Урок "Смешанные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Шапошникова Елена Дмитриевна

Презентация. Раздаточный материал.. Технологическая карта урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

– Каждый может за версту Видеть дробную ……….. , Над чертой – ………. , знайте Под чертою – … …….. Дробь такую непременно Надо звать ………………!

Слайд 2

Какая дробь называется правильной? Какая дробь называется неправильной? Может ли правильная дробь быть больше 1 ? Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1 ?

Слайд 3

РАЗДЕЛИ НА ЧИСЛО В ЦЕНТРЕ 4 16 3 9 32 1 52 11 4 7 0 84 2

Слайд 4

Разбейте числа на 2 группы: I - натуральные числа; II - дробные числа

Слайд 5

I - натуральные числа II - дробные числа

Слайд 6

, Г=НЫ ЛА ТЕМА УРОКА

Слайд 7

Смешанные числа

Слайд 8

ОТВЕТЫ: Вариант 1: 1) = 2) Вариант 2: 1) 2) =

Слайд 9

Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……….настроение

Слайд 10

Домашнее задание № 1109, № 1110



Предварительный просмотр:

     



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике  в  5  классе.

Учитель:  Шапошникова Е.Д.

Тема

Смешанные числа

Цель

Создать условия для формирования новой учебной информации.

  • Обучающие: повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать  умение выделения      неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.
  • Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.
  • Воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

- повторить правильные и неправильные дроби;

- ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число;

-  уметь читать и записывать смешанные числа;

- сформировать  умение выделения      неправильной дроби в смешанные числа;

Видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону;  усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

Тип урока

Урок открытия нового знания. (Урок общеметодологической направленности)

Основные понятия

Дроби, числитель, знаменатель, черта дроби, знак деления. Определение целой и дробной части смешанного числа; смешанное число.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Работа в парах, фронтальная работа, взаимопроверка, самостоятельная работа.

мультимедиа-проектор,  презентация (Приложение 1,) текст самостоятельной работы на листках (Приложение 2); Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений/ Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.; рабочие тетради.

Домашнее задание:

№ 1109, №1110 (Слайд 10)

Этапы урока, цель и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный этап. Создать  благоприятный психологический настрой на работу.

1 мин.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Давайте запишем число в рабочей тетради.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и умений.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

4 мин.

(Слайд 1). Давайте все вместе прочитаем стихотворение.

– Каждый может за версту
Видеть дробную …
(черту),
Над чертой – …(числитель), знайте
Под чертою – …
(знаменатель).
Дробь такую непременно Надо звать …(обыкновенной.)

(Слайд 2).
– Какая дробь называется правильной?
– Какая дробь называется неправильной?
– Может ли правильная дробь быть больше 1?
– Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1?

Устный счет: (Слайд 3).

(Слайд 4). Разбейте  на 2 группы

I - натуральные числа;

II - дробные числа

Чем натуральные числа отличаются от дробных?

Что означает черта в дроби?

В тетрадях разбивают числа по группам.

Учащиеся осуществляют устный счет и определяют вид числа.

В тетрадях записывают числа, разбив их на две группы. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по Слайду  

(Слайд №5)

Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц

Черта означает знак деление

Личностные УУД: готовность к равноправному сотрудничеству;

Регулятивные УУД: 

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

3 мин.

Формирует проблемную ситуацию

1) К какой группе вы отнесли число 5?

2)Что заметили интересного?

3)А мы знаем как такие числа называются?

4)Какая же цель нашего урока?

Предлагаю вам разгадать ребус,

 чтобы узнать тему урока

(Слайд №6)

Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа»

Учащиеся отвечают на вопросы, формируют цель урока «Узнать, как называются такие числа; как читаются, записываются числа; какие действия можно осуществлять с ними»

Учащиеся разгадывают ребус и дают название числам и тему урока.

      (Слайд №7)

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации. 

Познавательные УУД: Ребёнок может проанализировать ход и способ действий.

4. Первичное усвоение новых знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения смешанного числа.

10 мин.

Определение смешанных чисел

- Какие числа называют смешанными?  

Запись смешанных дробей    1)(дробная черта посередине целой части)

2 – целая часть

 - дробная часть

Пример:    (принято записывать короче)

2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет.

Перевод из неправильной дроби в смешанное число

А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока?

А как вы думаете, что с ними можно сделать?

Чему мы должны научиться?

Представим неправильную дробь  в виде смешанного числа

Что предлагаете?

Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений?

 На стр. 168   показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и выделите целую часть из  .

Задача № 1:

Два апельсина нужно разделить поровну между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок?

Как сделать так чтобы каждый получил свою долю?

Задача № 2:  

Пять одинаковых апельсинов нужно поровну разделить между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок?

Сколько  целых апельсинов получит каждый ребёнок?

Задача № 3:

Придумайте свою задачу и предложите её решить соседу.

Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части

1)Записывают в тетрадях.

2) работают в парах.

Да

Выделять целую часть

Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа

Записать дробь в виде частного и найти ответ

К тексту учебника

Показывают способ деления

Нужно количество апельсинов разделить на количество детей.

Каждый получит по 1 целому апельсину и   апельсина.

Работают в парах.

Личностные УУД:   Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.          

   Регулятивные УУД: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

находить в тексте требуемую информацию.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Физкультминутка

     

1 мин

5. Первичное закрепление.

15 мин.

Предлагает выполнить  совместно задания с УМК №1084, 1085,1086,

 контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах.

Выполняют задания из учебника  возле доски поочередно  или по желанию, при необходимости обращаются к учителю по возникшим затруднениям.

Регулятивные УУД: 

находить в тексте требуемую информацию.

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать цель;

выбирать  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

определение основной и второстепенной информации;

6. Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

7 мин.

Самостоятельная работа

А сейчас выполните небольшую самостоятельную работ в тетрадях..

Текст на листочках

(Приложение 2).

Выполняют задания.

Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по Слайду  (Слайд №8)

Регулятивные УУД:

постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести).

умение обнаружить отклонение от эталонного образца.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин.

Что изучали сегодня на уроке?

Кто желает сформулировать определение смешанных чисел.

Давайте хором сформулируем  определение смешанных чисел.

 С каким героем работали?

  Как называются такие числа:

Выставляет оценки за урок.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня……….настроение?

(слайд № 9)

Отвечают на вопросы.

Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части.

Смешанные числа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные УУД:

оценивание собственной деятельности на уроке.

6. Домашнее задание.

1 мин.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№ 1109, №1110 (Слайд 10)

Поясняет выполнение номеров.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Личностные УУД: выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Смешанные числа" в 6 классе

Презентация к уроку в 6 классе с элементами внедрения ФГОС...

6 класс. Урок "Смешанные числа"

Урок в 6 классе по теме: "Смешанные числа" по сказкам  Пушкина....

Урок "Смешанные числа"

.Ввести понятие смешанных чисел, формировать умения записывать смешанные числа, представлять смешанное число в виде неправильной дроби, выделять целую часть из неправильной дроби; 2.Развитие математи...

Презентация к уроку "Смешанные числа" 5 класс Дорофеев Г.В.

Презентация к уроку математики в 5 классе "Смешанные числа" ДорофеевГ.В....

Урок "Смешанные числа"

Урок для 5-го класса по ФГОС...

Презентация к уроку "Смешанные числа"

Презентация позволит более полно усвоить тему урока...