Урок по теме "Дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Предмет: математика
Класс 5
Учебники: математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина - М.: Просвещение, 2018.
Тема урока: Что такое дробь.
Цель урока: Показать необходимость введения обыкновенных дробей, сформировать умение записывать и читать дроби, называть числитель и знаменатель дроби, видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации, приводить примеры из повседневной жизни.
Задачи урока:
- образовательные:
а) познакомить с понятием «обыкновенная дробь», уметь объяснить смысл этого понятия;
б) уметь раскрывать смысл понятий «числитель» и «знаменатель»;
в)выработать умение читать и записывать обыкновенные дроби.
- развивающие:
а) создать условия для развития внимания, воображения;
б) вести работу по развитию математической речи, логического мышления;
в) формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы.
- воспитательные:
а) содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать свое мнение:
б) воспитание интереса к урокам математики.
Результаты урока:
- предметные
а) научиться называть числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенные дроби;
б) научиться осмысленно использовать эти понятия.
- метапредметные
а) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
б) уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
в) уметь организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
в) уметь ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей деятельности на уроке
- личностные
а) умение проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека.;
б) формирование навыков выполнения творческого задания.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы на уроке: фронтальная беседа с учащимися; работа с рабочей тетрадью на печатной основе; работа с учебником; работа у доски и в тетрадях.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. «Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки, мы не будем время тратить зря и приступим все к работе. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам».
«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени». (Слайд 4). | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся слушают учителя и выполняют его команду. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 | Актуализация знаний | Организация устного счета 85:5, 36:12, 13*2, 36 – 13 ,17+12 Х*2= 12, у: 6=12, а- 8=12 17 – в =16, с +23=48 Давайте вспомним, как найти неизвестный • множитель, • делимое, • уменьшаемое, • вычитаемое, • слагаемое? Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены уравнения? | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Работают устно по цепочке Записывают результат на доске Проверяют решённые у доски уравнения. Х=12*2,х=24 у=12*6,у=72 а=12+8,а=20, в=17-16,в=1 с=48-23,с=25 Делают выводы о правильности решения. Вспоминают правила, как найти неизвестные множитель, делимое, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое. | познавательные: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; развитие умения применять полученные знания при решении уравнений; коммуникативные: - формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать, отстаивать своё мнение, признавать свои ошибки Регулятивные: учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3. | Открытие темы (этап выявления места и причины затруднения) | Молодцы, ребята! Уравнения действительно решены верно. Садитесь. Итак, сколько человек у вас в классе? Сколько из них девочек? А мальчиков? Отвечая на эти вопросы, какие числа мы используем? Какие числа называются натуральными? Правильно! А с помощью каких цифр можно записать натуральное число? А ноль является натуральным числом? Назовите число, следующее за числом 99. Назовите число, предшествующее числу 300. Какие действия полностью выполняются с натуральными числами? А можно ли 5:6? Учитель Один из разделов математики считался самым трудным в средние века, и, люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами. Но для того, чтобы узнать название этого раздела и тему сегодняшнего урока, мы посмотрим с вами мультфильм Молодцы, ребята! А теперь давайте решим одну задачу. Вы все, наверное, видели мультфильм и слышали сказку с такими словами: Мы делили апельсин, Много нас, а он один! Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Это долька для котят, Эта долька для утят… Давайте поможем нашим героям его разделить. Я сейчас повторю, а вы посчитайте, сколько животных хотят его съесть. Повторяет стихотворение. | Отвечают на вопросы учителя. 19чел 9чел,10чел, Натуральные Применяются при счете предметов 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, Нет 100 299 Сложение и умножение нет Самостоятельно находят ответ на поставленный вопрос,
Четверо! А как же так? Ведь апельсин у нас один! И что мы будем делать? | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме . Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. . |
4. | Применение знаний и умений в новой ситуации | Учитель О каком действии говорится в сказке? Ключевое слово при делении? Какой вывод? Какие цели сегодня на уроке? Проводит фронтальный опрос Ведется работа с помощью набора для магнитной доски «Доли и дроби»). Учитель Сколько взяли апельсин? Давайте поделим апельсин на 4 Что сделали с апельсином? Правильно! Что получили звери? Какую? Разделим круг на 3 части,6, 8? Что получаем при делении целого на равные части, Учитель Что такое доли? От чего зависит название доли? Приведите примеры когда вы встречались с долями Работа с учебником стр 158-159 | Деление дольки Ученики: Кроме натуральных чисел есть и другие числа. Формулируют тему урока. Ученики записывают тему урока в тетради Ученики: Познакомиться с новым разделом математики. Что такое доля? Как они получаются и где применяются Какие названия имеют доли? Как они возникли? А чтобы это узнать надо внимательно слушать и хорошо потрудиться. 1 Разделили на 4 равные части Учащиеся делают вывод. Одну дольку, одну четвертую Доли Равные части целого От того насколько равных частей разделили целое. Ребята сами приводят примеры Работа в парах(задают друг другу вопросыпо тексту в учебнике | Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: самоопределение. |
5. | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнем. А теперь, ребята ,встать, Руки медленно поднять Пальцы сжать, потом разжать Руки вниз и так стоять Наклонитесь влево, вправо И беритесь вновь за дело | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Продолжают работу в парах и у доски с самопроверкой №606-609 Работа в группах (3 группы по 6 чел) 1 группа №604(а), 605 (круг) 2 группа №604(б) 605 (квадрат со стороной 4 3 группа №604(в) 605 (квадрат со стороной 6) | ||
7. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы класса в целом. Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему? Этап подведения итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас у каждого на парте цветные круги (желтый и белый). Уходя с урока возьмите один из них и прикрепите на ободок часов: белый – если вы цените свое и чужое время, если сегодняшний урок прошел не зря, если вы узнали что-то новое и вам было интересно; желтый – если вы время провели зря на уроке. | Учащиеся высказывают свои мнения. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
8. | Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию Домашнее задание: | Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание. |
Технологическая карта интегрированного урока
математике и географии
Предмет: математика и география
Класс: 6
Учебники: математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:, Просвещение«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.Свенцицкой
Тема урока:Координатный луч. Счет лет в истории.
