ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА по коррекционному курсу «Формирование социально-бытовых навыков» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра основного общего образования
рабочая программа

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.);

- Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, №29/20 65-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования Учреждения;

- Уставом Учреждения.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.           Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

 

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель – формирование у обучающегося школьного возраста знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

Задачи:

1.         Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.

2.         Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

3.         Расширить навыки самообслуживания.

4.         Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.

5.         Формировать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Калининградская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа им. М. С. Любушкина

муниципального образования «Янтарный городской округ»

(МБОУ «СОШ им. М.С. Любушкина МО «Янтарный ГО»)

ул. Лесная, д. 10-а, п. Янтарный, 238580, Калининградская обл.,

тел. 8(40153) 3-74-36, факс 8 (4053) 3-74-36, e-mail: schoolyantar@yandex.ru

ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

по коррекционному курсу

«Формирование социально-бытовых навыков»

для обучающихся с расстройствами

аутистического спектра

основного общего образования

                          Составил:  

                                                                     Учитель-дефектолог Злобина А.О

                               

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.);

- Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, №29/20 65-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования Учреждения;

- Уставом Учреждения.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.           Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель – формирование у обучающегося школьного возраста знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

Задачи:

1.        Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.

2.        Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

3.        Расширить навыки самообслуживания.

4.        Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.

5.        Формировать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.

Принципы коррекционной работы учителя-дефектолога

Работа учителя-дефектолога с обучающимися с РАС строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал Программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся с РАС необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В обучении детей с РАС трудности, в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами, мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Овладение тем или иным навыком бывает связано непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.

Ребёнок с РАС может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.

Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Обучение социально- бытовым навыкам обучающихся с РАС является очень сложным, пролонгированным во времени процессом, перед которым педагог должен быть тщательно подготовлен основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

К особым образовательным потребностям, характерным для данной категории обучающихся относятся:

• специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

• создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятия, дающее ученику опору для понимания происходящего и самоорганизации;

• оказание помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

• специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

• создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

• специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта учеником, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Курс «Социально-бытовая ориентировка» имеет безотметочную систему прохождения материала, динамика продвижения определяется по четырем уровням (низкий, ниже-среднего, средний, высокий) на основе выполнения диагностических заданий.

Форма регистрации результатов: итоговая диагностика, направленная на выявление динамики развития познавательной деятельности, речи и всех психических процессов. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и включает в себя игровые, тестовые и вербальные задания, а также диктант.

Критерии  оценки  качества  подготовки  обучающегося  позволяют  определить  уровень

освоения  материала,  предусмотренного  программой,  в  начале  и  в  конце  учебного  года.  

Основным  критерием  оценок  обучающегося,  освоения  коррекционного  курса  «Социально-бытовая ориентировка», является:  

-учащийся полностью усвоил учебный материал, участвует в диалоге, правильно отвечает на вопросы учителя, применяет полученные знания в повседневной жизни (5 баллов);

-учащийся усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки, участвует в диалоге и отвечает с помощью наводящих вопросов, применяет полученные знания в повседневной жизни с помощью взрослого (4 балла);

- учащийся частично усвоил часть учебного материала, затрудняется ответить на вопросы, редко применяет полученные знания в повседневной жизни (3 балла);

- учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки, в большей части не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в контроле со стороны взрослого (2 балла);

- учащийся не усвоил материал, не участвует в диалоге, не стремится ответить на вопросы, не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослого (1 балл).

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ, вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО. Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.  

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые.

Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в Сбербанк. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.  

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

2.1 МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Коррекционный  курс  «Социально-бытовая  ориентировка»  является  обязательной  частью внеурочной  деятельности  (коррекционно-развивающая  область)  учебного  плана  для  детей с РАС.  Данный  курс  рассчитан  на  школьников  5-9  классов.    На изучение курса «Социально- бытовая ориентировка» в основной школе отводится: 5-9-й класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю

2. 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный курс направлен  на овладение  обучающимися  с РАС универсальными  учебными  действиями,  обеспечивающими  развитие моторной  сферы,    активное  освоение  окружающей  действительности,  совершенствование  предметно-практической    деятельности,  развивает    ориентировку  в  пространстве  и самостоятельность в быту.

