«Взаимосвязь физики и математики в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка по математике

Слюсарь Екатерина Николаевна

Современное образование   динамично развивается и не стоит на месте. В соответствии с требованиями ФГОС при проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей.  Нужно помнить, что реализация в процессе обучения межпредметных связей облегчает школьникам понимание нового материала, повышает эффективность учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

             «Взаимосвязь физики и математики в условиях  реализации ФГОС"

                                                                       «Книга природы написана на языке математики».

                                                                                              Галилео Галилей

Современное образование   динамично развивается и не стоит на месте. В соответствии с требованиями ФГОС при проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей.  Нужно помнить, что реализация в процессе обучения межпредметных связей облегчает школьникам понимание нового материала, повышает эффективность учебного процесса.

   Математика и физика обычно считаются наиболее трудными школьными предметами, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Задачи с физическим содержанием присутствуют в КИМ-ах  для проведения государственной итоговой аттестации по математике. Как правило они вызывают трудности у всех учащихся и  происходит это по следующим причинам:

1)   учащиеся, которые готовятся к ЕГЭ по физике, видя физическую  задачу на экзамене по математике, пытаются  глубоко вникнуть в физические процессы, которые рассматриваются в данной задаче и только больше запутываются и теряют драгоценное время.

2)   учащиеся, которые не собираются сдавать ЕГЭ по физике или не понимают её, видя физическую задачу, просто пугаются и пропускают.

3)  в задачах используются формулы, которые не проходят в школьном курсе физики.

  Все это говорит о том, что в процессе обучения учителями слабо рассматривается интеграция математики и физики.

   Учителям физики  необходимо помнить,  что непонимание школьниками какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу часто связаны с отсутствием  математических знаний или  неумением школьников применить их в новой измененной ситуации. Таким образом для повышения качества преподавания предмета  учителям физики  необходимо знать содержание школьного курса математики, принятую в нем терминологию и трактовку материала, чтобы обеспечить на уроках общий «математический язык».

      Взаимодействие учителей физики и математики при проведении уроков уже необходимо осуществлять при обучении  математики  в 5- 6 классах.   Именно в этот период   активно изучается понятие о числе - одно из первых математических понятий, с которым приходится встречаться при знакомстве с физикой. Учащиеся должны хорошо разбираться, как правильно записывать число, уметь работать с обыкновенными и десятичными дробями, округлять числа.

   В курсе математики 5-6 класса закрепляется у учащихся умения, которые необходимы для успешного изучении физики- это умение учащихся переводить единицы измерения физических величин (длины, массы, объема, времени),  умение работать с формулами ( площади, расстояния, объема), учащиеся изучают понятия  прямо пропорциональная  и обратно пропорциональная зависимость между физическими величинами.

   При изучении математики в 6 классе учащиеся изучают « координатную плоскость»,  и  учатся читать графики ( получать и анализировать информацию представленную в виде графика), поэтому для осуществления межпредметных связей между двумя дисциплинами необходимо учителям  физики и математики совместно подбирать учебный материал  для проведения уроков по данной теме.

  Успешность решения задач на равномерное движение, на  вычисление средней скорости движения также закладывается в курсе математики 5-6 класса. Таким образом  при проведении интегрированных уроков физики и математики имеет место уже показать учащимся оформление  решения задач, как требуется на уроках физики.

   Для успешного решения задач по физики требуется умение  выводить  формулы вычисления физических величин из одной или нескольких формул, устанавливать зависимость между физическими величинами. Данные умения начинают формироваться у учащихся  при изучении алгебры  в 7 классе.  Изучается   понятие функциональной зависимости между величинами, преобразование алгебраических выражений.

   Особое внимание в физике уделяется понятиям «вектор» и «векторная величина», которые особенно часто приходится применять при решении задач по механике.      Учителям физики  необходимо учитывать, что понятие вектора изучается в курсе геометрии 8-9 класса.  Поэтому в процессе преподавания физики в 7 классе при изучении физических величин таких как, как « скорость» и «сила» имеет место  пригласить учителя математики  с целью проведения интегрированных уроков  и совместно ввести данные понятия.

Таким образом использование в преподавании  межпредметных связей  между курсами  физики и математики   начиная с 5 класса существенно повысит качество преподавания  физики и математики, а также учителям математики  поможет повысит процент выполнения заданий физического содержания учащимися при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс (ФГОС) Кадымиковой С.Н.. учителя математики, физики.

Рабочая программа учебного курса «Математика 5 класс» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года ...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.docx...

Формирование устойчивого восприятия взаимосвязи физики и медицины у студентов первого курса медицинского колледжа на уроках физики

Как известно, курс физики является неотъемлемой составляющей обучения студентов медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело». Блок Физики тесно взаимосвязан с медициной. В нас...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Реализация образовательных программ и технологий имеет весомое значение для конструировании уроков физики и математки в контексте ФГОС. Обучающие программы представляют практически безграничные возмож...

Взаимосвязь физики и физической культуры. Расчет средней скорости и совершенной работы в различных спортивных упражнениях.

Данный материал содержит план-конспект по интегрированному уроку по физической культуре и физике. Основной задачей данного урока является понимание того, как могут быть связаны между собой физика и фи...

СТАТЬЯ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Залогом достаточно высокого уровня формирования основных психических процессов (мышления, памяти, внимания), познавательных интересов и активности ребенка является правильно организованный процесс раз...