Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
статья на тему

Литвинова Ольга Александровна

В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinova_o.a._formirovanie_sotsialno-bytovyh_navykov.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях семьи.

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная  задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с РАС.

Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают, так называемые жизненные навыки или жизненные компетенции.

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого самостоятельного функционирования.

Что входит в диагностику жизненных компетенций? (Слайд 2)

  • - самообслуживание
  • - бытовые навыки
  • -навыки личной безопасности
  • - социальные навыки, навыки принятия решений
  • -домашний досуг
  • - навыки, необходимые для интеграции в школьную среду
  • -ранние навыки, необходимые для выбора профессии

В своем выступлении хочу остановиться на формировании бытовых навыков и навыков самообслуживания у ребенка, обучающегося по СИПР.

Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться, ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Потому перед педагогом и родителями стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания. (Слайд 3)

Самообслуживание включает в себя: навык приема пищи, одевания и раздевания, туалетные навыки,  гигиенические навыки (чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком), навыки заботы о здоровье (сообщает о том, что плохо себя чувствует, адекватно реагирует на медицинские процедуры).

(Слайд 4) Бытовые навыки: домашние дела (пролив цветов, выносить мусор, вытирать пыль  и т.д.),  мыть посуду, накрывать на стол, ждать своей очереди,  звонить по телефону идентифицировать грязную посуду, грязное белье,  адекватным образом обращаться с продуктами,  готовить простую еду,  определять различные отделы в магазине

(Слайд 5)

Оценка уровня сформированности навыка происходит по следующим критериям:

  • - Ребенок выполняет описанные действия самостоятельно (С)
  • - Ребенку необходима помощь (П)
  • - Ребенок никогда не выполняет описанные действия ( ПП )

 

Сложность состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.

Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.

С чего я начинала. До этого у меня не было опыта обучения ребёнка с РАС, и на тот момент моей настольной книгой стала книга Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами.» (демонстрирую книгу)

(Слайд 6) На момент поступления ребёнка в 1 класс у Тимофея совершенно не были развиты никакие навыки самообслуживания и в данный момент обучение продолжается, без контроля и помощи взрослого он обходится не может, но всё же определённые результаты уже достигнуты.

Обучение ведётся в тесном сотрудничестве с родителями. Также совместно с родителями было обговорено использование подкрепителей. (Слайд 7)

О подкрепителях: набор подкрепителей у каждого ребёнка свой, - это то, что очень нравится ребёнку и что может вызвать положительное отношение, положительные эмоции. Это могут быть сладости, любимый мультик, любимая игрушка, мяч-фитбол и прочее. Выбранный подкрепитель используется только при обучении, в другое время не выдаётся ребёнку.

Обучение навыкам одевания - раздевания  (Слайд 8)

Проблема была в том, что Тимофей вообще предпочитал ходить без одежды, при любом удобном случае он снимал с себя абсолютно всю одежду, как только переступал порог дома, его одевали, он снова снимал, одевать можно было до бесконечности.

Была поставлена конкретная задача 1. Приучить ребёнка ходить в лёгкой одежде дома

2. По возможности научиться одеваться самому.

1) Начинали с того, что показывали ребёнку, как одеваются папа, мама, как одевают младшего брата, родителям было рекомендовано постоянно привлекать внимание к тому, что все ходят в одежде.

Вместе с этим параллельно ребёнку показывали короткие видеоролики, где дети одеваются.

2) Шкаф, где лежит одежда. Поэтапно осваивая мелкие конкретные задачи, первоначально подводили Тима к шкафу «Вот шкаф! Это шкаф! В шкафу одежда!» открывался шкаф, показывали одежду, где лежат футболки, трико, кофты.