Реализация  курса  осуществляется  с  учетом  особенностей  развития  обучающихся  с  РАС. Компенсация  особенностей  развития  достигается  путем  организации  обучения  разным  по  уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями,  с  использованием  индивидуального  подхода,  эмоционально-благополучного климата  в  классе,  разнообразных  форм  деятельности,  ситуаций  успеха,  обеспечением  близкой  и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.  

Коррекционно-развивающие    занятия,  реализуемые  во  внеурочной  деятельности,  будут способствовать формированию следующих жизненно важных компетенций:

-овладению умениями и навыками гигиены и охраны и  укрепления своего здоровья;

-знаниям  основных  продуктов  питания,  способами  приготовления  и  хранения  пищи,  сервировки стола;

 -расширению навыков самообслуживания;

-формированию у детей умения и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;

-формированию представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.  

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Личностные и предметные результаты изучения курса

Минимальный  и  достаточный  уровень  предметных  результатов  по  коррекционному  курсу определяется  в  конце  учебного  года,  в  связи  с  неоднородностью  состава  обучающихся  класса  и сложностью структуры дефекта.

 Предметные  результаты  по  социально  -  бытовой  ориентировке  включают  освоение

обучающимися  с  расстройством  аутистического  спектра  специфические  умения,  знания  и  навыки для данной предметной области.  

Минимальный уровень:

-  иметь представления о назначении объектов изучения;

-  иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения

-  владеть  элементарными  санитарно-гигиеническими  навыками  (мыть  руки,  чистить  зубы, расчесывать волосы и т. п.)

-  иметь представления об уходе за одеждой и обувью

-  иметь  представления  об улице и ее частях

-  иметь  представления  о видах жилых помещений в городе

-  применять элементарные практические навыки с помощью учителя  

Достаточный уровень:

-  участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

-  участвовать в практической деятельности,

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

-  овладение  навыками  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  различных социальных и бытовых ситуациях, умением не      создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-  овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении  социальными  (жизненными)  компетенциями,  которые,  в  конечном  итоге,  составляют основу этих результатов.  

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

-  проявление  элементов  личной  ответственности  при  поведении  в  новом  социальном  окружении (классе, школе);

-  положительное  отношение  к  окружающей  действительности,  готовность  к  организации взаимодействия с ней;  

- включение в общеполезную социальную деятельность;  

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

-  вступать    в  контакт  и  поддерживать  коммуникацию  в  разных  ситуациях  социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);  

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-  использовать  доступные  источники  и  средства  получения  информации  для  решения

коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

-  работать  с  несложной  по  содержанию  и  структуре  информацией  (понимать  изображение,  текст, устное  высказывание,  элементарное  схематическое  изображение,  таблицу,  предъявляемые  на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты  могут  уточняться  и  конкретизироваться  с  учетом  индивидуальных  особенностей обучающихся.

 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

5 КЛАСС

Личная гигиена. 

Ее значение для здоровья и жизни человека.

Уход за волосами.          

Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения.

Одежда и обувь.          

 Виды одежды и головных уборов

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой (предупреждение загрязнения, сушка, чистка).  

Виды обуви. Ее назначение и уход.                   

Питание

Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион.

Место приготовление пищи и оборудование его. Посуда и приборы. Правила и приемы ухода за посудой и помещением

Сервировка стола к завтраку.

Приготовление завтрака

Приготовление бутербродов.

Приготовление винегрета.

Приготовление окрошки.

Приготовление блюд из яиц.

Отварные яйца. Практическая работа.

Культура поведения

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.

Ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании и за столом.

Правила поведения за столом.

Жилище

Виды жилых помещений в городе и селе: жилой дом, квартира

Варианты квартир и подсобных помещений: комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная и др. виды отопления в городе, селе.

Почтовый адрес дома, школы

Организация рабочего места школьника.

Транспорт

Виды транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта).

Поведение в транспорте и на улице.

Правила дорожного движения.

Знаки дорожного движения. Изготовление знаков дорожного движения.

Торговля

Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.

Экскурсия в продовольственный магазин. (Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы).

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.  

6 КЛАСС

Личная гигиена

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур.

Уход за ногами. Профилактика грибковых заболеваний

Уход за руками, мытье и стрижка ногтей, уход за кожей рук

Одежда и обувь

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц.

Поддержание одежды в порядке: зашивание распоровшегося шва.

Правила и приемы ручной стирки из х\б тканей.

Стирка изделий из х\б ткани вручную.

Утюг. Утюжка фартуков, косынок, носовых платков, салфеток.

