Уроки финансовой грамотности: работаем с процентами.
план-конспект урока по математике (6 класс)
Обобщение темы "Проценты", индивидуальные карточки по профориентации, содержащие задачи на вычисление процентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки финансовой грамотности
Озерова Ирина Александровна, учитель математики, высшей квалификационной категории.
Обучение населения финансовой грамотности поставлено на государственном уровне. Школа осуществляет заказ государства в подготовке всесторонне развитого, умеющего самостоятельно получать знания, финансово образованного человека. Таким образом, образование получает экономическую направленность, где решаются следующие задачи:
1. Социальная адаптация учащихся;
2. Обеспечение сознательного выбора выпускниками школы профессии;
3. Формирование умения
- грамотно распределять свой доход;
- на законных правах увеличивать его;
- пользоваться государственными благами и льготами.
Направление работы по формированию финансовой грамотности, на мой взгляд, объединяет следующие учебные предметы:
- право – знание прав и обязанностей;
- экономика – понимание экономических терминов;
- русский язык и литература – внимательное чтение и понимание текста;
- математика – умение работать с числовой информацией.
Обучать финансовой грамотности можно на метапредметном уровне, не имея дополнительных часов для работы.
Если говорить об уроках математики, то одна из составляющих обучения финансовой грамотности - обучение финансовой арифметике в которую входит:
- умение считать, применяя различные способы; понимать, что такое процент и как работать с процентами; изучать различные профессиональные направления, с которыми человек может сталкиваться в течение жизни.
Изучая в шестом классе тему «Проценты», я провожу беседу на тему «Проценты в жизни человека», в результате которой сделаны выводы о важности данного учебного материала в деятельности человека. Интерес детей к данной теме воодушевил их на разработку мероприятий по финансовой грамотности:
- Уроки финансовой арифметики;
- Внеклассные мероприятия, направленные на изучение финансовой терминологии и применения знаний в жизни;
- Участие в онлайн уроках по обучению финансовой грамотности.
В качестве примера представлю урок в 6 классе по теме «Финансовая грамотность: учимся работать с процентами», который является обобщением изученной темы «Проценты». На данном уроке учащиеся закрепляют понятие процента, окунаясь в разнообразный мир профессий, где так или иначе приходиться встречаться с процентными величинами.
Тема урока: «Финансовая грамотность: учимся работать с процентами»
Тип урока: Обобщение изученного материала
Цель урока: Повторить теоретические аспекты по теме проценты на практике.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении задач профессиональной направленности, уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.
Предметные:
- Уметь решать задачи, содержащие проценты.
Личностные:
- уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные – уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других
- Познавательные – применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении задач профессиональной направленности, уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию;
Форма проведения: групповая с элементами индивидуальной и фронтальной работы; проектная деятельность.
Ход урока:
- Организационный момент (5мин)
Приветствие учителя и учащихся.
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Начнем урок. Внимание на доску, разгадайте ребус, определите тему нашего урока. Поставьте цель урока.
Учащиеся: Рассуждение, предложения. Запись темы в тетрадь.
Учитель: Действительн, мы долго с Вами говорили о процентах, зачем они нужны, написали контрольную работу, и осталось нам наши знания обобщить.
Что такое процент? Для чего мы изучаем проценты? Где мы их будем использовать? –
Вот основные вопросы, на которые стоит ответить.
Учащиеся: Каждая группа представляет ответы на данные вопросы.
- Работа в группах (7 мин):
На столах конверт с карточками.
Учитель: Достаньте карточки и ваше задание, прочитав задачи, увидеть в каких профессиональных направлениях вы можете встретиться с процентами, использовать их
Учащиеся: Изучение полученных задач.
Учитель и Учащиеся: Обсуждение: ученики рассказывают о профессиях, содержащихся в карточках
Подтверждение на доске – набор профессии.
Учитель: Какие виды задач на проценты вам встретились?
Учащиеся: Обсуждение, предложения.
Подтверждение на доске – виды задач и способы их решений.
Учитель: Откройте секретную карточку, лежащую на столе, и определите профессиональное направление своей группы. Карточку с задачей по этому направлению оставляем себе, а остальные передайте соответствующей команде.
Учащиеся: Открытие профессий, представление команд, передача задач.
- Индивидуальная работа (8 мин):
Учитель: Разделите задачи между участниками своей группы, прочитайте задачу, ответы на вопросы карточки и решите свою задачу самостоятельно.
Учащиеся: выполняют работу.
Учитель: Время истекло, сдайте свои работы по командам.
Учащиеся: сбор и сдача работ.
- Физкультминутка (3 мин)
- Работа с классом (7мин).
Учитель: Ребята, а кто знает, чему посвящен 2017 год?
Учащиеся: Рассуждение, дают ответ.
Учитель: Год экологии! Верно! Скажите, а люди, занимающиеся экологией, могут иметь дело с процентами? Какова их основная задача?
Учащиеся: Рассуждение
Учитель: Значит, мы можем выделить еще одну профессию, профессия ЭКОЛОГА! Предлагаю вам решить задачу и из этой сферы у себя в тетрадях.
Учащиеся: Читают и решают.
Учитель и Учащиеся: Обсуждение решения задачи, представление решений на доске одним из представителей команды.
- Творческое задание – оформление открытки знаний (15 мин):
Учитель: Как вы считаете, все ли мы повторили на уроке?
Учащиеся: Рассуждение
Учитель: Тогда осталось закрепить и применить подготовленные Вами шаблоны по пройденной теме при изготовлении открытки знаний по теме проценты.
Учащиеся: Собирают открытку
Учитель и Учащиеся: Демонстрация открытки некоторых учащихся.
- Рефлексия
Учитель: У любой открытки и фирмы есть свой значок. Выберите на столах значок, который покажет, как Вы себя чувствовали на сегодняшнем уроке, понравилось вам или нет.
