пояснительная записка
В условиях реализации государственного общеобязательного стандарта образования становятся актуальными нетрадиционные формы проведения урока.
Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Принципы проведения «нестандартных» уроков:
- отказ от стандартного шаблона в организации урока;
- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение;
- поддержка альтернативности, множественности мнений;
- развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения;
- «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
- использование оценки в качестве формирующего (а не результирующего) инструмента.
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные формы уроков по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционный формы урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Нетрадиционные формы уроков можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность, такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
В практике используют следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки-путешествия; уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-отчет. Нетрадиционные уроки сопровождаю мультимедийной презентацией.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов:
1.Замысел
2.Организация
3.Проведение
4.Анализ
Урок-игра «Путешествие в страну Математики»
Цели:
- развитие интереса к изучению математики;
- воспитание любознательности;
- стремления познать новое;
- расширение кругозора;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- воспитание чувств товарищества и взаимовыручки.
Задачи:
- развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- укреплять память учащихся; развивать и укреплять интерес к математике;
- развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.
Форма проведения: урок-игра
Оборудование:
- раздаточный материал
- проектор
- компьютер
Предварительная подготовка:
В игре принимают участие две команды. Предварительно команды получают домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды, нарисовать эмблему, вспомнить отрывки из песен, в которых есть что-то «математическое».
В качестве ведущего выступает сам учитель. Также учитель создает жюри (в него могут входить как учителя, так и ученики старших классов), помогает учащимся в организации команд, в выборе капитанов, подбирает материал для мероприятия, оформляет кабинет для проведения игры, готовит стол для жюри и места для команд.
Ход игры:
- Организационный момент:
- приветствие учащихся:
И прекрасна и сильна
Математики страна.
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то.
Сколько домам угля надо?
А детишкам шоколада?
Сколько звезд на небесах?
И веснушек на носах?
Математику, друзья!
Не любить никак нельзя!
Очень строгая наука,
Очень нужная наука
Эта математика.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие по стране Математика. Эта страна состоит из небольших удивительных островков, каждый из которых мы сегодня посетим. Посещая каждый островок, мы освежим и пополним наши знания, собирая жетоны (баллы) за каждое верно выполненное задание. В завершении путешествия команду, набравшую наибольшее количество жетонов (баллов), ожидает небольшой сюрприз.
А отправимся мы в путь на двух кораблях, разделившись на две команды.
Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным.
- Психологический настрой
- Ребята, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, мы здоровы, доброжелательны, положительно настроены на урок математики.
Чтоб в игре вам победить
Математику надо любить.
Здесь не нужно будет бегать,
Прыгать, ползать и скакать,
Нужно быстро, очень точно
Думать, мыслить, вычислять.
Перед тем, как начать путешествие, ознакомимся с условиями игры и маршрутным листком.
Итак, в ходе нашего путешествия по стране мы сделаем несколько остановок: остров «Разминка», остров «Магические квадраты», остров «Разгадай-ка», остров «Посчитай», остров «Надо подумать».
По итогам каждой остановки объявляется - какой корабль плывет впереди.
Выигрывает тот «корабль», у которого больше жетонов (баллов) по итогам игры.
А оценивать ваши способности будет многоуважаемое жюри. Представление жюри (Учащиеся 7 «Б» класса Герасим Карина, Нургожина Милана и Шершнева Яна).
- Ну что, ребята, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?
- Как вы знаете, при въезде в любую страну прибывшие проходят регистрацию в миграционных органах. А вот и наша первая остановка.
- Регистрация
Здесь учащиеся представляют свою команду (домашнее задание). Представление команд оценивает жюри по пятибалльной шкале.
- Первый остров «Разминка»
Задачи-загадки на сообразительность:
1. На груше выросло пять яблок, а на ёлке - только два. Сколько всего яблок выросло? (Ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)
2. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)
3. Сколько орешков в пустом стакане? (Нисколько. Стакан пуст.)
4. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.
Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)
5. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки)
6. Из какой посуды невозможно ничего есть? (Из пустой.)
7. Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько стало кучек песка? (Одна большая кучка.)
8. Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки?
(Трое внуков)
9. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (Трое)
10. В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь. Четыре плавают, а три под водой.)