Утюжка изделий из х\б ткани.

Питание

Гигиена приготовления пищи.

Выбор продуктов. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.

Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.

Продукты первой необходимости.

Правила безопасной работы на кухне. Инструктаж по ТБ

Приготовление пищи с минимум тепловой обработки на электроплите (бутерброды).

Приготовление каши на воде.

Приготовление каши на молоке.

Заваривание чая

Приготовление омлета.

Отваривание картофеля.

Сервировка стола к ужину.

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

Семья

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.

Права и обязанности каждого члена семьи.

Культура поведения

Правила поведения в общественных местах:

- в кинотеатре;

- в музее;

- в библиотеке.

Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

Жилище

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения.

Уборка помещения.

Пылесос. Использование в уборке электропылесоса.

Уборка помещения, мытьё зеркал, утепление окон.

Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка)

Транспорт

Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, проездной единый билет).

Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, в ближайшие населенные пункты.

Автостанция. Пригородные автобусы. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Торговля

Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, хозяйственные и др.

Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком.

Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли. Практическая работа. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку т т.п.), проверка чека и сдачи.

Средства связи

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение. Экскурсия на почту-телеграф.

Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма.)

Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением); международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.

Медицинская помощь

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.

Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи.

Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пинцет и др.

Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы и др.

Учреждения, организации и предприятия –

Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее. Экскурсия.

Школа. Экскурсия в школу.

Экскурсия в дом культуры.

Посещение библиотеки.

7 КЛАСС

Личная гигиена

Особенности ухода за кожей лица, волосами.

Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.

Практическая работа.

Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

Одежда и обувь

Значение продления срока службы одежды

Виды штопки. Ремонт одежды: штопка.

Наложение заплат.

Использование бытовой техники при стирке белья из х\б тканей.

Стирка мелких изделий из белой х\б ткани вручную.

Правила и приемы глаженья белья, брюк, спортивной одежды.

Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.

Экскурсия в школьную прачечную.

Питание

Виды питания.

Значение первых, вторых блюд.

Приготовление первых и вторых блюд из овощей, рыбных и мясных блюд.

Приготовление щей из свежей капусты.

Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.

Пользование мясорубкой.

Сервировка стола к обеду. Практическая работа.

Составление меню к обеду.

Приготовление киселя. Практическая работа.

Семья

Помощь родителям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание.

Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе, дома.

Разучивание тихих и подвижных игр.

Проведение игр с младшими школьниками.

Транспорт

Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.

Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проездов до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов.

Виды камер хранения багажа.

Порядок сдачи и получения.

Культура поведения

Правила приема приглашения в гости и формы отказа.

 Подготовка к поездке в гости:

внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.

Подарки. Изготовление несложных сувениров.

Подарки. Изготовление несложных сувениров.

Сюжетная игра «В гости…».

Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

Сухая и влажная уборка помещения.

Подготовка квартиры и дома к зиме, лету.

Пользование пылесосом и уход за ним.

Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер).

 Мытье полов.

Торговля

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо.

Их назначение.

Экскурсия в магазин. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.

Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды и обуви, головного убора, оплата в кассе, получение чека или его копии.

Средства связи

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка.

Стоимость пересылки.

Заполнение бланков на отправку бандероли. Упаковка бандероли.

Посылки. Виды упаковок.

Правила отправления.

Стоимость отправления.

Заполнение бланков на отправку посылки. Упаковка посылки.

Медицинская помощь

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран, при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).

Лекарственные растения в домашней аптечке.

Первая медицинская помощь при травмах: вывихи, перелом.

Первая медицинская помощь при травмах: наложение повязки на раны.

Содержание тем учебного курса СБО и требования к уровню подготовки учащихся

5 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь).

«Личная гигиена»

Правила личной гигиены.

 Правила охраны зрения.

Уход за волосами.

3

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Правила бережного отношения к зрению. Уход за волосами.

Знать: Последовательность и периодичность выполнения утреннего и вечернего туалета. Правила охраны зрения.

Уметь: Совершать вечерний и утренний туалет, причесывать волосы, беречь зрение.

«Культура поведения»

Поведение в музее, библиотеке.

Поведение в кино, театре.

2

Правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевые диалоги.

Знать: Правила поведения в общественных местах.

Уметь: Вежливо разговаривать с людьми.

«Жилище»

Виды жилых помещений.

Почтовый адрес дома.(экскурсия)

Написание адреса дома на конверте.

