Методическая разработка "Инклюзивный урок математики по теме: «Математическая модель»"
методическая разработка по математике (5 класс)
Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Основная задача инклюзивного образования – создание условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могли бы обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obuchenie.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивный урок математики по теме «Математическая модель»
Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Основная задача инклюзивного образования – создание условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могли бы обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества [1].
Для эффективного обучения в инклюзивной школе ребенку с ОВЗ нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии. Поэтому современным преподавателям очень важно следить за изменениями в системе образования, совершенствовать свой педагогический опыт, осваивать технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [2]. Одной из таких особенностей у детей является нарушение функций опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести (тяжелые нарушения, нарушения средней и легкой степени). Лица с легкими двигательными нарушениями самостоятельно передвигаются, достаточно уверенно чувствуют себя в помещении и на улице, имеют в достаточной степени сформированые навыки самообслуживания. Однако у них могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др. [3].
Для детей с нарушениями опортно-двигательного аппарата (НОДА) свойственны следующие психологические особенности: [3, 4]
- ослабленное внимание, невысокая работоспособность;
- наблюдаются затруднения фиксации взора на объекте, ограничение поля зрения;
- возможно нарушение речи в форме дизартрии (нарушения произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено ощущение положения языка и губ.
Но при правильной организации учебного процесса дети с НОДА успешно адаптируются в образовательном учреждении, а в дальнейшем социализируются в жизни.
Инклюзивное образование играет важную роль для различных категорий учащихся: дети с ОВЗ учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а здоровые дети растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.
Рассмотрим технологическую карту урока математики для обучающихся шестого класса, в котором получает образование учащийся с НОДА.
Проведение урока математики по теме «Математическая модель» для обучающихся 5 класса, в состав которого входит 1 ребёнок с НОДА (лёгкой степени), не имеет принципиальных отличий от проведения обыкновенного урока, поскольку на уроке не предполагается использование форм двигательной активности.
Технологическая карта инклюзивного урока математики по теме «Математическая модель»
Класс: 5 (6 человек, 1 ребенок с легкой степенью НОДА).
Модуль: урок математики.
Тема учебного занятия: «Математическая модель».
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.
Цель: формирование представлений учащихся о математической модели.
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование у учащихся навыков составления математической модели и работы с ней.
2. Развивающие: развитие грамотной математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вычислительных навыков, умений анализировать, делать выводы.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательности и отзывчивости в атмосфере сотрудничества.
Технологии: системно-деятельностного подхода, личностно-адаптированная.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Ресурсы для проведения урока: Математика. 5 класс. Учебник для учащихся ОУ авторов И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович, карточки для фронтальной и индивидуальной работы, листы самооценки.
Основные понятия: математическая модель, этапы математического моделирования, уравнение, неизвестная величина.
УУД
Предметные: уметь составлять математические модели по условию задачи, работать с ними, находить ответ на поставленный в задаче вопрос.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные. В сотрудничестве с учителем определять и формулировать цель урока и последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свою деятельность и вносить в нее коррективы при необходимости; высказывать свои предположения.
Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию в усной и письменной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Таблица
Технологическая карта инклюзивного урока математики по теме «Математическая модель»
1 вариант | |||
№ | Реальная ситуация а - девочки, b - мальчики | Математическая модель | "+" или "-" |
1 2 3 4 5 | В классе девочек и мальчиков поровну Девочек на 2 больше, чем мальчиков Девочек на 9 меньше, чем мальчиков Девочек в 3 раза больше, чем мальчиков Если в класс придут ещё одна девочка и три мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну | a = b + 2 b = a + 9 a = b a + 1 = b + 3 a = 3b | |
2 вариант | |||
№ | Реальная ситуация а - девочки, b - мальчики | Математическая модель | "+" или "-" |
1 2 3 4 5 | В классе девочек и мальчиков поровну Девочек на 3 больше, чем мальчиков Девочек на 8 меньше, чем мальчиков Девочек в 2 раза больше, чем мальчиков Если в класс придут ещё три девочки и 2 мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну | a = b + 3 b = a + 8 a = b a + 3 = b + 2 a = 2b |
Рис. 1. Математические модели
№ | Реальная ситуация а - девочки, b - мальчики | Математическая модель | "+" или "-" |
1 2 3 4 5 | В классе девочек и мальчиков поровну Девочек на 2 больше, чем мальчиков Девочек на 9 меньше, чем мальчиков Девочек в 3 раза больше, чем мальчиков Если в класс придут ещё одна девочка и три мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну | a = b + 2 b = a + 9 a = b a + 1 = b + 3 a = 3b | |
№ | Реальная ситуация а - девочки, b - мальчики | Математическая модель | "+" или "-" |
1 2 3 4 5 | В классе девочек и мальчиков поровну Девочек на 3 больше, чем мальчиков Девочек на 8 меньше, чем мальчиков Девочек в 2 раза больше, чем мальчиков Если в класс придут ещё три девочки и 2 мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну | a = b + 3 b = a + 8 a = b a + 3 = b + 2 a = 2b |
Рис. 2. Эталон для оценки выполнения заданий
Ссылки на источники
- Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 269–271. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.
- Ергалиев А. С., Жантуреева А. А., Доскалиева Р. Б., Беккалиева Г. М. Применение инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 51–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771182.htm.
- Зуева О. Е. Формирование толерантного отношения студентов колледжа к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Электронная газета «Интерактивное образование». – URL: http://io.nios.ru/articles2/84/12/formirovanie-tolerantnogo-otnosheniya-studentov-kolledzha-k-detyam-s-ogranichennymi
- Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99. – URL: http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/psikhologicheskie-osobennosti-lits-s-narusheniyami-dvigatelnogo-razvitiya-narusheniyami-funktsiy-opo/
- Учебник: А. Г. Мордкович. Математика, 5 класс «Мнемозина» – 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "
Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)
Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содерж...
Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)
Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...