Разработка урока по математике в 6 классе по теме «Масштаб»
классный час по математике (6 класс) на тему

Плотникова Клавдия Николаевна
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность
- закрепить умения решать задачи, используя прямую пропорциональную зависимость величин, закрепить навыки решения уравнений с помощью пропорций,
Развивающие:
-  развитие  навыков работы в парах, группах
- развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы, 
Воспитательные:
    -   воспитание патриотизма, 
     - гордости за советский народ, отстоявших свободу и независимость своей   Родины,  
     - положительного отношения к урокам математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока89 КБ
Office presentation icon Масштаб2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Корликовская общеобразовательная  средняя школа»

Разработка урока по математике

в 6 классе по теме «Масштаб»

Методическое пособие для учителя

                                           Плотникова Клавдия Николаевна,

                   учитель математики

с. Корлики, 2016

Пояснительная записка

При изучении  любой учебной темы  педагога волнует мотивация обучения, а точнее, мотивация учебной деятельности учащихся. Мотивация может начинаться, когда пытаешься объяснить, как возникло то, или иное математическое понятие, как открыли математический факт, какие задачи практики привели к их появлению, прежде, чем формулировка изучаемого понятия стала современной. Говоря проще, надо ответить на стандартный детский вопрос: «Кто впервые придумал рассматривать изучаемое математическое понятие и зачем?».

 Известно, что на социальные процессы огромное влияние оказывают открытия и изобретения в физических, биологических, геологических, химических  науках.  Более того, количественное познание мира, а вместе с тем и развитие математики самым очевидным образом сказываются на общественной  жизни. История науки является важной частью всеобщей истории

Она обладает огромным воспитывающим воздействием. Это утверждение относится ко всей гамме представлений о воспитании: внушение потребности к труду, ответственности за порученное дело, формирование научного любопытства, т.е. желания не только приобрести знания, но и умножить их.

Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов, высоких стремлений.  

Нельзя обойти и еще один аспект, пожалуй,  единственный в своем роде, - изучение исторического материала способствует развитию мышления. Великий естествоиспытатель, математик и историк Г.В.ЛЕЙБНИЦ подчеркивал, что история науки учит искусству открытий.  

Учитывая важность событий, систематически на уроках знакомлю учеников с историей математики и историческим материалом.  В содержании урока включаю математические задания, связанные с  элементы истории математики и историческими фактами таким образом, чтобы они органически сливались с излагаемым  материалом, а также в зависимости от степени заинтересованности, математической подготовки и возраста учащихся. Эффективными бывают исторические обзоры по отдельным вопросам в виде краткой беседы. Привлекают внимание и остаются в памяти учащихся отдельные исторические замечания при изучении программного материала или при решении задач, имеющие практическую направленность.   

         Данный урок проводился в 6 классе по теме "Масштаб"  в рамках изучения темы "Отношения" согласно Рабочей программы по математике, разработанной учителем на основе государственных стандартов общего образования,  и Недели математики. Неделя математики была посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне,  на уроках и внеклассных мероприятиях использовался  исторический материал о героизме советских людей.

В системе уроков по теме "Отношения и пропорции" данный урок девятый. Понятие масштаб ученикам знакомо из курса географии.  Поэтому образовательная задача урока подчинена закреплению введенного ранее понятия. Развивающие и воспитательные цели продиктованы индивидуальными особенностями класса и Неделей математики.

По структуре данный урок относится к комбинированному типу.

В течение урока преобладают  методы обучения: словесный, практический,  репродуктивный, наглядный.

            Учебный материал, подобранный для данного урока соответствует стандарту школьного образования, программе и целям урока.  Задачи урока были выполнены. Ученики активно работали на уроке и получили следующие отметки за урок: «5» - 1 уч., «4» -5 уч., «3» -2 уч.

Учащиеся  при выполнении домашнее задание подготовили сообщения и презентации по темам:

1 группа – «Курская дуга»

2 группа – «Сталинградская битва»

3 группа – «Блокада Ленинграда»

Урок математики в 6-м классе по теме:  Масштаб

Тип урока:  комбинированный

Формы -  фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Методы -  наглядный, словесный,  практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

 физические карты  СССР и России, Московской области,  атласы, плакаты о ВОВ.

Цель: создать условия для усвоения знаний и выработке умений по теме « Масштаб».

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность

- закрепить умения решать задачи, используя прямую пропорциональную зависимость величин, закрепить навыки решения уравнений с помощью пропорций,

Развивающие:

-  развитие  навыков работы в парах, группах

- развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы,

Воспитательные:

    -   воспитание патриотизма,

     - гордости за советский народ, отстоявших свободу и независимость своей   Родины,  

     - положительного отношения к урокам математики.