Гигиенические требования к жилью.

Последовательность уборки комнаты.

6

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Гигиенические требования к жилью. Почтовый адрес дома, школы.

Знать: Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника. Гигиенические требования к жилью.

Уметь: Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте  и во всем жилом помещении.

«Питание»

Правильное питание.

Столовая  посуда, приборы.

Кухонные приспособления, приборы.

Приготовление пищи.

Приготовление бутербродов.

Приготовление блюд из яиц.

Правила заваривания чая.

Сервировка стола к завтраку.

Поведение за столом.

12

Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Поведение за столом.

Знать: Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

Уметь: Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами.

«Транспорт»

Виды городского транспорта.

1

Виды транспортных средств. Поведение в транспорте и на улице. ПДД.

Знать: Основные транспортные средства, правила передвижения на велосипеде.

Уметь: Пользоваться общественным транспортом. Оплатить проезд.

«Торговля»

Основные виды магазинов.

Порядок приобретения товаров.

2

Продуктовые магазины и их отделы. Порядок приобретения товаров.

Знать: Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов.

Уметь: Приобретать товары.

«Одежда и обувь»

Виды одежды и головных уборов.

Повседневный уход за одеждой.

Уход за обувью.

3

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

Знать: Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.

Уметь: Подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

6 класс

«Личная гигиена»

Закаливание организма.

Уход за кожей рук и ногтями.

Уход за кожей ног и ногтями.

3

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы и правила закаливания. Средства и предметы по уходу за руками и ногами.

Знать: Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног.

Уметь: Ухаживать за кожей и ногтями рук и ног.

«Культура поведения»

Осанка при ходьбе, сидя и стоя.

Формы обращения к старшим.

Формы обращения с просьбой.

Разговор со сверстниками.

4

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

Знать: Требования к осанке, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками.

Уметь: Вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.

«Семья»

Родственные отношения.

Правила поведения в семье.

2

Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.

Знать: Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества. Правила поведения в семье.

Уметь: Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи.

«Жилище»

Гигиенические требования к жилью.

Периодичность уборки помещения.

Сезонная уборка помещения.

Организация спального места.

Виды половых покрытий.

Ковры и ковровые покрытия.

Пылесос.

Обобщение по теме «Жилище».

8

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Сезонная уборка помещения.

Организация спального места. Виды половых покрытий. Ковры и ковровые покрытия.

Уход за полом в зависимости от его покрытия.

Устройство и назначение пылесоса.

Знать: Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия.

Уметь: Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.

«Средства связи»

Экскурсия на почту и телеграф.

Основные средства связи.

Виды почтовых отправлений.

Виды писем.

Написание адреса на конверте.

Телеграф.

Составление текстов телеграмм.

8

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем, порядок отправления. Правила написания адреса на конверте. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Правила составления текстов телеграмм.

Знать: Основные средства связи, их назначение. Виды писем. Правила написания адреса на конверте. Виды телеграмм.

Уметь: Писать адрес на почтовом отправлении, составлять текст телеграммы.

«Питание»

Мебель и оборудование кухни.

Посуда, приборы, приспособления.

Правила безопасной работы на кухне.

Хранение продуктов.

Хранение готовой пищи.

Сервировка стола к ужину.

Приготовление отварных макарон.

Приготовление блюд из круп.

Приготовление блюд из молока.

Приготовление блюд из картофеля.

Обобщение по теме «Питание».

15

Мебель и оборудование кухни.

Посуда, приборы, приспособления.

Правила безопасной работы на кухне.

Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на плите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.

Знать: Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон. Правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами.

Уметь: Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи. Сервировать стол к ужину. Культурно вести себя за столом.

«Торговля»

Продовольственные магазины.

Порядок приобретения товаров.

2

Магазины продовольственных товаров и их отделы. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена.

Знать: Виды продмагов, правила поведения в магазине.

Уметь: Выбирать нужный товар и оплачивать его.

«Одежда»

Мелкий ремонт одежды.

Пришивание пуговиц на стойке.

Пришивание кнопок и крючков.

Ручная стирка одежды.

Стирка одежды из шёлка.

Утюжка одежды.

Обобщение по теме «Одежда».

12

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков, косынок и носовых платков.

Знать: Правила ручной стирки изделий из х/б и шелковой ткани. ТБ работы утюгом.

Уметь: Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки. Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды. Гладить.

«Медицинская помощь»

Медицинские учреждения.