Цель урока:познакомить с понятием «лента времени» и «координатный луч» и научить осмысленно использовать эти понятия, создать условия для формирования новой учебной информации.
Задачи урока:
- образовательные:
а) познакомить с понятием «лента времени» и научить осмысленно использовать эти понятия
б) сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам
в) актуализировать знания, полученные ранее по разделу «Жизнь первобытных людей»
г) актуализировать знания по теме «Координатный луч», «Единицы измерения».
- развивающие:
а) учить детей давать полный, развернутый ответ
- воспитательные:
а) осознание истории и математики как науки
б) воспитание бережного отношения ко времени, умение ценить свое и чужое время.
Результаты урока:
- предметные
а) знать что такое координатный луч икак изображаются числа на нем
б) знать единицы измерение времени
в) научиться работать с лентой времени
г)научиться осмысленно использовать понятия «до нашей эры», «наша эра»
- метапредметные
а) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
б) уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
в) уметь ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей деятельности на уроке
- личностные
Умение проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения
человека.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель Ребята,послушайте,какая тишина! Это в школе начались уроки,мы не будем время тратить зря и приступим все к работе приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся слушают учителя | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 | Актуализация знаний | Организация устного опроса Учитель географии. В обычной жизни и, особенно, на уроках географии пользуемся различными изображениями земной поверхности. Вспомните: -какие существуют способы изображения поверхности Земли ? (слайды 2,3) -Что такое план местности? Что такое географическая карта? | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Работают устно -(фотографии, карты, планы местности,…) -чертеж небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков. - уменьшенное изображение земной поверхности или её частей на плоскости при помощи условных знаков. - изображение на плоскости, использование условных знаков, в уменьшенном виде | Познавательные:ло-гические- анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Проблемная ситуация -Вам предложены топографическая карта и план местности. Что общего на фрагментах? Тема урока: Масштаб. (Слайд 4.) -Что показывает масштаб? -Прочитайте указанные масштабы. -Назовите цели урока. -Назовите виды масштаба?(Слайд 6-7) - Переведите: 1) численный масштаб в именованный: 1:2 000 1:15 000 000 2) Именованный масштаб в численный: В 1 см – 30 км В 1 см – 500 м 3) Какой из масштабов крупнее? | -Указан масштаб, изображена одна и та же местность. (Атлас по географии 6 класс, стр. 3) Называют масштабы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока. Определяют цель (вспомнить, что такое масштаб и его виды, научиться переводить масштаб из одного вида в другие, определять расстояния на географической карте и чертить план участка, предварительно выбрав масштаб). Работают с изображениями земной поверхности в атласе. Индивидуальная работа у доски с проверкой.
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | ||
4 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Учитель математики. Масштаб и его виды рассматриваются и изучаются на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема? Что называется отношением двух чисел? Что показывает отношение двух чисел?
Дайте математическое определение понятию «масштаб». Каким видом масштаба будем пользоваться и почему? Задачи математического этапа урока: - находить отношение двух чисел как другое название частного; - научиться практическому применению отношения величин в географии. Устная работа: - что показывает отношение 1:100? 1000:1? Проблемная задача: Найдите ошибку в решении задачи. Учитель (сам решает) Длина шага малыша 25 см, а взрослого 5 дм. Найдем отношение длины малыша к длине шага взрослого. бббб Составим отношение – 25:5. Длина шага малыша в 5 раз длиннее. Правда ли это? Решение задач | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Масштаб – это отношение. А отношение – одно из понятий математики. -отношение двух чисел – частное - во сколько раз одно число больше другого или какую часть одно число составляет от другого. Масштаб – отношение длины отрезка к длине соответствующего отрезка на местности, т.е. показывает, во сколько раз одно число больше другого или какую часть одно число составляет от другого. -численным т.к записывается дробью и показывает во сколько раз уменьшается расстояние на карте Формулируют задачи урока Учащиеся участвуют в беседе. Учащиеся в парах обсуждают и выполняют решение предложенной задачи. Дают обоснованный ответ: (нет, потому что использованные величины выражены в разных единицах измерения.) Учащиеся совместно с учителем решают задач. Решение записыва-ют в тетради Проверка с использованием слайда 12,13,15,16 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | ||
5. | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнем. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |||
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Работа с учебником Решение практических задач в группах с проверкой у доски 1 группа 2 группа Расстояние между Черняево и Расстояние между школой Переяславкой 35км,а на карте и остановкой в с.Киинск 3.5см. 12км, а на плане 3см. Определите масштаб карты Определите масштаб плана
Самостоятельная работа с проверкой на уроке. | Учащиеся открывают учебник стр 124(определение) Решают задачи по карточкам Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах с использованием маршрутных карт Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы. Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | ||
7. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы класса в целом. Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему? Этап подведения итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас у каждого на парте цветные круги (желтый и белый). Уходя с урока возьмите один из них и прикрепите на ободок часов: белый – если вы цените свое и чужое время, если сегодняшний урок прошел не зря, если вы узнали что-то новое и вам было интересно; желтый – если вы время провели зря на уроке. | Учащиеся высказывают свои мнения. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. | ||
8. | Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию Домашнее задание: У.№ 476., 484 и 490(а)(опережающее) | Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...