Презентация к докладу "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
презентация к уроку
Презентация к докладу "Формирование и развитие УУД на уроках математики " адресована учителям математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_matmatiki_.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 2
Актуальность введения ФГОС Формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам. Не умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться НО 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни. Многие знания будут забыты, потеряют актуальность НО «Парадокс отличника» Не способен «выжить» в реальном мире , слабо развиты коммуникативные способности, умения взаимодействовать в группе и на риски и многое другое. НО Снижение познавательной активности современного школьника Необходимость повышения познавательной активности обучающихся НО 3
Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина , П.Я. Гальперина 4
Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход 1. Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания) 2. Принцип непрерывности ( преемственность между темами, разделами, курсами…) 3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук) 4. Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь) 5. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера) 6. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело ) 6
Три типа результатов освоения основной образовательной программы Системно - деятельностный подход- методологическая основа ФГОС. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД) 7
У ниверсальные учебные действия УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 8
Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение? Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора Самопознание и самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация 9
Виды заданий д ля формирования личностных УУД участие в проектах подведение итогов урока творческие задания зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции ; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 10
Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция Саморегуляция Оценка обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности 11
Виды заданий для формирования регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант диспут заучивание материала в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 12
Познавательные УУД Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование. Анализ; Синтез; Сравнение; Подвеление под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения постановка и решение проблемы общеучебные логические 13
Виды заданий для формирования познавательных УУД «найди отличия» (можно задать их количество) «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями составление собственного портфолио Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 14
Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников; способов взаимодействия Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения; принятие и реализация решения Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды заданий для формирования коммуникативных УУД составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда магнитофонный опрос «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,… Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности ; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 16
Ч то же дают УУД? 17
Учитель - ученик Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер . Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. Деятельность ученика: выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности, формулирует задания к упражнениям, выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия, формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала, анализирует свою деятельность или деятельность товарищей, формулирует свои впечатления 18
Требования к современному уроку Требования к уроку Объявление темы урока и сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Урок современного типа Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная работа ) Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей ) Проводится рефлексия 19
Типология уроков по ФГОС Тип урока 1.Урок изучения нового 2.Урок закрепления знаний 3.Урок комплексного применения знаний 4.Урок обобщения и систематизация знаний 5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний Виды уроков Традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация . Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д . 4. Семинар , конференция, круглый стол и т.д . 5. Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. 20
№ Утверждение Да Нет 1 Все задания в работе показались мне лёгкими. 2 Все задания в работе показались мне трудными. 3 В работе были и лёгкие, и трудные задания. 4 Я легко справился со всеми заданиями. 5 Некоторые задания вызвали у меня затруднения. 6 Я выполнил все задания правильно. 7 Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно. Самооценка 21
Деятельностные технологии проектные ; исследовательские; дискуссионные педагогика сотрудничества; учебных проблемных ситуаций; проблемного диалога; обучение смысловому чтению; ИКТ-технологии . Важное место в образовательном процессе занимают: психологическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и индивидуализация образовательных маршрутов . 22
Индивидуальный образовательный маршрут ИОМ - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа , обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора , разработки и реализации образовательной программы при педагогической поддержке его самоопределения и самореализации ( А.П . Тряпицына С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская , Ю.Ф . Тимофеева и др.). 23
Схема ИОМ 24
1 этап Этапы Рефлексия Психолого-педагогическая поддержка, кураторство «Знаю , умею, достиг» Диагностика, анализ 1 шаг : диагностирует знания, умения достижения Задачи куратора -Составляет ИТМ с учетом интересов ребенка, семьи. -Обеспечивает вариативность деятельности. -Планирует развивать навыки научно-исследовательской деятельности. -Проводит отбор материала для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала. 25
2 этап Этап «Хочу знать, научиться, достичь» Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Проектирование 2 шаг : проектирует знания, умения, достижения Выбираются конкретные виды деятельности: Рекомендует: чтение образовательной литературы; -повторить необходимый учебный материал; систематизировать реферативный материал, самостоятельно изучить конкретные вопросы. Консультация родителей по оказанию помощи в подборе материала. 26
3 этап Этап «Мои шаги в достижении цели» Психолого-педагогическая поддержка, кураторство Организация 3 шаг : организует свою деятельность -Проводит консультации. -Разбирает способы решения задач определенного типа. -Помогает структурировать реферативный материал. -Проводит мозговые штурмы. -Делает работу над ошибками. -Анализирует конкурсные задачи . 27
4 этап этап «Узнал , научился, достиг» Мониторинг 4 шаг : подводят результат совместной деятельности. 28
Личностный рост ребенка за 3 года (6 класс и 9 класс) Рефлексия 6класс Рефлексия 9 класс «Знаю , умею, достиг» «Знаю , умею, достиг» * Хорошо знаю материал по математике за курс 5 класса, о чем говорят мои хорошие отметки. * Победитель конференции * Дважды лауреат Всероссийского заочного конкурса «КЕНГУРУ» * Особый интерес проявляю к математике, астрономии, литературе, иностранным языкам. * Умею решать реальные задачи. * Владею ПК, пользуюсь Интернет. * Узнал: приемы решения задач на логику, свойства функции, применяемые при решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств на олимпиадах разного уровня, правила построения графика функции *Усовершенствовал навыки работы с образовательной и научной литературой. * Достиг : * Получил * Принял * Приобрел навыки в умении делать выводы по теме реферата. 29
« Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен: знание предметов или сформированность универсальных учебных действий , которые позволят ребенку успешно социализироваться и самостоятельно освоить любой учебный предмет?». «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер) 30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы
В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в сущес...
Развитие памяти на уроке математике
В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным психологом в рез...
Эстетическое развитие ребенка на уроках математики
laquo;Какая красивая задача» или «какое красивое решение» не раз эти фразы можно услышать из уст учителя.А что же ученики? Наверняка, в начале, они с усмешкой или недоумением их вос...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Технология индивидуальных образовательных траекторий(ТИОТ) помогает организовать коррекционную работу как по ликвидации пробелов в знаниях, так и осуществлять работу с детьми имеющими различную ...
Презентация "Развитие УУД на уроках математики."
В презентации можно найти виды работ на развитие логики, мышления, памяти.......
Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.
Наталья Анатольевна Вязовикова,учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-ПетербургОбеспечение высокого качества образования...