Дальше отрабатывали каждый предмет одежды. И начинали каждый раз с фразы «Будем одеваться!» А чтобы закрепить положительное отношение к одеванию использовался пищевой подкрепитель. «Открываем шкаф» - здесь по началу использовали полную физическую подсказку (слайд 9) «рука в руке», через несколько занятий он запомнил, что нужно сделать при фразе «открываем шкаф» и рука только слегка направлялась, потом он сам начал открывать шкаф. «Берём футболку» - футболки обычно лежат на определённом стеллаже, одеваем. Футболку направляем и комментируем каждое действие. Точно также отрабатываются и все остальные предметы одежды, со временем Тимофей запомнил места, где лежат его вещи и последовательность при одевании. Иногда бывают откаты, забывает, путает – говоришь возьми футболку, а он достаёт штаны. По результатам того, чему научились на данный момент ролик 1. РОЛИК 1

Навыки умывания  (Слайд 10)

Чтобы сформировать положительное отношение к умыванию произносили фразу «Будем умываться», Тима брали за руку и вели в ванную. Тимофей очень любит играть, купаться и контактировать с водой, поэтому подкреплять не пришлось, потому что процедуры в ванной уже приносили ребёнку удовольствие. Комментируем каждое действие, без комментариев пока совсем самостоятельно он не умывается.  «Открывай кран – сейчас открывает самостоятельно – в начале обучения открывали рука в руке - моем руки с пока с  полной физической подсказкой, постоянно комментируем, что делаем.

Чистку зубов подкреплять также не пришлось, Тимофею очень нравится этот процесс, на данный момент приходится многократно повторять просьбу, но, тем не менее, выполняет почти без физических подсказок по речевой просьбе, зубную щётку свою запомнил, а чтобы ребёнок не путал по мере износа щётки родители всегда покупают одинаковую. Также комментируется весь процесс – открой шкаф – возьми щётку – закрой шкаф – возьми пасту. Тюбик с зубной пастой открывает очень плохо, поэтому помогаем. Пасту из тюбика выдавливает тоже с удовольствием. На данный момент преодолён тот момент, когда Тимофей размазывал пасту по раковине. После чистки зубов щётку не всегда кладёт на место, иногда бросает, сам по просьбе закрывает кран, вытирается полотенцем и вешает его на место. Получается не очень ловко, но я думаю, со временем все движения будут точнее.

РОЛИК 2

Навыки самообслуживания на кухне  (слайд 11)

В начале обучения Тимофей совсем не выполнял просьбы, у него и сейчас с этим есть сложности.

Ложкой он к первому классу уже ел сам, но не очень аккуратно, пил из кружки.

Учили отдельно посуду по картинкам и в натуральном виде. Постоянно проговаривая «Это кружка. Тимофей пьёт из кружки. Тимофей ест ложкой.» и так далее. Вытирать рот полотенцем или салфеткой учились сначала с полной физической подсказкой, затем с частичной, теперь уже понимает словом «Вытри рот салфеткой» - вытирает сам.

Убирать посуду за собой – сначала говорили - «Возьми тарелку» и подавали  тарелку в руку, направляли к раковине. После нескольких повторений фраза стала сложнее «Возьми тарелку, унеси в раковину», после успешного выполнения просьбы награждали ребёнка пищевым подкрепителем.

Наливать воду из крана в кружку, чтобы попить воды – этот навык освоил довольно быстро, потому что очень любит игры с водой. Учили поэтапно – открой кран – возьми кружку – налей воды – закрой кран. Все этапы также сопровождались сначала с полной, затем с частичной физической подсказкой.

РОЛИК 3 (комментарий к ролику: Тимофей уже наелся и вышел из-за стола, мы его просим взять тарелку унести в раковину, он в этот момент начинает доедать, потому что у многих детей с РАС отсроченная реакция, но тем не менее мы продолжаем проговаривать, чтобы добиться поставленной задачи.)

Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.

Спасибо за внимание! (СЛАЙД 12 )

Использованные ресурсы:

  1. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal  Behavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ Д.Г. Сергеева; предисл. М. Сандберга. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
  2. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загу- менная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Фор- мирование жизненных компетенций у обучающихся с расстрой- ствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с. http://centr45.ru/data/formirovanie_jiznennyih_kompetentsiy_obuchayuschihsya_s_ras.pdf 
  3. http://outfund.ru/polozhitelnoe-podkreplenie-dlya-rebenka-s-autizmom/ 
  4. http://autism-aba.blogspot.ru/2013/11/guide-for-using-prompts.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ

Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...

Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...

«Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ»

Социально-бытовая ориентация и адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и...

Программа формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Представленная программа адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью программы является создание условий для эффективног...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Проект "Модель работывоспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...

Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате

Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей....