Уроки финансовой грамотности: работаем с процентами.
план-конспект урока по математике (6 класс)

ОЗЕРОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Обобщение темы "Проценты", индивидуальные карточки по профориентации, содержащие задачи на вычисление процентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки финансовой грамотности

Озерова Ирина Александровна, учитель математики, высшей квалификационной категории.

        

           Обучение населения финансовой грамотности поставлено на государственном уровне. Школа осуществляет заказ государства в подготовке всесторонне развитого, умеющего самостоятельно получать знания,   финансово образованного человека. Таким образом, образование получает экономическую направленность, где решаются следующие задачи:

1. Социальная адаптация учащихся;

2. Обеспечение сознательного выбора  выпускниками школы профессии;

3. Формирование умения

  • грамотно  распределять свой доход;
  • на законных правах увеличивать его;
  • пользоваться государственными благами и льготами.

Направление работы по формированию финансовой грамотности, на мой взгляд, объединяет следующие учебные предметы:
     
- право – знание прав и обязанностей;
     - экономика – понимание экономических терминов;
     -    русский язык и литература – внимательное чтение и понимание текста;
     - математика – умение работать с числовой информацией.

          Обучать   финансовой грамотности можно на метапредметном уровне,
не имея дополнительных часов для работы.

Если говорить об уроках математики, то одна из составляющих  обучения финансовой грамотности - обучение финансовой арифметике в которую входит:

  • умение считать, применяя различные способы; понимать, что такое процент и как работать с процентами; изучать  различные профессиональные направления, с которыми человек может сталкиваться  в течение жизни.

Изучая в шестом классе тему «Проценты», я провожу беседу на тему «Проценты в жизни человека», в результате которой сделаны выводы о важности данного учебного материала в деятельности человека. Интерес детей к данной теме воодушевил их на разработку мероприятий по финансовой грамотности:

  1. Уроки финансовой арифметики;
  2. Внеклассные мероприятия, направленные на изучение финансовой терминологии и применения знаний в жизни;
  3. Участие в онлайн уроках по обучению финансовой грамотности.

В качестве примера представлю урок в 6 классе по теме «Финансовая грамотность: учимся работать с процентами», который является обобщением изученной темы «Проценты». На данном уроке учащиеся закрепляют понятие процента, окунаясь в разнообразный мир профессий, где так или иначе приходиться встречаться с процентными величинами.

Тема урока: «Финансовая грамотность: учимся работать с процентами»

Тип урока: Обобщение изученного материала

Цель урока: Повторить теоретические аспекты по теме проценты на практике.

Задачи урока:

образовательные (формирование познавательных УУД):  

применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении задач профессиональной направленности, уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.

Предметные:

  • Уметь решать задачи, содержащие проценты.

Личностные:

  •  уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные – уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других
  • Познавательные – применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении задач профессиональной направленности, уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию;

Форма проведения: групповая с элементами индивидуальной и фронтальной работы; проектная деятельность.

        

Ход урока:

  1. Организационный момент (5мин)

Приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Начнем урок. Внимание на доску, разгадайте   ребус, определите  тему нашего урока. Поставьте цель урока.

Учащиеся: Рассуждение, предложения. Запись темы в тетрадь.

Учитель: Действительн, мы долго с Вами говорили о процентах, зачем они нужны, написали контрольную работу, и осталось нам наши знания обобщить.

                Что такое процент? Для чего мы изучаем проценты? Где мы их будем     использовать? –

                Вот основные вопросы, на которые стоит ответить.

Учащиеся: Каждая группа представляет ответы на данные вопросы.

  1. Работа в группах  (7 мин):

На столах конверт с карточками.

Учитель: Достаньте карточки и ваше задание, прочитав задачи, увидеть в каких профессиональных направлениях вы можете встретиться с процентами, использовать их

Учащиеся: Изучение полученных задач.

Учитель и Учащиеся: Обсуждение: ученики рассказывают о профессиях, содержащихся в карточках

Подтверждение на доске – набор профессии.

Учитель: Какие виды задач на проценты вам встретились?

