Урок по теме "Дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Технологическая карта по теме "Дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_tehn_karta.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  математики

Предмет: математика

Класс 5

Учебники: математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина - М.: Просвещение, 2018.

Тема урока: Что такое дробь.

Цель урока: Показать необходимость введения обыкновенных дробей, сформировать умение записывать и читать дроби, называть числитель и знаменатель дроби, видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации, приводить примеры из повседневной жизни.

Задачи урока:

- образовательные:

а) познакомить с понятием  «обыкновенная дробь», уметь объяснить смысл этого понятия;

б) уметь раскрывать смысл понятий «числитель» и «знаменатель»;

в)выработать умение читать и записывать обыкновенные дроби.

- развивающие:

а) создать условия для развития внимания, воображения;

б) вести работу по развитию математической речи, логического мышления;

в) формировать умение  анализировать, находить  ошибки, делать выводы.

- воспитательные:

а) содействовать формированию  взаимоуважения, умения отстаивать свое мнение:

б) воспитание интереса к урокам математики.

Результаты урока:

- предметные

а) научиться  называть числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенные дроби;

б) научиться осмысленно использовать эти  понятия.

- метапредметные

а) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

б) уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;

в) уметь организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

в) уметь ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей деятельности на уроке

- личностные

а) умение проявить уважение к другим людям  как неотъемлемое условие развития самоуважения человека.;

б) формирование навыков выполнения творческого задания.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная беседа с учащимися; работа с рабочей тетрадью на печатной основе; работа с учебником; работа у доски и в тетрадях.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки, мы не будем время тратить зря и приступим все к работе. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам».

                                     

«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени». (Слайд 4).

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся слушают учителя и выполняют его команду.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация  своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Актуализация знаний

Организация устного счета

85:5, 36:12, 13*2, 36 – 13 ,17+12

Х*2= 12, у: 6=12, а- 8=12 17 – в =16,  с +23=48

Давайте вспомним, как найти неизвестный    

•        множитель,

•        делимое,

•        уменьшаемое,

•        вычитаемое,

•        слагаемое?

Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены уравнения?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Работают устно по цепочке

Записывают результат на доске

Проверяют решённые у доски уравнения.

Х=12*2,х=24   у=12*6,у=72

а=12+8,а=20, в=17-16,в=1

с=48-23,с=25

 Делают выводы о правильности решения. Вспоминают правила, как найти неизвестные множитель, делимое, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое.

 познавательные:

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

развитие умения применять полученные знания при решении уравнений;

 коммуникативные:

 - формирование умения работать в коллективе:

умение слушать и слышать, отстаивать своё мнение, признавать свои ошибки

 Регулятивные:

 учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

 учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.

Открытие темы (этап выявления места и причины затруднения)

Молодцы, ребята! Уравнения действительно решены верно. Садитесь.

Итак, сколько человек у вас в классе?

Сколько из них девочек? А мальчиков?

Отвечая на эти вопросы, какие числа  мы используем?

Какие числа называются натуральными?

Правильно! А с помощью каких цифр можно записать натуральное число?

А ноль является натуральным числом?

Назовите число, следующее за числом 99.

Назовите число, предшествующее числу 300.

Какие действия полностью  выполняются  с натуральными числами? А можно ли 5:6?

Учитель  Один из разделов математики считался самым трудным в средние века, и, люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами.

Но для того, чтобы узнать название этого раздела и тему сегодняшнего урока, мы посмотрим с вами мультфильм

Молодцы, ребята! А теперь давайте решим одну задачу. Вы все, наверное, видели мультфильм и слышали сказку с такими словами:

Мы делили апельсин,

 Много нас, а он один!

 Эта долька для ежа,

 Эта долька для стрижа,

 Это долька для котят,

 Эта долька для утят…

Давайте поможем нашим героям его разделить. Я сейчас повторю, а вы посчитайте, сколько животных хотят его съесть. Повторяет стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

19чел

9чел,10чел,

Натуральные

Применяются при счете предметов

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,

Нет

100

299

Сложение и умножение

нет

Самостоятельно находят ответ на поставленный вопрос,

 

Четверо! А как же так? Ведь апельсин у нас один! И что мы будем делать?

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: самоопределение.

.

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель О каком действии говорится в сказке?

Ключевое слово при делении?

Какой вывод?

Какие цели сегодня на уроке?

Проводит фронтальный опрос

Ведется работа с помощью набора для магнитной доски «Доли и дроби»).

Учитель Сколько взяли апельсин?

Давайте поделим апельсин на 4

Что сделали с апельсином?

Правильно!

Что получили звери? Какую?

Разделим круг на 3 части,6, 8?

 Что получаем при делении целого на равные части,

Учитель Что такое доли?

От чего зависит название доли?

 Приведите примеры когда вы встречались с долями

Работа с учебником  стр 158-159

Деление

дольки

Ученики: Кроме натуральных чисел есть и другие числа.

Формулируют тему урока.

Ученики записывают тему урока в тетради

Ученики: Познакомиться с новым разделом математики.

Что такое доля? Как они получаются и где применяются

Какие названия имеют доли?

Как они возникли?

А чтобы это узнать надо внимательно слушать и хорошо потрудиться.

1

Разделили на 4 равные части

Учащиеся делают вывод.

Одну дольку, одну четвертую

Доли

Равные части целого

От того насколько равных частей разделили целое.

Ребята сами приводят примеры

Работа в парах(задают друг другу вопросыпо тексту в учебнике

Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на

основе известного.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение.

5.

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнем.

А теперь, ребята ,встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь влево, вправо

И беритесь вновь за дело

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Продолжают работу в парах и у доски с самопроверкой

№606-609

Работа в группах (3 группы по 6 чел)

1 группа   №604(а), 605 (круг)

2 группа  №604(б) 605 (квадрат со стороной 4

3 группа  №604(в)  605 (квадрат со стороной 6)

7.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы  класса в целом.

Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
– Оцените работу класса на уроке.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Этап подведения итогов и  рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас у каждого на парте цветные круги (желтый и белый). Уходя с урока возьмите один из них и прикрепите на ободок часов: белый – если вы цените свое и чужое время, если сегодняшний урок прошел не зря, если вы узнали что-то новое и вам было интересно; желтый – если вы время провели зря на уроке.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

8.

Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание:

Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание.

Технологическая карта интегрированного  урока

математике и географии

Предмет: математика и география

 Класс: 6

Учебники: математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:, Просвещение«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.Свенцицкой

Тема урока:Координатный луч. Счет лет в истории.

Цель урока:познакомить с понятием  «лента времени» и «координатный луч» и научить осмысленно использовать эти понятия, создать условия для формирования новой учебной информации.

Задачи урока:

- образовательные:

а) познакомить с понятием  «лента времени» и научить осмысленно использовать эти понятия

б) сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам

в) актуализировать знания, полученные ранее по разделу «Жизнь первобытных людей»

г) актуализировать знания по теме «Координатный луч», «Единицы измерения».

- развивающие:

а) учить детей давать полный, развернутый ответ

- воспитательные:

а) осознание истории и математики как науки

б) воспитание бережного отношения ко времени, умение ценить свое и чужое время.

Результаты урока:

- предметные

а) знать что такое координатный луч икак  изображаются  числа на нем

б) знать единицы измерение времени

в) научиться работать с лентой времени

г)научиться осмысленно использовать понятия «до нашей эры», «наша эра»

- метапредметные

а) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

б) уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

в) уметь ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей деятельности на уроке

- личностные

Умение проявить уважение к другим людям  как неотъемлемое условие развития самоуважения

человека.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель Ребята,послушайте,какая тишина!

Это в школе начались уроки,мы не будем время тратить зря и приступим все к работе

приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся слушают учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Актуализация знаний

Организация устного опроса

Учитель географии. В обычной жизни и, особенно, на уроках географии пользуемся различными изображениями земной поверхности.

Вспомните: -какие существуют способы изображения поверхности Земли ? (слайды 2,3)

-Что такое план местности?

Что  такое географическая карта?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Работают устно

-(фотографии, карты, планы местности,…)

-чертеж небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.

- уменьшенное изображение земной поверхности или её частей на плоскости при помощи условных знаков.

- изображение на плоскости, использование условных знаков, в уменьшенном виде

Познавательные:ло-гические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Проблемная ситуация

-Вам предложены топографическая карта и план местности. Что общего на фрагментах?

Тема урока: Масштаб. (Слайд 4.)

-Что показывает масштаб?

-Прочитайте указанные масштабы.

-Назовите цели урока.

-Назовите виды масштаба?(Слайд 6-7)

- Переведите:

1) численный масштаб в именованный:

1:2 000

1:15 000 000

2) Именованный масштаб в численный:

В 1 см – 30 км

В 1 см – 500 м

3) Какой из масштабов крупнее?

-Указан масштаб, изображена одна и та же местность. (Атлас по географии 6 класс, стр. 3)

Называют масштабы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока. Определяют цель (вспомнить, что такое масштаб и его виды, научиться переводить масштаб из одного вида в другие, определять расстояния на географической карте и чертить план участка, предварительно выбрав масштаб).

Работают с изображениями земной поверхности в атласе.

Индивидуальная работа у доски с проверкой.

     

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель математики.

Масштаб и его виды рассматриваются и изучаются на уроках географии.

Почему же в учебнике математики предложена такая тема?

Что называется отношением двух чисел?

Что показывает отношение двух чисел?

 

Дайте математическое определение  понятию «масштаб».

Каким видом масштаба будем пользоваться и почему?

Задачи математического этапа урока:

- находить отношение двух чисел как другое название частного;

- научиться практическому применению отношения величин в географии.

Устная работа:

- что показывает отношение 1:100? 1000:1?

Проблемная задача:

Найдите ошибку в решении задачи.

Учитель (сам решает)

Длина шага малыша  25 см, а взрослого 5 дм. Найдем отношение длины малыша к длине шага взрослого.

бббб

Составим отношение – 25:5. Длина шага малыша в 5 раз длиннее. Правда ли это?

Решение задач

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Масштаб – это отношение.

 А отношение – одно из понятий математики.

-отношение двух чисел – частное

- во сколько раз одно число больше другого или какую часть одно число составляет от другого.

Масштаб – отношение длины отрезка к длине соответствующего отрезка на местности, т.е. показывает, во сколько раз одно число больше другого или какую часть одно число составляет от другого.

-численным  т.к записывается дробью и показывает во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Формулируют задачи урока

Учащиеся участвуют в беседе.

Учащиеся в парах обсуждают и выполняют решение предложенной задачи. Дают обоснованный ответ: (нет, потому что использованные величины выражены в разных единицах измерения.)

Учащиеся совместно с учителем решают задач. Решение записыва-ют в тетради Проверка с

использованием слайда 12,13,15,16

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5.

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнем.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Работа с учебником  

Решение практических задач в группах с проверкой у доски

1 группа                                                     2 группа

Расстояние между Черняево и     Расстояние между школой

Переяславкой 35км,а на карте     и остановкой в с.Киинск

3.5см.                                             12км, а на плане 3см.            

Определите масштаб карты       Определите  масштаб плана

 

Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Учащиеся открывают учебник стр 124(определение)

Решают задачи по карточкам

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах с использованием маршрутных карт Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.

Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы  класса в целом.

Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
– Оцените работу класса на уроке.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Этап подведения итогов и  рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас у каждого на парте цветные круги (желтый и белый). Уходя с урока возьмите один из них и прикрепите на ободок часов: белый – если вы цените свое и чужое время, если сегодняшний урок прошел не зря, если вы узнали что-то новое и вам было интересно; желтый – если вы время провели зря на уроке.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

8.

Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание: У.№ 476., 484 и 490(а)(опережающее)

Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...