Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike_6_klass.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол №19 от «07» мая 2018г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №19 от «07» мая 2018г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ___________А.В. Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 6 класса
со сложной структурой дефекта
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы
под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание
Составитель:
Овчинникова О.В.
учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.
Сроки усвоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Формы контроля: письменный, устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.
Статус документа.
Настоящая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
- Московского регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
- Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пояснительная записка
У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение математике детей со сложной структурой дефекта должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.
На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся с мерами длины, времени, стоимости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, социально-бытовой ориентировкой, рисованием, трудом и носят практическую направленность.
В процессе обучения математике детей со сложной структурой дефекта, используются следующие методы и приемы:
- совместные действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образу, по словесной инструкции;
- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.
Цель: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в социальную сферу и трудовую деятельность.
Задачи:
- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, доводить начатое дело до завершения.
Содержание
- Повторение материала 5-го класса.
- Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка.
- Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами, аббаком и калькулятором.
- Меры стоимости.
- Решение задач на нахождение суммы и остатка, без записи условия задачи.
- Геометрический материал. Отрезок. Меры длины – сантиметр.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Числа и цифры от 1 до 5. | 1 |
2 | Числа и цифры от 1 до 5. | 1 |
3 | Состав числа. | 1 |
4 | Состав числа. | 1 |
5 | Сравнение чисел в пределах 5. | 1 |
6 | Сравнение чисел в пределах 5. | 1 |
7 | Свойства числового ряда. | 1 |
8 | Свойства числового ряда. | 1 |
9 | Решение примеров. | 1 |
10 | Решение примеров. | 1 |
11 | Решение примеров. | 1 |
12 | Решение задач. | 1 |
13 | Решение задач. | 1 |
14 | Решение задач. | 1 |
15 | Проверочная работа. | 1 |
16 | Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р). | 1 |
17 | Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р). | 1 |
18 | Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р). | 1 |
19 | Монеты и их счёт (1р, 2р, 5р). | 1 |
20 | Построение геометрических фигур с помощью линейки. | 1 |
21 | Построение геометрических фигур с помощью линейки. | 1 |
22 | Число и цифра 0. | 1 |
23 | Примеры на сложение с нулем. | 1 |
24 | Примеры на сложение с нулем. | 1 |
25 | Примеры на вычитание с остатком 0. | 1 |
26 | Примеры на вычитание с остатком 0. | 1 |
27 | Сравнение чисел с нулем. | 1 |
28 | Решение задач на сложение с нулем. | 1 |
29 | Решение задач на вычитание с остатком 0. | 1 |
30 | Решение задач на вычитание с остатком 0. | 1 |
31 | Числа и цифры от 6 до 9. | 1 |
32 | Числа и цифры от 6 до 9. | 1 |
33 | Состав числа. | 1 |
34 | Состав числа. | 1 |
35 | Сравнение чисел в пределах 9. | 1 |
36 | Сравнение чисел в пределах 9. | 1 |
37 | Свойства числового ряда. | 1 |
38 | Свойства числового ряда. | 1 |
39 | Решение примеров. | 1 |
40 | Решение примеров. | 1 |
41 | Решение примеров. | 1 |
42 | Решение задач. | 1 |
43 | Решение задач. | 1 |
44 | Решение задач. | 1 |
45 | Проверочная работа. | 1 |
46 | Отрезок. | 1 |
47 | Отрезок. | 1 |
48 | Построение отрезка от заданной точки. | 1 |
49 | Построение отрезка от заданной точки. | 1 |
50 | Построение отрезка от заданной точки. | 1 |
51 | Мера длины. Сантиметр. | 1 |
52 | Мера длины. Сантиметр. | 1 |
53 | Мера длины. Сантиметр. | 1 |
54 | Десяток. | 1 |
55 | Десяток. | 1 |
56 | Десяток. | 1 |
57 | Десяток. | 1 |
58 | Число 10. | 1 |
59 | Число 10. | 1 |
60 | Числовой ряд 1-10, 10-1. | 1 |
61 | Состав числа 10. | 1 |
62 | Состав числа 10. | 1 |
63 | Состав числа 10. | 1 |
64 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 |
65 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 |
66 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 |
67 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 |
68 | Решение примеров в пределах 10. | 1 |
69 | Решение примеров в пределах 10. | 1 |
70 | Решение примеров в пределах 10. | 1 |
71 | Решение примеров в пределах 10. | 1 |
72 | Решение примеров в пределах 10. | 1 |
73 | Решение примеров в пределах 10. | 1 |
74 | Решение задач в пределах 10. | 1 |
75 | Решение задач в пределах 10. | 1 |
76 | Решение задач в пределах 10. | 1 |
77 | Решение задач в пределах 10. | 1 |
78 | Проверочная работа. | 1 |
79 | Меры стоимости. Рубли, копейки. | 1 |
80 | Меры стоимости. Рубли, копейки. | 1 |
81 | Меры стоимости. Рубли, копейки. | 1 |
82 | Меры стоимости. Рубли, копейки. | 1 |
83 | Число 11. | 1 |
84 | Число 11. | 1 |
85 | Число 11. | 1 |
86 | Число 11. | 1 |
87 | Число 12. | 1 |
88 | Число 12. | 1 |
89 | Число 12. | 1 |
90 | Число 12. | 1 |
91 | Число 13. | 1 |
92 | Число 13. | 1 |
93 | Число 13. | 1 |
94 | Число 13. | 1 |
95 | Число 14. | 1 |
96 | Число 14. | 1 |
97 | Число 14. | 1 |
98 | Число 14. | 1 |
99 | Число 15. | 1 |
100 | Число 15. | 1 |
101 | Число 15. | 1 |
102 | Число 15. | 1 |
103 | Контрольная работа. | 1 |
104 | Работа над ошибками. | 1 |
105 | Повторение. | 1 |
Итого за год | 105 часов |
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.
- о направлениях движения;
- выделять отдельные предметы из группы;
- группировать предметы по образцу и словесной инструкции;
- геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- определять количество предметов;
- понимать понятия «столько – сколько »;
- сравнивать два предметных множества, используя приемы наложения и приложения;
- преобразовывать предметные множества путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества;
- выполнять действия по подражанию, словесной инструкции;
- соотносить число, цифру и количество предметов;
- отсчитывать предметы по подражанию и словесной инструкции;
- сравнивать предметные множества и обозначать цифрой;
- записывать и решать примеры на сложение и вычитание;
- решать по картинке простые задачи;
- чертить по точкам геометрические фигуры;
- строить отрезок от заданной точки, по заданной длине.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на математику в 6 классе отведено:
- в неделю – 3 часа.
- за год – 105 часов.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
- Алышева Т.В., «Математика» 1 класс, в 2 частях, Просвещение, 2014 г.
- Татьяна Алышева, Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. ФГОС ОВЗ Просвещение, 2017 г.
Методические пособия для учителя:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013г.
- М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». Владос, 2011г.
Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы: касса цифр, цифры на магнитах, лента цифр; предметные картинки; обучающие таблицы; Раздаточный материал: разрезные кассы цифр; счёты; абаки; калькуляторы; набор «Учись считать»; шаблоны и трафареты геометрических фигур, линейки; монетная касса.
Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.
Учебно - практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей;
- натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (мультфильмы).
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://www.razvitierebenka.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика, 5 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика составлена для обучающихся 5 класса с ОВЗ. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс VIII вида.
Адаптированная рабочая программа для учащихся 5 класса коррекционной общеобразовательй школы VIII вида....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 6 класс, VIII вида
Адаптированная рабочая программа для учащихся 6 класса коррекционной общеобразовательй школы VIII вида....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 8 класс VIII вида.
Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса коррекционной общеобразовательной школы VIII вида....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...
Адаптированна рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 9 класс со сложной структурой дефекта
рабочая программа для 9 класса .сложная структура дефекта...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" 5-6 классы
Рабочая программа основного общего образования по математика адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития и составлена на основе требований ФГОС, материалов к проектированию АООП ООО...