Урок по теме "Многогранники"
методическая разработка по математике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Многогранники»
Обобщающий урок («Восхождение по ступеням»)
Цели урока:
- Закрепить и углубить знания обучающихся по теме;
- На основе повторения теории совершенствовать практические навыки обучающихся в решении задач;
- Воспитывать внимательность ,сосредоточенность , настойчивость, упорство.
Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование:
- структурные карточки – таблицы
- карточки с задачами для самостоятельной работы;
- учебник «Геометрия» на каждом столе;
- чистые листы бумаги;
- на крыльях доски – «провокационные» определения и формулировки.
Ход урока.
I ступень Теоретическая.
Обучающиеся работают по карточкам – таблицам, показывая знание теории , умение отличать многогранники друг от друга внутри классификационных подгрупп, умение структурировать их.
Карточки таблицы тематически подразделяются на 3 варианта (приложение №1):
1вариант – тема «Призма»;
2 вариант – тема « Пирамида»;
3 вариант – тема «Параллелепипед».
Принцип составления для всех карточек единый : в прямых рамках указываются виды многогранников , в волнистых – их отличительные черты.
Задание сводится к тому , чтобы стрелками показать зависимость между видом многогранника и его характеристическим признаком.
По окончании работы вывешивается на доске увеличенные копии карточек-таблиц и предлагается обучающимся фронтально прокомментировать правильное выполнение задания по каждому варианту.
В результате обучающимся сообщается , что они взошли на вторую ступень.
II ступень Теоретическая («провокационная»)
На крыльях доски написаны определения многогранников и формулировки их свойств . В этих записях сознательно допущены ошибки, неточности ( приложение №2) . Задача обучающихся – обнаружить эти ошибки и письменно их исправить ( на листочках)
Проверка попарная ( сосед у соседа) .Затем зачитывается верный ответ.
По обсуждении выполненного задания учащимся объявляется , что они «взошли» на третью ступень.
III ступень Теоретическая ( работа с учебником)
Учитель формулирует ту или иную теорему по теме : «Многогранники» и делает паузу (приложение № 3) . Обучающиеся листают учебники , находят номер нужной теоремы и проставляют его на чистых листочках , которые по окончании работы поднимают вверх . Фиксируются неверные ответы .
Обучающиеся «восходят» на четвёртую ступень.
IV cтупень Практическая .
Самостоятельное решение задач по теме ( приложение №4)
ИТОГ урока : Учителем озвучивается полученные оценки за урок
Самостоятельные работы сдаются на проверку.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Структурные карточки таблицы
ПРИЗМЫ
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«ПРОВОКАЦИОННЫЕ» ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМУЛИРОВКИ
- Пирамида называется правильной , если её высота проходит через центр основания.
- Призма называется правильной , если в основании правильный многогранник.
- В прямом параллелепипеде квадрат диагонали равен сумме квадратов трёх его линейных измерений : d 2= a2+b2+c2/
- В треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов :
C2= a2+b2/
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕМ
ПО ТЕМЕ «МНОГОГРАННИКИ»
- Свойства противолежащих граней параллелепипеда.
- Теорема о площади боковой поверхности правильной пирамиды.
- Точка пересечения диагоналей параллелепипеда является его центром симметрии .
- Свойство диагонали параллелепипеда (прямоугольного).
- Теорема о боковой поверхности прямой призмы.
- Свойство плоскости , параллельной основанию пирамиды , пересекающей её.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Карточка №1
По данной стороне a и боковому ребру b найти высоту правильной шестиугольной пирамиды.
Карточка №2
В правильной четырёхугольной призме площадь боковой грани равна Q . Найдите площадь диагонального сечения.
Карточка №3
Боковое ребро прямого параллелепипеда равно 5 см, стороны основания равны 6см и 8 см , а одна из диагоналей основания равна 12 см . Найти диагонали параллелепипеда.
Карточка №4
В прямом параллелепипеде стороны основания 6 и 8 м , образуют угол 300, боковое ребро равно 5м . Найти полную поверхность этого параллелепипеда.
Карточка №5
В прямой треугольной призме все рёбра равны. Боковая поверхность равна 12 м2.Найти высоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...