Учащиеся: Обсуждение, предложения.

Подтверждение на доске – виды задач и способы их решений.

Учитель: Откройте секретную карточку,  лежащую на столе,  и определите профессиональное направление своей группы. Карточку с задачей по этому направлению оставляем себе, а остальные  передайте соответствующей команде.

Учащиеся: Открытие профессий, представление команд, передача задач.

  1. Индивидуальная работа (8 мин):

Учитель: Разделите задачи между участниками своей группы, прочитайте задачу,  ответы на вопросы карточки и решите свою задачу самостоятельно.

Учащиеся: выполняют работу.

Учитель: Время истекло, сдайте свои работы по командам.

Учащиеся: сбор и сдача работ.

  1. Физкультминутка (3 мин)
  2. Работа с классом  (7мин).

Учитель: Ребята, а кто знает, чему посвящен 2017 год?

Учащиеся: Рассуждение, дают ответ.

Учитель: Год экологии! Верно! Скажите, а люди, занимающиеся экологией, могут иметь дело с процентами? Какова их основная задача?

Учащиеся: Рассуждение

Учитель: Значит, мы можем выделить еще одну профессию, профессия ЭКОЛОГА! Предлагаю вам решить задачу и из этой сферы у себя в тетрадях.

Учащиеся: Читают и решают.

Учитель и Учащиеся: Обсуждение решения задачи, представление решений на доске одним из представителей команды.

  1. Творческое задание – оформление открытки знаний (15 мин):

Учитель: Как вы считаете, все ли мы повторили на уроке?

Учащиеся: Рассуждение

Учитель: Тогда осталось закрепить и применить подготовленные Вами шаблоны по пройденной теме при изготовлении открытки знаний по теме проценты.

Учащиеся: Собирают открытку

Учитель и Учащиеся: Демонстрация открытки некоторых учащихся.

  1. Рефлексия

 

Учитель: У любой открытки и фирмы есть свой значок. Выберите на столах значок, который покажет, как Вы себя чувствовали на сегодняшнем уроке, понравилось вам или нет.    

               Наклейте его с обратной стороны открытки, это будет Ваш логотип.

  1. Домашнее задание

Изучить все виды задач, представленные на уроке, подготовить вопросы.

Список литературы:

1. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.

2. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы. – М.: Вита – Пресс, 2016. – 64 с.

3.  Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников: методическое пособие/ сост.    Г. В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред.Т. В. Черниковой.– Москва: Глобус, 2006. – 224 с.

Приложение1.

Фамилия Имя

Задача1:

За две недели собрали 36,4 т овощей, причем 48% - в первую неделю. Сколько тонн овощей было собрано во вторую неделю?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

 4.       5.

        

Решение:

Фамилия Имя

Задача2:

В магазин привезли 8,6 т картофеля. До обеда продали 40% всего картофеля. Сколько тонн осталось еще продать?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача3:

В банк положили 25600 руб. под 4% годовых при условии, что снимать со счета можно только начисленные проценты. Какую  сумму можно будет снять со счета через 1 год?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача4:

Купили коробочку творога массой 170г, на которой написано, что жирность продукта составляет 5,2 %. Определите массу жиров, содержащихся в твороге?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

 4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача5:

Семейный бюджет составляет 22000 р. в месяц. 5,5% этой суммы уходит на оплату коммунальных услуг. Сколько семья тратит на оплату коммунальных услуг?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

 4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача6:

Капустой засажено 6,2 соток, что составляет 20% всего поля. Чему равна площадь поля?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;      2.;  

3. ;     4.     

 5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача7:

Содержание сахара в клубничном варенье составляет 40%. Какова масса варенья, если сахара в нем 2,4 кг?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;      2.;  

3. ;     4.     

 5.

Решение:

Фамилия Имя

Задача8:

Заасфальтировав 75,3 км дороги, ремонтники выполнили 30% плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;      2.;  

3. ;     4.     

 5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача9:

На вклад в банке были начислены 7% годовых, что составило 133,7 рубля. Какая сумма в рублях была в банке?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;      2.;  

3. ;     4.     

