Система оценивания в школе
материал по математике
Предварительный просмотр:
Региональный семинар
Математика
в системе оценивания проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в рамках сетевого взаимодействия
Логвинова Ирина Алексеевна
Учитель математики МБОУ «Хохольский лицей»
2018 год
Добрый день, дорогие коллеги! Моя миссия – внести дополнения ко всему услышанному и увиденному Вами сегодня через призму математики «царицы наук». Совершенно очевидно, что система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся занимает особое место в педагогических технологиях для достижения Требований стандартов. Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения и воспитания, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
В связи с понятием «оценка» мне вспоминаются слова известных ученых Фишмана И.С. и Голуб Г.Б. о том, что ученика можно сравнить с растением, а «внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. При этом существует масса вариантов оценивания, которые удовлетворяют потребностям учителей и учеников.
Мне хочется рассказать, как в нашем лицее в рамках темы сегодняшнего семинара учителями математики разрабатывались и апробировались оценочные таблицы, которые можно адаптировать и применять на всех предметах образовательного процесса, индивидуальном проектировании и во внеурочной деятельности. Сегодня мои коллеги показали вам результаты своих усилий. Хочу коротко остановиться на рейтинго-бальной системе оценки качества знаний.
В начале четверти каждый ученик получает рейтинговые листы (приложения 1,2). На каждом уроке ребёнок имеет возможность набрать определённое количество баллов за домашнее задание, устные ответы на уроке, работу у доски, выполнение творческих заданий, проектную деятельность и т.д. После введения данной системы оценивания мной был отмечено повышение активности детей на уроках, здоровое соперничество. Даже самые слабые дети активизируются и стремятся набирать баллы. Учащиеся видят, что оценка объективна и добросовестные учащиеся в более выгодном положении. Критерии оценивания согласую вместе с учениками. Памятка дается каждому ученику(Приложение 3). В рейтинговой системе ученик сам распределяет свои баллы.
Конечно, работы для учителя становится больше. Постоянный контроль за «честностью», подсчёт баллов, но я довольна результатами и считаю, что рейтинговая система оценивания знаний направлена на повышение уровня усвоения материала.
Разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время целостной системы оценки пока не существует. Мы используем интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере — в решении учебных задач. Один из таких методов — портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:
- Листы наблюдений рейтингово-бальной системы, отражающие динамику образовательных достижений учащихся.
- Листы оценки выполнения проектной или исследовательской работы .
- Фото видео материалы, отражающие объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися.
- Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса.
- Собственно проектные и исследовательские работы (после защиты на научно-практической конференции в апреле).
Все виды урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию всесторонне развитой личности, которое приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно. Поэтому вопрос системы оценки качества проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной время в рамках сетевого взаимодействия в нашем лицее актуален и наработки планируем оставить и после окончания проекта «Лидер образования».
Приложение 1
Рейтинговый лист
Фамилия, имя, класс ___________________________________________________________________
№ п/п | Дата | Баллы | ||||||||||||||||||||||
1 | Присутствие на уроке | 0,5 | ||||||||||||||||||||||
2 | Домашнее задание | 1-3 | ||||||||||||||||||||||
3 | Устные ответы на уроке | 1 -2 | ||||||||||||||||||||||
4 | Своевременное выполнение требований учителя | 1 | ||||||||||||||||||||||
5 | Работа у доски | 1-4 | ||||||||||||||||||||||
6 | Дополнительные задания | 1-2 | ||||||||||||||||||||||
7 | Выполнение творческих заданий. Проектная деятельность | 1-3 | ||||||||||||||||||||||
8 | Самостоятельная, контрольная работа | 1-3 | ||||||||||||||||||||||
Итог |
Отметки за урок
5,5-6.5 баллов-«3» 8,5-10 баллов- «4» От 15,5 баллов- «5»
Приложение 2
- Таблица успешности на уроке (общепредметная)
Основные показатели | Баллы | Уровни | ||||||||||||
Слушал, переписывал | 1 | Очень слабо | ||||||||||||
Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений) | 1,5 | Слабо | ||||||||||||
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу | 2 | Посредственно | ||||||||||||
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников | 2,5 | Удовлетворительно | ||||||||||||
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно | 3 | Недостаточно хорошо | ||||||||||||
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя | 3,5 | Хорошо | ||||||||||||
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой | 4 | Очень хорошо | ||||||||||||
Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя | 4,5 | Отлично | ||||||||||||
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно | 5 | Прекрасно | ||||||||||||
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения | 5,5 | Великолепно |
Приложение 3
Критерии оценивания
Домашнее задание | Работа выполнена полностью, аккуратно | 3 |
Допущены одна ошибка или есть два – три недочёта, неаккуратно | 2 | |
Допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. | 1 | |
Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере | 0 | |
Работа отсутствует | -1 | |
Устные ответы на уроке | полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником | 2 |
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков | 1 | |
Своевременное выполнение требований учителя | Наличие учебника, тетради, канцелярских принадлежностей | 1 |
Работа у доски | полно раскрыто содержание материала; изложено грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнены рисунки, чертежи, графики; продемонстрировано знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя | 4 |
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя | 3 | |
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала | 2 | |
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. | 1 | |
Выполнение творческих заданий. Проектная деятельность | Идея работы (проекта) оригинальная, яркая, неожиданная. Выполнена и представлена полностью. | 3 |
Идею работы (проекта) помог сформулировать учитель. | 2 | |
Идея работы (проекта) воплощена частично | 1 | |
Самостоятельная, контрольная работа | работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). | 3 |
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках | 2 | |
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"
Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...
Статья "Система оценивания в МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа №2» в условиях перехода на ФГОС"
Данная статья опубликована в журнале "ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ", №3 (32), 2013 г.Над обновлением системы оценивания образовательных достижений наш коллектив работает 12 лет. Начинали внедрять ...
План работы творческой группы «Система оценивания как механизм управления качеством образования в начальной и основной школе»
Цель работы ТГ: Создать эффективную систему оценки планируемых результатов учащихся повышения качества образования на этапе введения ФГОС.Задачи:1....
Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...
Анкета для учащихся «Система оценивания в школе»
Данная анкета разработана для опроса учащихся с 5 по 11 класс. Анкета проводится анонимно. Результаты анкетирования можно использовать для выступления на педагогическом совете по теме, связ...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...