«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
презентация к уроку по физике (7, 8, 9 класс)

Джураева Шаходат Шадмановна

Реализация образовательных программ и технологий имеет весомое значение для конструировании уроков физики и математки в контексте ФГОС. Обучающие программы представляют практически безграничные возможности, как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного стандарта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС» Презентация подготовлена учителем физики ГБОУ школы № 561 Джураевой Ш.Ш.

Слайд 2

ОСОБЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Слайд 3

ПОСТАВЛЕННАЯ ЗАДАЧА ТРЕБУЕТ: внедрение в современную школу системно деятельностного подхода к организации образовательного процесса связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт также изменяются и технологии обучения .

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ? • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Слайд 5

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Слайд 6

УХОД ОТ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛЯЕТ: устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости: от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Слайд 7

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ТЕХНОЛОГИИ: v Информационно – коммуникационная технология v Технология развития критического мышления v Проектная технология v Технология развивающего обучения v Здоровьесберегающие технологии v Технология проблемного обучения v Игровые технологии v Модульная технология v Технология мастерских

Слайд 8

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ТЕХНОЛОГИИ: v Кейс – технология v Технология интегрированного обучения v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v Групповые технологии. v Традиционные технологии (классно-урочная система)

Слайд 9

1.ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ: В процессе преподавания математики и физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые направления можно представить в виде следующих основных блоков: мультимедийные сценарии уроков; проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн тесты).

Слайд 10

2. ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 11

2. ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Слайд 12

2. ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Слайд 13

ПРИМЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КЕЙСА ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ» В 8- КЛАССЕ: Инструкция. Прочитайте, пожалуйста, текст информационного «кейса». На основании полученной информации необходимо составить краткую научную «исследовательскую» программу. Цель – выяснить причины произошедшего события, установить возможные закономерности, предложить направление дальнейших исследований. 1. Сформулировать цель научного исследования. 2. К какой области научного знания может относиться анализ этого факта? 3. Сформулировать вопросы, на которые надо ответить в ходе исследования (не менее трех вопросов, можно больше). 4. Сформулировать основную гипотезу (научное предположение, требующее подтверждения), которую необходимо проверить. 5. Сформулировать положение, которое необходимо опровергнуть (антитезис, антигипотеза). 6. Определить методы научного исследования. 7. Какие имеющиеся знания (законы, теории) могут пригодиться в данном исследовании? 8. Какое оборудование необходимо для проведения исследования? 9. Указать примерный состав группы учёных-исследователей по количеству и специализациям. Представьте это в виде кластера с указанием функциональных обязанностей. 10. Предложить вариант названия научной статьи для журнала с публикацией полученных данных.

Слайд 14

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ ) Уроки с технологией ТРИЗ имеют возможность: развивать и поддерживать интерес к математике развивать желание заниматься ею приобретать новые знания по этому предмету способствуют развитию личности, её мыслительной деятельности, высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое. Примеры: Блок 1.Мотивация.

Слайд 15

ПРИМЕРЫ ТРИЗ ПО ТЕМЕ: «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 10, НА 5 И НА 2» В 6-КЛАССЕ Мама принесла домой несколько мешочков с конфетами, в которых было по 5 конфет. Вопрос: Может ли быть что мама принесла 15, 22, 31 или 45 конфет? 15 22 31 45 Проверить Как максимально быстро узнать делится ли разность (32145 – 12343) на 2: 1) вычесть второе число из первого и попытаться разделить на 2; Да. Нет. 2) проверить, делятся ли крайние правые цифры (5 и 3) на 2 ; Да. Нет. 3) найти разность последних цифр (5 - 3) и выяснить четная она или нет; Да. Нет. 4) попытаться разделить на 2 каждое число по отдельности; Да. Нет.

Слайд 16

ПРИМЕРЫ ТРИЗ ПО ТЕМЕ: «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 9 И НА 3» В 6-КЛАССЕ ПРОВЕРЬ, ТАК ЛИ ЭТО?!

Слайд 17

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) Числа и числовые головоломки несут в себе внутреннюю гармонию и красоту. Большинство головоломок построены на знакомых понятиях (сложение, вычетание, умножение и т. д.) Для решения необходимо терпение, системный, логический подход и способность оценивать возможные подходящие варианты. Умение распознавать и анализировать числовые структуры можно развивать и применять на практике каждый день, на каждом уроке.

Слайд 18

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения .

Слайд 19

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ: Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально-нравственные ориентации. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития. Стабильность здоровья учащихся. Удовлетворённость учителя своей работой.

Слайд 20

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ В учебном занятии по физике по технологии модерации существует пять последовательных фаз. Эмоциональные разрядки рекомендуется проводить между интерактивной лекцией и проработкой содержания учебного материала. Интерактивная лекция, или как ее еще называют — мини-лекция, должна длиться не более 10–15 мин. Один из вариантов введения интерактива в лекционное изложение - это проведение беседы по ходу рассказа.

