Система оценивания в школе
материал по математике

Логвинова Ирина Алексеевна

Выступление на региональном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_seminar.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный семинар

Математика

в системе оценивания проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в рамках сетевого взаимодействия 

Логвинова Ирина Алексеевна

Учитель математики МБОУ «Хохольский лицей»

2018 год

Добрый день, дорогие коллеги! Моя миссия – внести дополнения ко всему услышанному и увиденному Вами сегодня через призму математики «царицы наук». Совершенно очевидно, что система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся занимает особое место в педагогических технологиях для  достижения Требований стандартов. Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения и воспитания, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

В связи с понятием «оценка» мне вспоминаются слова известных ученых Фишмана И.С. и Голуб Г.Б. о том, что ученика можно сравнить с растением, а «внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. При этом существует масса вариантов оценивания, которые удовлетворяют потребностям учителей и учеников.

Мне хочется рассказать, как в нашем лицее в рамках темы сегодняшнего семинара учителями математики разрабатывались и апробировались оценочные таблицы, которые можно адаптировать и применять на всех предметах образовательного процесса, индивидуальном проектировании и во внеурочной деятельности.  Сегодня мои коллеги показали вам результаты своих усилий. Хочу коротко остановиться на рейтинго-бальной системе оценки качества знаний.

В начале четверти каждый ученик получает рейтинговые листы (приложения 1,2). На каждом уроке ребёнок имеет возможность набрать определённое количество баллов за домашнее задание, устные ответы на уроке, работу у доски, выполнение творческих заданий, проектную деятельность и т.д. После введения данной системы оценивания мной был отмечено повышение активности детей на уроках, здоровое соперничество. Даже самые слабые дети активизируются и стремятся набирать баллы. Учащиеся видят, что оценка объективна и добросовестные учащиеся в более выгодном положении. Критерии оценивания согласую вместе с учениками. Памятка дается каждому ученику(Приложение 3). В рейтинговой системе ученик сам распределяет свои баллы.

Конечно, работы для учителя становится больше. Постоянный контроль за «честностью», подсчёт баллов, но я довольна результатами и считаю, что рейтинговая система оценивания знаний направлена на повышение уровня усвоения материала.

Разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время целостной системы оценки пока не существует. Мы используем интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере — в решении учебных задач. Один из таких методов — портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Таким образом,  складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:

  1. Листы наблюдений рейтингово-бальной системы, отражающие динамику образовательных  достижений  учащихся.
  2. Листы оценки выполнения проектной или исследовательской работы .
  3.  Фото видео материалы, отражающие  объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися.
  4.  Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса.
  5. Собственно проектные и исследовательские работы (после защиты на научно-практической конференции в апреле).

Все виды урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию всесторонне развитой личности, которое приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно.  Поэтому вопрос системы оценки качества проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной время в рамках сетевого взаимодействия в нашем лицее актуален и наработки планируем оставить и после окончания проекта «Лидер образования».

Приложение 1

Рейтинговый лист

Фамилия, имя, класс ___________________________________________________________________

№ п/п

Дата

Баллы

1

Присутствие на уроке

0,5

2

Домашнее задание

1-3

3

Устные ответы на уроке

1 -2

4

Своевременное выполнение требований учителя

1

5

Работа у доски

1-4

6

Дополнительные задания

1-2

7

Выполнение творческих заданий. Проектная деятельность

1-3

8

Самостоятельная, контрольная работа

1-3

Итог

Отметки за урок

5,5-6.5 баллов-«3»                         8,5-10 баллов- «4»                                                          От 15,5 баллов- «5»

Приложение 2

  1. Таблица успешности на уроке (общепредметная)

Основные показатели

Баллы

Уровни

Слушал, переписывал

1

Очень слабо

Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5

Слабо

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2

Посредственно

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

2,5

Удовлетворительно

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

3

Недостаточно хорошо

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

3,5

Хорошо

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

4

Очень хорошо

Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя

4,5

Отлично

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

5

Прекрасно

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения

5,5

Великолепно

Приложение 3

Критерии оценивания

Домашнее задание

Работа выполнена полностью, аккуратно

3

Допущены одна ошибка или есть два – три недочёта, неаккуратно

2

Допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

1

Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере

0

Работа отсутствует

-1

Устные ответы на уроке

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

2

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

1

Своевременное выполнение требований учителя

Наличие учебника, тетради, канцелярских принадлежностей

1

Работа у доски

полно раскрыто содержание материала; изложено грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнены рисунки, чертежи, графики; продемонстрировано знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

4

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя

3

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала

2

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

1

Выполнение творческих заданий. Проектная деятельность

Идея работы (проекта) оригинальная, яркая, неожиданная. Выполнена и представлена полностью.

3

Идею работы (проекта) помог сформулировать учитель.

2

Идея работы (проекта)  воплощена частично

1

Самостоятельная, контрольная работа

работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

3

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках

2

допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.

В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...

Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"

Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...

Статья "Система оценивания в МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа №2» в условиях перехода на ФГОС"

Данная статья опубликована в журнале "ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ", №3 (32), 2013 г.Над обновлением системы оценивания обра­зовательных достижений наш коллектив работает 12 лет. Начинали внедрять ...

План работы творческой группы «Система оценивания как механизм управления качеством образования в начальной и основной школе»

Цель работы ТГ: Создать эффективную систему оценки планируемых результатов учащихся повышения качества образования на этапе введения ФГОС.Задачи:1....

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

Анкета для учащихся «Система оценивания в школе»

Данная анкета  разработана для опроса учащихся с 5 по 11 класс. Анкета проводится анонимно. Результаты анкетирования можно использовать для выступления на педагогическом совете по теме, связ...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...