Презентация к докладу "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
презентация к уроку

Доржиева Валентина Батуевна

Презентация к  докладу "Формирование и развитие УУД на уроках математики " адресована  учителям математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_matmatiki_.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Доржиева В.Б. учитель математики МАОУ СОШ№19 г Улан-Удэ Республика Бурятия. «Формирование УУД на уроках математики в основной школе»

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 2

Слайд 3

Актуальность введения ФГОС Формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам. Не умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться НО 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни. Многие знания будут забыты, потеряют актуальность НО «Парадокс отличника» Не способен «выжить» в реальном мире , слабо развиты коммуникативные способности, умения взаимодействовать в группе и на риски и многое другое. НО Снижение познавательной активности современного школьника Необходимость повышения познавательной активности обучающихся НО 3

Слайд 4

Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина , П.Я. Гальперина 4

Слайд 6

Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход 1. Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания) 2. Принцип непрерывности ( преемственность между темами, разделами, курсами…) 3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук) 4. Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь) 5. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера) 6. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело ) 6

Слайд 7

Три типа результатов освоения основной образовательной программы Системно - деятельностный подход- методологическая основа ФГОС. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД) 7

Слайд 8

У ниверсальные учебные действия УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 8

Слайд 9

Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение? Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора Самопознание и самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация 9

Слайд 10

Виды заданий д ля формирования личностных УУД участие в проектах подведение итогов урока творческие задания зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции ; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 10

Слайд 11

Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция Саморегуляция Оценка обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности 11

Слайд 12

Виды заданий для формирования регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант диспут заучивание материала в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 12

Слайд 13

Познавательные УУД Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование. Анализ; Синтез; Сравнение; Подвеление под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения постановка и решение проблемы общеучебные логические 13

Слайд 14

Виды заданий для формирования познавательных УУД «найди отличия» (можно задать их количество) «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями составление собственного портфолио Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 14

Слайд 15

Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников; способов взаимодействия Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения; принятие и реализация решения Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 16

Виды заданий для формирования коммуникативных УУД составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда магнитофонный опрос «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,… Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности ; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 16

Слайд 17

Ч то же дают УУД? 17

Слайд 18

Учитель - ученик Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер . Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. Деятельность ученика: выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности, формулирует задания к упражнениям, выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия, формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала, анализирует свою деятельность или деятельность товарищей, формулирует свои впечатления 18

Слайд 19

Требования к современному уроку Требования к уроку Объявление темы урока и сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Урок современного типа Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная работа ) Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей ) Проводится рефлексия 19

Слайд 20

Типология уроков по ФГОС Тип урока 1.Урок изучения нового 2.Урок закрепления знаний 3.Урок комплексного применения знаний 4.Урок обобщения и систематизация знаний 5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний Виды уроков Традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация . Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д . 4. Семинар , конференция, круглый стол и т.д . 5. Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. 20

Слайд 21

№ Утверждение Да Нет 1 Все задания в работе показались мне лёгкими. 2 Все задания в работе показались мне трудными. 3 В работе были и лёгкие, и трудные задания. 4 Я легко справился со всеми заданиями. 5 Некоторые задания вызвали у меня затруднения. 6 Я выполнил все задания правильно. 7 Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно. Самооценка 21

Слайд 22

Деятельностные технологии проектные ; исследовательские; дискуссионные педагогика сотрудничества; учебных проблемных ситуаций; проблемного диалога; обучение смысловому чтению; ИКТ-технологии . Важное место в образовательном процессе занимают: психологическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и индивидуализация образовательных маршрутов . 22

Слайд 23

Индивидуальный образовательный маршрут ИОМ - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа , обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора , разработки и реализации образовательной программы при педагогической поддержке его самоопределения и самореализации ( А.П . Тряпицына С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская , Ю.Ф . Тимофеева и др.). 23

Слайд 24

Схема ИОМ 24

Слайд 25

1 этап Этапы Рефлексия Психолого-педагогическая поддержка, кураторство «Знаю , умею, достиг» Диагностика, анализ 1 шаг : диагностирует знания, умения достижения Задачи куратора -Составляет ИТМ с учетом интересов ребенка, семьи. -Обеспечивает вариативность деятельности. -Планирует развивать навыки научно-исследовательской деятельности. -Проводит отбор материала для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала. 25

Слайд 26

2 этап Этап «Хочу знать, научиться, достичь» Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Проектирование 2 шаг : проектирует знания, умения, достижения Выбираются конкретные виды деятельности: Рекомендует: чтение образовательной литературы; -повторить необходимый учебный материал; систематизировать реферативный материал, самостоятельно изучить конкретные вопросы. Консультация родителей по оказанию помощи в подборе материала. 26

Слайд 27

3 этап Этап «Мои шаги в достижении цели» Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Организация 3 шаг : организует свою деятельность -Проводит консультации. -Разбирает способы решения задач определенного типа. -Помогает структурировать реферативный материал. -Проводит мозговые штурмы. -Делает работу над ошибками. -Анализирует конкурсные задачи . 27

Слайд 28

4 этап этап «Узнал , научился, достиг» Мониторинг 4 шаг : подводят результат совместной деятельности. 28

Слайд 29

Личностный рост ребенка за 3 года (6 класс и 9 класс) Рефлексия 6класс Рефлексия 9 класс «Знаю , умею, достиг» «Знаю , умею, достиг» * Хорошо знаю материал по математике за курс 5 класса, о чем говорят мои хорошие отметки. * Победитель конференции * Дважды лауреат Всероссийского заочного конкурса «КЕНГУРУ» * Особый интерес проявляю к математике, астрономии, литературе, иностранным языкам. * Умею решать реальные задачи. * Владею ПК, пользуюсь Интернет. * Узнал: приемы решения задач на логику, свойства функции, применяемые при решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств на олимпиадах разного уровня, правила построения графика функции *Усовершенствовал навыки работы с образовательной и научной литературой. * Достиг : * Получил * Принял * Приобрел навыки в умении делать выводы по теме реферата. 29

Слайд 30

« Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен: знание предметов или сформированность универсальных учебных действий , которые позволят ребенку успешно социализироваться и самостоятельно освоить любой учебный предмет?». «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер) 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы

В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в сущес...

Развитие памяти на уроке математике

В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным  психологом в рез...

Эстетическое развитие ребенка на уроках математики

laquo;Какая красивая задача» или «какое красивое решение» не раз эти фразы можно услышать из уст учителя.А что же ученики? Наверняка, в начале, они с усмешкой или недоумением их вос...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Технология индивидуальных образовательных траекторий(ТИОТ) помогает организовать коррекционную работу как по  ликвидации пробелов в знаниях, так и осуществлять работу с детьми имеющими различную ...

Презентация "Развитие УУД на уроках математики."

В презентации можно найти виды работ на развитие логики, мышления, памяти.......

Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.

Наталья Анатольевна Вязовикова,учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-ПетербургОбеспечение высокого качества образования...