Рабочая программа элективного курса по химии «Решение нестандартных задач по химии» для 11 класса
элективный курс по химии (11 класс)
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение нестандартных задач по химии» для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение нестандартных задач по химии»
для 11 класса
на 202_– 202_ учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение нестандартных задач по химии» для 11 класса разработана на основе примерной программы по химии и авторской программы по химии О.С. Габриелян для среднего общего образования.
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение химических задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.
Элективный курс выполняет следующие функции:
- развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
- позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели элективного курса:
- воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
- закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи элективного курса:
- учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
- способы решения различных типов задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи различных типов;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
- работать самостоятельно и в группе;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
- владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Формы контроля:
- классные и домашние контрольные работы
- самостоятельные работы;
- зачеты;
Место предмета в учебном плане ОУ
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• основным принципам отношения к живой и неживой природе;
• применять умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• экологически грамотному поведению в окружающей среде;
• расширять познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой и неживой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
• овладеть составляющими исследовательской деятельности,
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
• уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих; Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы и в открытом информационном пространстве;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Обучающиеся получат возможность:
• работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
• уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность:
• владеть монологической и диалогической формами речи;
• формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
• записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу.
• приемам решения химических задач
; • использовать теоретические знания предмета химия для решения повседневных задач;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Основные типы расчётных задач по химии (1ч)
Основные химические и физические величины: масса и объём вещества, относительные атомная и молекулярная массы, плотность, относительная плотность, массовая и объёмная доли веществ в смеси, массовая и объёмная доли веществ в растворе, массовая и объёмная доли веществ выхода от теоретически возможного.
Тема 2.Расчёты по химическим формулам (1ч)
Основные понятия и законы химии. Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Число структурных единиц. Молярный объем газа. Относительная плотность газа. Массовая доля элемента. Массовая доля вещества. Мольная доля вещества. Средняя молекулярная масса смеси газов. Массовая доля газов в газовой смеси. Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа, массовая доля) и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси. Определение состава газовых смесей.
Тема 3. Растворы (1ч)
Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Изменение концентрации растворенного вещества в растворе. Смешивание двух растворов одного вещества с целью получения раствора новой концентрации. Расчеты концентрации раствора, полученного при смешивании, правило «креста».
Тема 4. Определение массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) одного из реагирующих веществ (1ч)
Определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания или по объему, плотности и массовой доле растворенного вещества в растворе. Проведение химической реакции и расчет по уравнению этой реакции. Взвешивание продукта реакции и объяснение отличия полученного практического результата от расчетного.
Тема 5. Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного (2ч)
Решение задач на определение массы или объема продукта реакции и его выхода в процентах от теоретически возможного.
Тема 6. Расчет примесей в реагирующих веществах (1 ч)
Массовая и объёмная доли примесей Определение массы и объёма продуктов реакции, если одно вещество дано с примесями.
Тема 7. Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке (2 ч)
Решение задач на определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.
Тема 8. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (1ч)
Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект реакции.
Тема 9. Задачи с использованием газовых законов (1 ч)
Определение относительной плотности газа. Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева- Клапейрона. Объемные отношения газов при химических реакциях. Смеси газов. Молярная масса газовой смеси. Объемная и массовая доля газа в смеси.
Тема 10. Вывод формул химических соединений различными способами (3ч)
Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его паров и массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания. Решение задач на вывод формулы вещества на 6 основании общей формулы гомологического ряда органических соединений.
Тема 11. Решение задач алгебраическим способом (1 ч)
Использование пропорции при решении химических задач. Применение системы уравнений при решении задач.
Тема 12.Решение комбинированных задач.(1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п / п | Названия тем | Кол-во часов | Дата |
Тема 1. Основные типы расчётных задач по химии (1 ч) | |||
1 | Алгоритм решения задач. Основные химические и физические величины. Нахождение молекулярной массы веществ. Расчёт массовой доли элемента в веществе. | 1 | |
Тема 2. Расчёты по химическим формулам (1ч) | |||
2 | Количество вещества. Молярная масса и объём. Массовая доля элемента. Относительная плотность газов. | 1 | |
Тема 3. Растворы (2ч) | |||
3 | Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрации. | 1 | |
4 | Задачи на смешивание растворов. Объёмная доля растворённого вещества. Правило «креста». | 1 | |
Тема 4. Определение массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) одного из реагирующих веществ (1ч) | |||
5 | Определение массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) одного из реагирующих веществ | 1 | |
Тема 5. Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного (2ч) | |||
6 | Расчёт массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | |
7 | Расчёт объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | |
Тема 6. Расчёт примесей в реагирующих веществах (1ч) | |||
8 | Массовая и объёмная доли примесей Определение массы и объёма продуктов реакции, если одно вещество дано с примесями. | 1 | |
Тема 7. Определение массы (объёма) продуктов реакции по известной массе (объёму) реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке (2ч) | |||
9 | Определение массы продуктов реакции по известной массе реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке | 1 | |
10 | Определение объёма продуктов реакции по известной объёму реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке. | 1 | |
Тема 8. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (1) | |||
11 | Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект реакции. | 1 | |
Тема 9. Задачи с использованием газовых законов (1ч) | |||
12 | Закон Авогадро, законы Гей-Люссака и Бойля Мариотта. Законы кратных отношений. Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях | 1 | |
Тема 10. Решение задач алгебраическим способом (1ч) | |||
13 | Решение задач алгебраическим способом | 1 | |
Тема 11. Вывод формул химических соединений различными способами (3ч) | |||
14 | Решение задач на выведение формулы вещества по процентному составу вещества. | 1 | |
15 | Решение задач на выведение формулы вещества по процентному составу вещества и его плотности. | 1 | |
16 | Решение задач на выведение формулы вещества по продуктам сгорания вещества. | 1 | |
Тема 12.Решение комбинированных задач.(1ч) | |||
17 | Решение комбинированных задач. | 1 | |
Итого | 17 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Лидин, Р.А. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие / Р.А. Лидин, В.А. Молочко – М.: Дрофа, 2001. – 576 с.
- Габриелян, О.С. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 400 с.
- Габриелян, О.С. Органическая химия: задачи и упражнения Учеб. Пособие / О.С. Габриелян, С.Ю.Пономарева – М.: Просвещение, 2006.
- Иванова, Р.Г. Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11 класс / Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. – М..:, Просвещение, 2004.
- Иванова, Р.И. «Контроль знаний учащихся по химии 10-11 класса / Р.И. Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко – М.: Дрофа, 2006.
- Павлова, Н.С. Дидактические карточки-задания по химии 10 класс – М.: Экзамен, 2006.
- Конторольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
- Новошинский, Н.Н. Типы химических задач и способы их решения – М.: «Оникс 21 век», 2005.
- Конторольно-измерительные материалы. Химия: 11 класс / Сост. В.А. Болотов – М.: Просвещение, 2009.
- Каверина, А.А Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ – М.: Интеллект - Центр, 2005.
- Гольдфарб, Я.Л., Ходаков, Ю.В., Додонов, Ю.В. Химия. Задачник. 8-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2005
- Савин, Г.А. Олимпиадные задания по неорганической химии. 9-10 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)
Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...

Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса»
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса».Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач ...

Рабочая программа элективного курса по физике "Решение нестандартных задач по физике"
quot;Решение нестандартных задач по физике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс
Курс рассчитан на учащихся 9 классов школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...