Виды медицинской помощи.

Основные врачи-специалисты.

Обобщение по теме «Медицинская помощь».

5

Виды медицинской помощи. Виды медицинских учреждений, их значение и работники. Виды врачебной помощи.

Знать: Виды медицинских учреждений, медицинской помощи, основных врачей-специалистов.

Уметь: Ориентироваться в поликлинике, взять талон на прием к нужному врачу.

«Транспорт»

Основные транспортные средства.

Железнодорожный транспорт.

2

Основные транспортные средства.

Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Знать: Виды междугороднего ж/д транспорта, порядок приобретения билета

Уметь: Пользоваться ж/д транспортом.

«Учреждения и организации»

Ясли, детсад, школа.

Досуговые учреждения.

2

Дошкольные учреждения и их назначения, работники.

Знать: Виды детских учреждений и их назначение.

Уметь: Воспитанно вести себя в общественных  местах.

7 класс

«Личная гигиена»

Личная гигиена подростка.

Вред алкоголя и курения.

Наркотики – путь в бездну.

3

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Вред алкоголя, наркотиков  и курения.

Знать: Правила личной гигиены подростка, виды косметических средств. Вред алкоголя, наркотиков  и курения.

Уметь: Пользоваться косметическими средствами.

«Культура поведения»

Правила поведения в гостях.

Выбор подарка.

Вручение и приём подарка.

3

Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, правила поведения в гостях. Выбор, вручение и прием подарка.

Знать: Правила приглашения в гости и формы отказа.

Уметь: Выбирать, вручать и принимать подарки.

«Жилище»

Регулярная уборка жилого помещения.

Сезонная уборка жилого помещения.

Способы ухода за окнами.

Виды мебели.

Уход за мебелью.

Способы ухода за зеркалами.

7

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от покрытия, средства по уходу за мебелью. Чистящие средства для окон и зеркал.

Знать: Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от  покрытия.

Уметь: Проводить регулярную и сезонную уборку жилья. Ухаживать за мебелью и зеркалами.

«Средства связи»

Виды бандеролей.

Упаковка. Заполнение бланка.

Экскурсия на почту.

4

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость.

Знать: Перечень предметов, посылаемых  бандеролью.

Уметь: Заполнять бланки на отправку бандероли, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль.

«Транспорт»

Железнодорожный транспорт.

Основные службы вокзалов.

Типы поездов.

Виды пассажирских вагонов.

Приобретение железнодорожных билетов.

Проверочная работа по теме «Транспорт».

8

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. Порядок сдачи и получения его.

Знать: Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

Уметь: Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

«Торговля»

Универмаги и их отделы.

Специализированные магазины.

Порядок приобретения товаров.

3

Универмаги и универсамы, их назначение и отделы. Специализированные магазины. Хранение чека. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам.

Знать: Назначение и различие универмага и универсама. Товары специализированных магазинов.

Уметь: Приобретать  товары.

«Семья»

Помощь родителям и воспитателям.

Подвижные игры с младшими детьми.

Паспорт. Получение паспорта.

Бюджет семьи. Источники дохода.

Заработная плата, пенсия, пособия.

Составление доверенности.

7

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе. Порядок получения паспорта. Составляющие бюджета семьи. Составление доверенности.

Знать: Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

Порядок получения паспорта.

Уметь: Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними. Составлять доверенность.

«Питание»

Приготовление пищи.

Приготовление закуски.

Приготовление первых блюд.

Приготовление вторых блюд.

Приготовление третьих блюд.

Сервировка стола к обеду.

Питание (проверочная работа).

10

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. Сервировка стола к обеду.

Знать: Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

Уметь: Пользоваться бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, сервировать стол к обеду.

«Медицинская помощь»

Домашняя аптечка.

Лекарственные растения.

Первая медицинская помощь.

Наложение шины. (Практич. работа).

Медицинская помощь (тестирование

8

Состав домашней аптечки. Лекарственные растения в домашней аптечке. Приготовление отваров и настоев. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов. Приемы наложения шины.

Знать: Состав домашней аптечки. Правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях. Приемы наложения шины.

Уметь: Приготовить отвар или настой.

Наложить  шину.

«Одежда»

Ремонт одежды – наложение заплаты

Наложение заплаты (самост. работа).

Штопка разорванного места.

Ручная стирка х/б ткани.

Машинная стирка белья.

Утюжка прямого белья.