Схема урока с указанием этапов и количества времени.

I     Организационный момент.  -  2 мин

Проверка подготовленности учеников к началу урока, мотивация

       II.     Проверка домашнего задания – 1 мин

                Сбор и раздача рабочих тетрадей учащихся

III.     Актуализация знаний учащихся  - 6 мин 

Проверка знаний по теме «Отношения и пропорции»

IV.      Изучение темы урока  - 16 мин

   постановка цели урока,   работа с картами, георафическими атласами

V.    Работа с учебником. Самостоятельная работа по группам – 7 мин

VI.     Домашнее задание.    3 мин

       VII.   Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин

Конспект урока с кратким изложением материала урока и его интерактивной части.

Ход урока: 

I.  Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня Вас видеть и очень надеюсь на совместную плодотворную работу. Сегодня мы работаем в  парах.  В течение всего урока мы будем накапливать баллы: за  каждый правильный, точный и логичный ответ Вы будете получать звездочку.  В конце урока мы просуммируем звездочки и поставим оценки в зависимости от их количества:  Мы продолжим изучение темы «Пропорция». Рассмотрим их применение в одной из областей жизни. Убедимся, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока. Начнем с повторения пройденного.

II.    Проверка домашнего задания. Прежде соберем тетради с домашними заданиями

III.   Актуализация знаний учащихся  ( слайд 2 )

1. –Что называется отношением двух чисел?

   – Что показывает отношение чисел?

   – Что называется пропорцией?

  – Сформулируйте основное свойство пропорции

 Ответьте на вопросы, ответы запишите на листочках ( слайд  3-5)

2. Укажите верную пропорцию:

А) 12 : 4 = 5:10           Б)  2 : 3=10 : 15

В)  10 : 3 = 18 : 8           Г) 9  : 18=7 : 20

3. Решите уравнение:

Решите уравнение:

1) 15 : у = 3 : 5   А) 1    Б) 14     В) 25    Г)  225

2) х :  8 = 12 : 2  А) 48     Б) 3     В) 1,5    Г) 10

3) 23 : 4 = х : 4   А) 1       Б) 23     В) 31    Г) 15

4. Два  каменщика могут сложить стену за 15 дней. За сколько дней могут сложить эту стену 5 каменщиков при той же производительности труда?

А) 6      Б) 18      В) 20     Г) 10

ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ

        1. Б

        2.   1)В;    2)А;   3)Б

        3. А

IV.   Изучение новой темы.

1. Что изображено на слайдах?   (слайд 6-8 )

Каким образом территории во много разные по площади изображены на листах одинокого формата?   Как смогли построить такие карты?

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, например государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих, точка – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.

        На карте участка земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, расстояние в 1 километр на карте – это отрезок в 1 сантиметр.

        Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?

         

        1см : 1км = 1см : 100000см = 1 : 100000 раз.

        Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности. Эта величина называется масштабом.

На карте             1см

На местности     1км = 100 000см

Масштаб              1 : 100 000

2. Ребята! Тема сегодняшнего урока «Масштаб». Впервые вы знакомились с этим понятием на уроках географии. Сегодня мы с вами вспомним, что же такое масштаб, рассмотрим примеры решения задач с помощью пропорции при заданном масштабе, закрепим решение уравнений, записанных в виде пропорции.
А сейчас откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Масштаб».

( слайд 9 - 11)

Какие  виды масштаба изображают на плане? (Слайд 12)   

  Виды масштабов:

  • Масштаб  1 : 1000 -                               Численный масштаб

  • в 1 сантиметре – 10 метров –                Именованный масштаб

  • 10 м   0      10      20     30    40     50      - Линейный масштаб

Как удобнее использовать каждый из них?

  1. Практическая работа.  Работа с картой СССР ( напомнить, что до 1991 года наша страна называлась СССР…)  (Слайд 13)

 Найдите расстояние от  западной границы СССР до Москвы ( задания выполняют   по группам)

На доске запись        Масштаб карты     1: 250 км

Брест - Москва

Через Кишинев

Через Ужгород

На карте/ см.

3,8

5

5,5

На местности/ км.