11. Из-под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами? (Две собаки.)
12. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм камней?
(Вес одинаковый.)
13. Мама разрезала шоколадный батончик на три части.
Сколько разрезов она сделала? (Два разреза.)
14. Как в решете воду принести? (Заморозив ее.)
Задачи задаются поочередно каждой команде. В случае если одна команда не может дать ответ, право ответить переходит второй команде. За один правильный ответ команде начисляется один балл (жетон).
- Второй остров «Магические квадраты»
Самое раннее упоминание о магических квадратах встречаются в китайской книге, написанной за 4000-5000 лет до нашей эры. Вот на ваших рисунках изображен старейший волшебный квадрат, который вы должны разгадать.
1 команда 2 команда
4 | 9 | 2 | 4 | 9 | 2 | |||||||||||||||
3 | 5 | 7 | 3 | 3 | ||||||||||||||||
8 | 1 | 6 | 8 | 1 | 6 |
- Третий остров «Разгадай-ка»
На столе у вас кроссворд, который вы должны разгадать. За одно правильно угаданное слово начисляется один балл.
1 команда
По горизонтали: 2.Единица с шестью нулями. 4.Единица площади, равная 10000 м2. 6.Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10.Суммы длин всех сторон многоугольника. 11.Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12.Знак, используемый для записи числа. 14.Закон сложения: а+в = в+а.
По вертикали: 1.Фигуры, совпадающие при наложении. 3.Закон умножения (а+в)*с = ас+вс. 5.Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7.Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8.Единица масс, равная 1000 кг. 9.Равенство, содержащее неизвестное. 14.Третий разряд любого класса.
Ответы: По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный. По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
2 команда
По горизонтали: 1.Книга для занятий по какому-либо предмету. 4.Перерыв в школьных занятиях. 6.Знак, используемый для записи музыки. 9.Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10.Месяц. 11.Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12.Чертежный инструмент. 13.Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.
По вертикали: 1.Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3.Учреждение, которое дети посещают, пять раз в неделю. 5.Деревянная палочка с грифелем. 7.Жидкий состав для письма. 8.Наука (предмет).
Ответы:
По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.
По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.
- Четвертый остров «Посчитай»
Конкурс для капитанов команд
Задание: посчитайте, сколько 100 используется в стихотворении
У простого сторожа непросторный дом:
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног.
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.
Ответ: 19
Пока капитаны думают, давайте вспомним песни, стихи, сказки, в которых есть что-то математическое, тем самым наберем дополнительные баллы команде.
- Пятый остров «Надо подумать»
- Молодцы, ребята! Вы уже посетили четыре острова, но впереди еще один, немаловажный.
Задание: Составить как можно больше слов из слова ТРАНСПОРТИР. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. После 1 минуты подводятся итоги работы на этой станции. Зачитываются слова одной команды, на листе второй команды зачеркиваются слова, которые повторяются. Побеждает команда, записавшая больше слов, которые не повторялись.
- Подведение итогов игры. Награждение.
Вот и подошло к завершению наше путешествие. Все мы сегодня хорошо поработали. Для подведения итогов путешествия слово предоставляется нашему жюри. Здесь жюри подводит итоги. Команда, набравшая больше баллов, награждается грамотой 1 степени. Вторая команда получает сертификат участия.
- Вам понравилось занятие? (Да.)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете математику. Я надеюсь, что математика всегда будет вашим любимым школьным предметом.
- Наше внеклассное занятие я хочу закончить такими словами:
Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.
Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.
Занимайся и старайся, не ленись.
На пятерки все смелее ты учись.
Все получится, конечно, у тебя.
И со знаниями будешь ты всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса
Методическая разработка включает в себя цели мероприятия,сценарий, список используемой литературы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса
Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"
Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»
Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Игра «Счастливый случай» для 5-6 классов
Игра «Счастливый случай» для 5-6 классов...
Рецензия на методическую разработку внеклассного мероприятия по математике в 7 классе «Звездный час». Всероссийское сетевое издание «Педразвитие».
Рецензия на методическую разработку внеклассного мероприятия по математике в 7 классе «Звездный час». Всероссийское сетевое издание «Педразвитие»....