 5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача10:

Во время распродажи телефон продавали со скидкой 32% что составило 640 рублей. Определите первоначальную стоимость телефона.

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;      2.;  

3. ;     4.     

 5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача11:

Товар стоимостью 240 рублей продается на распродаже за 180 руб. На сколько процентов снижена цена?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;

 3. ;            

 4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача12:

В 2 кг молока содержится 180 г жира. Вычислите процент жирности молока.

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача13:

Из 250 горошин фасоли взошли 210. Определите процент всхожести семян.

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача14:

Страхование жилья в 2016 году составляло 1600 рублей в год, через два года оно составит 1280 рублей в год. На сколько процентов снизится стоимость страховки?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача15:

Вложив в банк 3000 рублей, на счету вкладчика через год сумма вклада равнялось 3210. На сколько процентов повысилась вложенная сумма?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача16:

Осенью цены на верхнюю одежду повысились на 15%. Сколько пришлось заплатить за зимнее пальто, если до повышения цен оно стоило 12800 рублей?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

 4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача17:

Собрали 5 кг грибов и решили их засушить. Найдите массу сушеных грибов, если при сушке свежие грибы теряют 89% своего веса.

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача18:

В банк положили 25600 руб. под 3,5% годовых. Какой будет сумма через 1 год?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача19:

Сбор урожая картофеля в 2015 году составил 21 тонну. В 2016 году удалось повысить сборы на 12,5%. Сколько тонн картофеля собрали в 2016 году?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача20:

Семейный бюджет составляет 22000 р. в месяц. 3,5% этой суммы уходит на оплату коммунальных услуг. Какая сумма остается в семейном бюджете после оплаты коммунальных услуг?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача21:

Шуба стоила 32000 рублей. В конце зимы ее уценили на 32%. Сколько теперь стоит шуба?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача22:

Вес торта на 6 человек составил 4,2 кг. Вес торта на 8 человек больше на 25%. Определите вес торта на 8 человек.

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача23:

Вклад в  банке составляет 25600 руб., сняли 15% от данной суммы. Сколько денег осталось на счету?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача24:

Помидоры сажали на площади равной 32 м2, на следующий год решили уменьшить площадь посадки на 0,3%?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача25:

При установке счетчиков на воду экономия на оплату составит 12,5%. Сколько придется платить за воду, если до установки счетчиков платили 700р?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;

 3. ;          

  4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача26:

Флакон геля стоит 70 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 450 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

 4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача27:

Магазин закупает цветы по оптовой цене 50 рублей за штуку и продает с наценкой 40 %. Сколько штук таких цветов можно купить в этом магазине на 730 рублей?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача28:

Оптовая цена компакт-дисков 30 рублей, розничная цена – на 50% дороже оптовой. Какое наибольшее число дисков можно купить по розничной цене на 870 рублей?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача29:

Число 800 увеличили на 12%, результат уменьшили на 10 процентов. Какое число получилось?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача30:

Сумма трех чисел равна 420. Первое число составляет 64% от всей суммы, второе – 45% первого числа. Найдите третье число.

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  3. ;             4.       5.         

Решение:

Фамилия Имя

Задача_:

Куртка стоит 5100 рублей. Сколько стоит куртка со скидкой 12%?

Укажите вид задачи:

1. Процент от целого

2. Целое по проценту

3. Увеличение числа на процент

4. Уменьшение числа на процент

 5. Нахождение процента

Выберите нужную формулу:

1. ;   2.;  

3. ;            

4.       5.         

Решение:

Приложение2.

Работники

Торговли

Работники

 Банка

Работники

сельского хозяйства

Работники

кухни

Работники коммунальных служб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности "Кредиты"

Лекция - презентация на тему "Кредиты"  содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....

урок финансовой грамотности

урок  финансовой грамотности учащихся...

урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"

урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...

Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"

Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...

Материал к уроку -Финансовая грамотность на уроках англ.яз -Семейный бюджет

Материал к уроку по финансовой грамотности на англ.яз...