Наклейте его с обратной стороны открытки, это будет Ваш логотип.
- Домашнее задание
Изучить все виды задач, представленные на уроке, подготовить вопросы.
Список литературы:
1. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
2. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы. – М.: Вита – Пресс, 2016. – 64 с.
3. Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников: методическое пособие/ сост. Г. В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред.Т. В. Черниковой.– Москва: Глобус, 2006. – 224 с.
Приложение1.
Фамилия Имя | ||
Задача1: За две недели собрали 36,4 т овощей, причем 48% - в первую неделю. Сколько тонн овощей было собрано во вторую неделю? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5.
|
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача2: В магазин привезли 8,6 т картофеля. До обеда продали 40% всего картофеля. Сколько тонн осталось еще продать? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача3: В банк положили 25600 руб. под 4% годовых при условии, что снимать со счета можно только начисленные проценты. Какую сумму можно будет снять со счета через 1 год? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача4: Купили коробочку творога массой 170г, на которой написано, что жирность продукта составляет 5,2 %. Определите массу жиров, содержащихся в твороге? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача5: Семейный бюджет составляет 22000 р. в месяц. 5,5% этой суммы уходит на оплату коммунальных услуг. Сколько семья тратит на оплату коммунальных услуг? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: |
Фамилия Имя | ||
Задача6: Капустой засажено 6,2 соток, что составляет 20% всего поля. Чему равна площадь поля? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача7: Содержание сахара в клубничном варенье составляет 40%. Какова масса варенья, если сахара в нем 2,4 кг? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача8: Заасфальтировав 75,3 км дороги, ремонтники выполнили 30% плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача9: На вклад в банке были начислены 7% годовых, что составило 133,7 рубля. Какая сумма в рублях была в банке? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача10: Во время распродажи телефон продавали со скидкой 32% что составило 640 рублей. Определите первоначальную стоимость телефона. | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: |
Фамилия Имя | ||
Задача11: Товар стоимостью 240 рублей продается на распродаже за 180 руб. На сколько процентов снижена цена? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача12: В 2 кг молока содержится 180 г жира. Вычислите процент жирности молока. | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача13: Из 250 горошин фасоли взошли 210. Определите процент всхожести семян. | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача14: Страхование жилья в 2016 году составляло 1600 рублей в год, через два года оно составит 1280 рублей в год. На сколько процентов снизится стоимость страховки? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача15: Вложив в банк 3000 рублей, на счету вкладчика через год сумма вклада равнялось 3210. На сколько процентов повысилась вложенная сумма? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: |
Фамилия Имя | ||
Задача16: Осенью цены на верхнюю одежду повысились на 15%. Сколько пришлось заплатить за зимнее пальто, если до повышения цен оно стоило 12800 рублей? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача17: Собрали 5 кг грибов и решили их засушить. Найдите массу сушеных грибов, если при сушке свежие грибы теряют 89% своего веса. | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача18: В банк положили 25600 руб. под 3,5% годовых. Какой будет сумма через 1 год? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача19: Сбор урожая картофеля в 2015 году составил 21 тонну. В 2016 году удалось повысить сборы на 12,5%. Сколько тонн картофеля собрали в 2016 году? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача20: Семейный бюджет составляет 22000 р. в месяц. 3,5% этой суммы уходит на оплату коммунальных услуг. Какая сумма остается в семейном бюджете после оплаты коммунальных услуг? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача21: Шуба стоила 32000 рублей. В конце зимы ее уценили на 32%. Сколько теперь стоит шуба? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача22: Вес торта на 6 человек составил 4,2 кг. Вес торта на 8 человек больше на 25%. Определите вес торта на 8 человек. | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача23: Вклад в банке составляет 25600 руб., сняли 15% от данной суммы. Сколько денег осталось на счету? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача24: Помидоры сажали на площади равной 32 м2, на следующий год решили уменьшить площадь посадки на 0,3%? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача25: При установке счетчиков на воду экономия на оплату составит 12,5%. Сколько придется платить за воду, если до установки счетчиков платили 700р? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача26: Флакон геля стоит 70 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 450 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача27: Магазин закупает цветы по оптовой цене 50 рублей за штуку и продает с наценкой 40 %. Сколько штук таких цветов можно купить в этом магазине на 730 рублей? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача28: Оптовая цена компакт-дисков 30 рублей, розничная цена – на 50% дороже оптовой. Какое наибольшее число дисков можно купить по розничной цене на 870 рублей? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача29: Число 800 увеличили на 12%, результат уменьшили на 10 процентов. Какое число получилось? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: | ||
Фамилия Имя | ||
Задача30: Сумма трех чисел равна 420. Первое число составляет 64% от всей суммы, второе – 45% первого числа. Найдите третье число. | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: |
Фамилия Имя | ||
Задача_: Куртка стоит 5100 рублей. Сколько стоит куртка со скидкой 12%? | Укажите вид задачи: 1. Процент от целого 2. Целое по проценту 3. Увеличение числа на процент 4. Уменьшение числа на процент 5. Нахождение процента | Выберите нужную формулу: 1. ; 2.; 3. ; 4. 5. |
Решение: |
Приложение2.
Работники Торговли |
Работники Банка |
Работники сельского хозяйства |
Работники кухни |
Работники коммунальных служб |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок финансовой грамотности "Кредиты"
Лекция - презентация на тему "Кредиты" содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....
урок финансовой грамотности
урок финансовой грамотности учащихся...
урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"
урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...
Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"
Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...
Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
Инновационный проект по финансовой грамотности....
Материал к уроку -Финансовая грамотность на уроках англ.яз -Семейный бюджет
Материал к уроку по финансовой грамотности на англ.яз...