950

1250

1375

Звучит фонограмма.  песни "Священная война" ( когда  учащиеся  работают с картой и вычисляют расстояние на местности)

4. Сообщение.  Вероломное нападение фашистских войск на СССР ( Слайд 14-18)

    В воскресенье 22 июня 1941 года мирное солнечное утро в Москве оборвалось: в 12 часов из всех репродукторов раздался суровый голос Ю. Левитана.. Нарушив соглашения и обязательства, без объявления войны Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, обрушилась всей мощью на советскую землю. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по нашей  территории. Авиация атаковала аэродромы, узлы связи, военные гарнизоны, города и села, крупнейшие  промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей. Проходя по захваченной территории, враги убивали мирных жителей, включая стариков и детей, превращали в руины города, сжигая села и деревни. Но с первых же часов войны фашисты столкнулись с упорным сопротивлением советских пограничников и частей Красной Армии. Храбро сражались наши воины- артиллеристы, и летчики, танкисты и пехотинцы. Война еще больше сплотила народы страны. Люди разных национальностей заявляли о готовности не щадя жизни сражаться за Родину, отстаивать свободу Отечества.  24 июня 1941 г в газетах "Известия", "Красная Звезда" было опубликовано стихотворение Лебедева - Кумача "Священная война". На следующий день композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи. Новую песню запела вся страна. "Священная война" звучала как клятва ,как тревожный набат, зовущий на защиту родной земли.

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, враг быстро продвигался в глубь нашей страны.  30 сентября 1941 года началась одна из крупнейших битв второй мировой войны – великая битва под Москвой.

5.  Вы   определили  расстояние от западной  границы до Москвы. ( Слайд 19)

     За сколько дней фашистские войска дошли до Москвы,  и с какой скоростью в сутки продвигались?

июнь

июль

август

сентябрь

всего

8

31

31

30

100 дней

1155 : 100 = 12 км в сутки фашистские войска продвигались в тыл нашей страны

Почему так быстро продвигались фашистские войска по нашей территории?

6.  К началу этой военной операции обе армии насчитывали: ( Слайд 20)

Вооружения советских и немецко-фашистских войск

силы

советские войска

немецко-фашистские войска

соотношения

Личный состав

( тыс. чел.)

1250

1800

1:1,4

Орудия и миномёты

7600

свыше 14000

1:1,8

Танки

990

1700

1:1,7

Самолёты

677

1390

1:2,0

  Найдите соотношение вооружения советских и немецко-фашистских войск

Разгром немецких войск под Москвой ( Слайд 21,22)

Советские войска мужественно сдерживали натиск, превосходившего в силах противника. Небо Москвы защищали наземные и воздушные силы ПВО страны.

Силы и средства

Советские войска

Немецко- фашистские войска

Соотношение

Личный состав( тыс.чел.)

1100

1708

1:1,5

Орудия и минометы

7652

13500

1: 1,4

Танки

774

1170

1:1,6

Самолеты

1000

615

1,6:1

В результате успешного контрнаступления к началу января 1942 г. Красная Армия отбросила врага  от Москвы на 100-250 км. Непосредственная угроза столице Советского государства была ликвидирована.

7. Найдите расстояние на карте от Москвы до городов, освобожденных успешным наступлением наших войск:

Калинин

Наро-Фоминск

Клин

Солнечно-горск

Кр.Поляна

На карте/ см.

3,6

1,9

1,7

1,1

0,5

На местности/ км.

145

75

68-70

44  

20

Победа под Москвой имела огромное военно - политическое значение. Гитлеровская армия, триумфально шествовавшая по Европе, потерпела первое крупное поражение с 1939 г. Под Москвой был окончательно сорван фашистский план “молниеносной войны”.

V.    Работа с учебником.  Самостоятельная работа по группам. ( Слайд 23)

1 группа - №821

2 группа - №824

3 группа - №828

 Группы защищают  решения у доски

VI.   Домашнее задание ( Слайд 24)

По карте найти расстояние от западной границы СССР…

 1 группа до Курска

 2 группа до Сталинграда

 3 группа до Ленинграда

Подготовить сообщение  о  важных битвах, которые произошли во время   войны   там.


VII.    Рефлексия ( Слайд 25)

1. Что называют масштабом карты?

2. Какие виды масштаба вы знаете?

3. В каких случаях применяются разные виды масштабов?

2. Как найти с помощью карты расстояние от села Корлики до города Нижневартовска?

Замечательно! Молодцы! Вы работали очень активно и дружно! Спасибо Вам за урок.

Теперь подведем итоги нашего урока:

Поднимите руки, кто заработал сегодня звездочки и сколько. ( Слайд 26)

Литература.

1. Математика: Учеб.для 6 кл. общеобразоват.учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 18-е изд.- М.: Мнемозина, 2006.

2. География: Нач.курс: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. – 9-е изд. и доп.- М.: Дрофа, 2000

3. Дидактические материалы по математике для 6 класса/ А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М.:КлассиксСтиль, 2008

4. Атлас. Города – герои Великой Отечественной войны./ Э.Г. Галиуллина, Е.В.Аулова – «Картография» ГУГК в 1975 г. Исправлен в 1980 г.