Слайд 21

ОСНОВА ИНТЕРАКТИВА — ЭТО НАЛИЧИЕ БЫСТРОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ на этапе интерактивной лекции на уроках математики и физики максимально использую: приемы активного слушания, как инсерт, таблицы Донны Огл, трехчастный дневник бортовой журнал.

Слайд 22

ПРИЕМ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ, КАК ИНСЕРТ осуществляется в несколько этапов. На 1-м этапе предлагаю систему маркировки текста, чтобы разделить заключенную в ней информацию следующим образом: «галочкой» помечается то, что уже известно; знаком «минус» — то, что противоречит представлениям учеников; знаком «плюс» — то, что является интересным и неожиданным; «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. На 2-м этапе в ходе мини-лекции ученики вписывают ее фрагменты в определенные графы с соответствующим значком. На 3-м этапе происходит последовательное обсуждение содержания каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Слайд 23

ТАБЛИЦА ДОННЫ ОГЛ На уроках математики и физики метод «Знаю — Хочу знать — Узнал» может быть дополнена графами: используемые источники информации и предполагаемые. Такая таблица используется для развития умения самостоятельно определять направления в работе с информацией. Могут быть модификации: электронные файлы с соответствующими названиями, отдельные листы на доске-флипчарте и др. Могут быть и модификации стратегии (при чтении текста дается инструкция заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) — Узнал — Осталось непонятным»).

Слайд 24

«ТРЕХЧАСТНЫЕ ДНЕВНИКИ» (АВТОР ЧЕРИЛ ФОРБС) Фиксация идей, цитат, формул Комментарий …………………………………….. ………………………………………… Мои собственные размышления по теме ……………………………………………….. Письмо к учителю …………………………………………………………….. В разделе «Фиксация идей, цитат, формул» записываются фрагменты мини-лекции, основные формулы, алгоритм решения задач, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление в разделе «Комментарий» — объяснение причин (Что заставило меня обратить внимание на эту идею, или записать именно эту формулу? Какой вопрос возник в связи с этим?), по которым фрагмент мини-лекции заинтересовал ученика. В письме к учителю может быть представлена информация о накопившихся вопросах, формулировка особо актуальных проблем, задач, интересующих обучающихся.

Слайд 25

МЕТОД « БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» Ключевые понятия, формулы Рисунки, схемы, примеры

Слайд 26

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОЗВОЛЯЕТ МАТЕРИАЛИЗОВАТЬ ХОД ОБУЧЕНИЯ пути визуализации: использование элементов цветового кодирования; древо — структурирование сведений, в результате которого отображается иерархия набора данных, где элементы являются родительскими или дочерними (корни, ветви, плоды). Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки; интеллект-карта (известная также как диаграмма связей, карта мыслей, или ассоциативная карта) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Удобная техника альтернативной записи; алгоритм — точное пошаговое предписание совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели;

Слайд 27

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОЗВОЛЯЕТ МАТЕРИАЛИЗОВАТЬ ХОД ОБУЧЕНИЯ модель — образ или прообраз (образец) какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели); график, диаграмма; фрейм — способ представления знаний в искусственном интеллекте в виде схемы действий в реальной ситуации. Продуктивно использовать его на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов; смысловое поле — метод, служащий для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить таблицу с предложенными блоками вопросов; кластер — это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Слайд 28

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ 1.Технология модерации при проведении урока позволяет учитывать потребности и ожидания самих учеников, что делает образовательный процесс желанным и понятным для них. 2. На уроке по технологии модерации каждый обучающийся несет ответственность, как за результаты своей индивидуальной учебной деятельности, так и за результаты работы малой группы, в которую входит, что способствует мотивации на достижение успеха, развитию лидерских и командных качеств.

Слайд 29

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НЕ ТОЛЬКО ОБЕСПЕЧИВАЕТ НАГЛЯДНОСТЬ, НО И РАЗВИВАЕТ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОМОГАЕТ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. 4. НА ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ОСМЫСЛЕНИЮ И ЯСНОМУ ПОНИМАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ОПРЕДЕЛЯЕТ АКТИВНЫЙ СТАТУС НОВЫХ ЗНАНИЙ, Т. Е. ОБЕСПЕЧИВАЕТ ГОТОВНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.

Дьячкова Надежда Львовна,  учитель физикиГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи Выборгского  района  Санкт-Петербурга  На современном этапе в области образования...

«Реализация образовательных технологий на уроках физики»

Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к про­фессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и пра...

Доклад на тему: "Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики"

Доклад на тему: "Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики"...

Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики

Модернизация системы образования невозможна без новых идей,подходов, современных образовательных технологий....

Современные образовательные технологии при проведении уроков физики

Основной задачей для учителя становится поиск такой технологии, которая отвечала бы принципам наибольшей степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимися, а также интенсивности...

Современные образовательные технологии при проведении уроков физики

современные образовательные технологии,  используемые мною на уроках...

СТАТЬЯ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Залогом достаточно высокого уровня формирования основных психических процессов (мышления, памяти, внимания), познавательных интересов и активности ребенка является правильно организованный процесс раз...