Утюжка спортивной одежды.

Виды услуг химчистки.

Обобщение по теме «Одежда».

12

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка вручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Химчистка, виды услуг и правила пользования.

Знать: Особенности стирки цветного и белого белья, устройство стиральной машины, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

Уметь: Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

«Учреждения и организации»

Промышленные предприятия.

Виды выпускаемой продукции.

3

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города.

Знать: Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности.

Уметь: Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

8 класс

«Личная гигиена»

Правила ухода за кожей лица.

Косметические дезинфицирующие средства.

2

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Средства и способы сохранения здоровья.

Знать: Правила ухода за кожей лица.

Уметь:  Пользоваться косметическими дезинфицирующими средствами.

«Культура поведения»

Культура общения юноши и девушки.

Значение тона разговора.

Внешний вид молодых людей.

3

Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Значение тона разговора.

Знать: Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду

Уметь: Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.

«Жилище»

Правила уборки кухни.

Правила уборки санузла.

Правила мытья кафельных стен.

Обобщение по теме «Жилище».

4

Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванной, санузла.

Знать: Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки.

Уметь: Мыть кафельные стены, чистить раковины.

«Семья»

Правила ухода за грудным ребёнком.

Кормление грудного ребёнка.

Одежда и постель грудного ребёнка.

Правила купания грудного ребёнка.

Посуда грудного ребёнка.

Статьи расходов.

Расходы на питание.

Планирование крупных покупок.

Содержание жилища.

Расчет оплаты электроэнергии и газа.

Планирование расходов на день.

Проверочная работа по теме «Бюджет».

13

Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним – кормление из соски, с ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.

Упражнения в купании, пеленании и одевании куклы.

Бюджет семьи. Виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк.

Знать: Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.

Уметь: Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.

Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.

«Средства связи»

Телефон, таксофон.

Экскурсия на переговорный пункт.

3

Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Получение справок по телефону.

Знать: Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты.

Уметь: получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

«Транспорт»

Междугородный автотранспорт.

Водный транспорт.

Правила поведения на воде.  

3

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Пристань. Порт. Основные службы.

Знать: Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.

Уметь: Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

«Торговля»

Специализированные магазины.

Виды товара, отделы.

Правила поведения в магазине.

5

Специализированные магазины. Виды товара, отделы. Правила поведения в магазине.

Знать: Специализированные магазины. Виды товара, отделы.

Уметь: Обращаться с вопросом к продавцу, вежливо разговаривать.

«Одежда»

Стирка шерстяных изделий.

Стирка синтетических изделий.

Стирка хлопчатобумажных изделий.

Глажение фасонной одежды.

Правила пользования прачечной.

Прачечная самообслуживания.

6

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Прачечная – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами.

Знать: Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья. Прачечная самообслуживания, .предоставляемые услуги.

Уметь: Стирать  и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.

«Питание»

Приготовление пищи.

Кухонные механические приспособления.

Консервирование овощей, фруктов и ягод.

Замораживание овощей.

Приготовление изделий из теста.

Выпечка блинов.

Приготовление песочного печенья.

Составление меню.

Повторение темы «Питание».

14

Кухонные механические приспособления.

Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени. Замораживание овощей

Виды теста. Приготовления изделия из теста. Запись рецептов.

Упражнения в составлении меню.

Знать: Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок. ТБ работы кухонными приспособлениями.

Уметь: Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок. Пользоваться кухонными приспособлениями. Составлять меню.

«Медицинская помощь»

Помощь при несчастных случаях.

Первая помощь утопающему.

Глистные заболевания.

Укусы животных.

Тепловой и солнечный удары.

10

Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев. Профилактика глистных заболеваний. Помощь при укусах животных. Тепловой и солнечный удары.

Знать: Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи.

Уметь: Кратко объяснять причину звонка по телефону, Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, солнечном ударе, утопающему.

«Учреждения и организации»

Госучреждения.

Отделы районной администрации.

Поселковые госучреждения.

4

Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.

Знать: Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.

Уметь: Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры.

9 класс

«Личная гигиена»

Правила личной гигиены.

Здоровый образ жизни.

Вред курения и алкоголя.

3

Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения здоровья.

Вред курения, алкоголя и токсических веществ.

Знать: Средства и способы сбережения здоровья. Значение здоровья для жизни и деятельности человека.

Уметь: Избегать пагубных соблазнов.

«Культура поведения»

Правила общежития.

Приём гостей.