5. Математика. 6 класс: Поурочные планы ( по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова)./ Аат.-сост. Л.А. Тапилина, Т.Л.Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2003

6. Использование Интернет ресурсов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Тема: «Масштаб» Урок разработан для учащихся 6 класс Автор-составитель: Плотникова Клавдия Николаевна, учитель математики, МБОУ «Корликовская общеобразовательная средняя школа»

Слайд 2

Актуализация знаний учащихся – Что называется отношением двух чисел? – Что показывает отношение чисел? – Что называется пропорцией? – Сформулируйте основное свойство пропорции.

Слайд 3

Ответьте на вопросы, ответы запишите на листочках 1 . Укажите верную пропорцию: А) 12 : 4 = 5:10 Б) 2 : 3=10 : 15 В) 10 : 3 = 18 : 8 Г) 9 : 18=7 : 20 2. Решите уравнение: 1) 15 : у = 3 : 5 А) 1 Б) 14 В) 25 Г) 225 2) х : 8 = 12 : 2 А) 48 Б) 3 В) 1,5 Г) 10 3) 23 : 4 = х : 4 А) 1 Б) 23 В) 31 Г) 15

Слайд 4

3. Два каменщика могут сложить стену за 15 дней. За сколько дней могут сложить эту стену 5 каменщиков при той же производительности труда? А) 6 Б) 18 В) 20 Г) 10

Слайд 5

Проверь себя ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ 1. Б 2. 1)В; 2)А; 3)Б 3. А Молодец! С заданием ты справился!

Слайд 6

Карта мира

Слайд 7

Карта России

Слайд 9

Тема урока: Масштаб Задачи: 1. Расширить знания о масштабе; 2. Закрепить навыки решения уравнений с помощью пропорций; 3. Развитие навыков работы в парах, группах

Слайд 10

Понятие масштаба На карте 1 см На местности 1 км = 100 000 см Масштаб 1 : 100 000

Слайд 11

Определение Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты

Слайд 12

Виды масштабов Масштаб 1 : 1000 - Численный масштаб в 1 сантиметре – 10 метров – Именованный масштаб 10 м 0 10 20 30 40 50 - Линейный масштаб

Слайд 13

Найдите расстояние от западной границы СССР до Москвы Брест - Москва Через Кишинев Через Ужгород На карте/см. На местности/ км. 3,8 5,1 5,5 950 1250 1375

Слайд 14

1941 год 22 июня

Слайд 15

Московская битва 30 сентября 1941 - 20 апреля 1942 года

Слайд 16

Бои под Москвой

Слайд 17

Строительство оборонительных рубежей на подступах к Москве

Слайд 18

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»

Слайд 19

За сколько дней фашистские войска дошли до Москвы, и с какой скоростью в сутки продвигались? 1250 : 100 = 12,5 км. в сутки продвигались фашистские войска по нашей территории. июнь июль август сентябрь Всего дней 8 31 31 30 100

Слайд 20

Вооружения к началу военной операции под Москвой Силы Советские войска Немецко-фашистские войска Соотно- шения орудия и миномёты 7600 Свыше 14000 самолеты 677 1700 танки 990 1700 1:1,8 1:1,7 1:1,7

Слайд 21

Разгром немецких войск под Москвой Силы и средства Советские войска Немецко –фашисткие войска Соотношение Личный состав 1100 1708 1 : 1,5 Орудие и минометы 7652 13500 1 : 1,4 Танки 774 1170 1 : 1,6 Самолеты 1000 615 1,6 : 1

Слайд 22

4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и… 27 миллионов погибших людей! 27 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год

Слайд 23

Самостоятельная работа 1 группа - №821 2 группа - №824 3 группа - №828

Слайд 24

Домашнее задание. По карте найти расстояние от западной границы СССР… 1 группа до Курска 2 группа до Сталинграда 3 группа до Ленинграда Подготовить сообщение , о важных битвах, которые произошли во время войны там.

Слайд 25

Рефлексия 1 . Что называют масштабом карты? 2. Какие виды масштаба вы знаете? 3. В каких случаях применяются разные виды масштабов? 4. Как найти с помощью карты расстояние от села Корлики до города Нижневартовска?

Слайд 26

Замечательно! Молодцы! Вы работали очень активно и дружно! Спасибо Вам за урок. Теперь подведем итоги нашего урока: Поднимите руки, кто заработал сегодня звездочки и сколько…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".

Урок  по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей"  (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

Метапредметный урок по математике 6 класс по теме "Масштаб"

Метапредметный урок  по математике 6 класс по теме "Масштаб"(урок закрепления изученного материала)...

Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)

Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент  и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Делители и кратные"

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Делители и кратные"...

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Признаки делимости"

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Признаки делимости"...

Разработки уроков по математике 6 класс по теме"Раскрытие скобок"

Разработки уроков по математике 6 класс по теме"Раскрытие скобок"...