2

Адекватность поведения в обществе. Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Знать: Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

Уметь: Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.

«Семья»

Основы семейных отношений.

Обязанности членов семьи.

Забота о детях.

Основные статьи расходов.

Расходы на досуг.

Экономия в домашнем хозяйстве.

Сбережения. Виды вкладов.

Государственное страхование.

Кредит. Оформление кредита.

11

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье. Сбережения. Виды вкладов.

Государственное страхование. Кредит. Оформление кредита.

Знать: Основные виды семейных отношений, семейные традиции, обязанности членов семьи. Виды вкладов. Оформление кредита.

Уметь: Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

«Средства связи»

Посылки. Правила упаковки.

Виды денежных переводов.

Заполнение бланка денежного перевода.

3

Виды связи, особенности каждой, значимость в современной жизни.  Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Заполнение бланка денежного перевода.

Знать: Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

Уметь: Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

«Медицинская помощь»

Инфекционные заболевания.

Отравления.

Листок нетрудоспособности.

Уход за больным.

7

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

Знать: Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила ухода за больным.

Уметь: Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.

«Жилище»

Интерьер квартиры.

Виды уборки квартиры.

Сохранение жилищного фонда.

5

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Виды уборки квартиры. Сохранение жилищного фонда.

Знать: Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.

Уметь: Расставлять мебель  в квартире, подбирать детали интерьера.

«Питание»

Гигиена питания.

Меню праздничного стола.

Сервировка праздничного стола.

Приготовление национальных блюд.

Питание детей ясельного возраста.

Приготовление соусов.

Диетическое питание.

Дрожжевое тесто.

Тестирование  по теме «Питание».

12

Гигиена питания. Составление меню праздничного стола.  Сервировка праздничного стола.

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Приготовление соусов.

Разновидности дрожжевого теста и приготовление из него выпечки.

Знать: Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

Уметь: Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.

«Одежда»

Мода. Стиль в одежде.

Покупка одежды и обуви.

Варианты обновления одежды.

Выведение пятен с одежды.

Ремонт одежды.

Тестирование  по теме «Одежда».

7

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при выведении пятен.

Знать: Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.

Уметь: Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.

«Транспорт»

Авиатранспорт.

Аэровокзал.

3

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

Знать: Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.

Уметь: Определять маршрут и выбирать транспортное средство.

«Торговля»

Продуктовый рынок.

Комиссионный магазин.

Экскурсия в комиссионный магазин.

4

Различие рынка от магазина: одно из них – право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться) - право выбора товара.

Знать: Рынок, его виды и отличия от магазина, права покупателя.

Уметь: Пользоваться услугами комиссионного магазина.

«Учреждения и организации»

Предприятия бытового обслуживания.

Профессии работников КБО.

2

Предприятия бытового обслуживания, их назначение. Профессии работников ПБО.

Знать: Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают.

Уметь: Обращаться с вопросом и просьбой к работникам ПБО.

«Трудоустройство»

Ситуация выбора профессии.

Временная и постоянная занятость.

Охрана труда несовершеннолетних.

Оформление на работу.

Трудовой договор.

Трудовой стаж.

Заключение контракта.

Обобщение по теме «Трудоустройство».

9

Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления и написание.

Упражнение в заполнении трудового договора.

Знать: Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Уметь: Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу,  писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г.В. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. – М.: ГороД, 1999.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной  школе. Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др. Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.

4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. М., 1990.

5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб. – метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

6. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.

7.  Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.

8. Фомичева Л. В. Интеграция методов развития зрительного восприятия в работе тифлопедагога. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. – М., 1997.

9. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДЛЯ 6-11 КЛАССОВ

Программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 6-11 классов казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, ...

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков "Школа - наш общий дом"

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения  программного материала умений и навыков "Школа - н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + КТП учебного предмета «литература» для обучающихся 5-9 классов (основного общего образования) на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...

Выступление на педсовет "Оценивание достижений обучающихся при реализации ГОС основного общего образования на уроках русского языка"

Переход на Государственные образовательные стандарты требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания.В соответствии с ГОС система оценки образователь...

Рабочая программа по иностранному языку (английскому) для обучающихся 5-9 классов основного общего образования на 2024-2025 учебный год

Программа по иностранному (английскому) языку на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ОО...

ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА по коррекционному курсу «Формирование социально-бытовых навыков» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования 1-4 класс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы 1.1. Пояснительная запискаАдаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее -...