Развитие логического мышления на уроках математики в специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ
статья по теме

Можарова Елена Николаевна

Выбор данной темы методической разработки не случаен, т.к. рост нервно – психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств связан с общим снижением успеваемости. Поэтому по данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной и средней школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления на уроках математики в специальных (коррекционных) классах для детей         с ОВЗ

Можарова Елена Николаевна,

 учитель математики

Выбор данной темы методической разработки не случаен, т.к. рост нервно – психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств связан с общим снижением успеваемости. Поэтому по данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной и средней школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей с ОВЗ, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

 Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция, которая всегда выступает как целенаправленный и планомерный процесс решения мыслительной задачи и является важнейшей формой познания в структуре познавательной деятельности. Недостаточность познавательной сферы у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии отражается в недоразвитии мышления. Педагоги и психологи единодушно отмечают специфические особенности мышления учащихся с ОВЗ: всеобщее недоразвитие всех его форм и уровней.  Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления проводит к тому, что в учебной деятельности учащиеся долго заменяют умственные действия на более простые – предметные.

К началу среднего возраста уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления не достигает возрастной нормы, что ведет к затруднениям формирования предпосылок для развития логического мышления. Учащиеся долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные трудности в осмыслении логических задач, установлении последовательности действий в решении простых и составных арифметических задач и т.д. Таким образом, недоразвитие всех форм мышления у учащихся с ОВЗ несомненно влияет на качество усвоения математических знаний и представлений.

Не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у ребенка  умения формулировать чёткие определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.

Различные направления исследования становления логических структур мышления, существующие в современной психологии, сходятся в признании того, что основы логических приёмов мышления закладываются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование мышления состоит не только в усвоении какого-либо объёма знаний или суммы навыков, но и в развитии собственной познавательной активности ребёнка, которая возникает в деятельности при особых условиях.

Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и другие упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения активизируют учащихся, так как в них заложена смена деятельности детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные факты; что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Приёмы формирования логического мышления

Работу над формированием логического мышления следует выстраивать, опираясь на систему логических приёмов мышления, в которой существует строго определённая последовательность - один приём строится на другом.

  1. Приём сравнения предметов. 

В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:

а) выделение признаков;
б) установление общих признаков;
в) выделение основания для сравнения;
г) сопоставление по данному основанию.

Сравнение может идти

  • по качественным характеристикам
  • по количественным характеристикам

Этот приём можно использовать на любом этапе урока.

2. Приём анализа и синтеза

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.

3. Приём обобщения.

Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

4. Приём классификации.

Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

5. Закономерность.

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).

Практические приёмы в работе

  1. Введение в урочную деятельность логических задач (сложность задачи зависит от класса и уровня подготовки учащихся).

Например, в 5-7 классах, предлагаются задачи следующих вариантов:

  1. Задачи-шутки.
  2. Упражнения на установление закономерностей, классификации, сравнение, суждение и умозаключение.
  3. Логические цепочки и математические квадраты.

Тема:  «Дроби. Образование дробей»

На этапе сообщения нового материала, либо актуализации опорных знаний:

Задача 1: чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. Эти отметки отделяют одну часть от другой. На сколько частей должен ученик распилить доску? (Ответ: на 7 частей). Варианты: две части этой доски ученик использовал для изготовления шкатулки. Как записать это в виде дроби? И т.д.

Задача 2: на веревке завязали 5 узлов, на сколько частей эти узлы разделили веревку? (Ответ: на 6 частей)

На этапе  орг. момента  - можно использовать задачи-шутки – с целью активизации внимания учащихся и повышения интереса к предмету:

Задача 1: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя мальчиками, чтобы каждый мальчик получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.

Задача 2: Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться?

Задача 3: Воробей за одну минуту пробежит 5 метров. Сколько метров пробежит воробей за 6 минут?

Задача 4: Как разделить число 12 на две равные части, чтобы половина одной части была 7?

Тема: «Треугольники»

 На этапе актуализация опорных знаний:

Задача:

1 суждение: данная фигура состоит из 3 отрезков.

2 суждение: данная фигура имеет три угла.

Учащимся предлагается сделать заключение: эта фигура треугольник, так как состоит из 3 замкнутых отрезков и имеет 3 угла.

В старших классах, на этапе орг. момента также можно использовать задачи-шутки в усложненном варианте:

1) Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешку по коту. Сколько человек направлялось в Москву? (Ответ: одна баба).

2) «Сколько ребят в твоем классе?» – спросил Гриша у Марины. Марина, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число ребят в моём классе».

  1. Проведение внеклассных занятий в 5 – 9-х классах, игр, конкурсов, математических состязаний среди учащихся, составление математических газет,  в содержание которых также входят специально подобранные логические задачи.
  2. Умение решать задачи остаётся самым важным на уроках математики.

Существует несколько приемов поиска решения задач, способствующих формированию и развитию логического мышления школьников.

Прием 1.

- О чем спрашивается в задаче? 
- Берем любые два данных. Задаем вопрос: “ Зная это… и это…, что можно найти?” 
- Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? 
- Отвечаем на вопрос, выбираем ответ, соответствующий условию  задачи. 
- Получаем ответ и грамотно оформляем его.

Прием 2.

- Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
- Выбери форму краткой записи (таблица, схема, чертеж) 
- Найди в задаче пары чисел связанных между собой.
- Что можно узнать по этим данным.
- Составь из данных пар чисел выражения. 
- Запиши пояснения к этим выражениям.
- Отбери выражения, которые нужны для решения задачи. 
- Определи порядок их записи и действия.
- Выбери способ записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
- Реши задачу другим способом или составь обратную, с целью проверки. 
- Правильно и подробно запиши ответ. 

Итак, важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

Есть такая наука - логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным и не противоречивым. Особенно много приходиться рассуждат...

Особенности развития логического мышления на уроках математики у учащихся 5-6 классов.

В статье рассматривается одна из актуальных проблем педагогики - развитие логического мышления у учащихся 5-6 классов на уроках математики. В статье подробно рассматривается классификация видов мышлен...

Статья: "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики".

Формирование логического мышления- важная составная часть педагогического процесса. Одна из основных задач основной и средней школы – помочь учащимся в полной мере проявить способности, развить инициа...

Презентация: "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики".

Презентация к статье "Личность учителя по развитию  логического мышления  на уроках математики"....

Задания для диагностики и развития логического мышления на уроках математики.

Тестовые задания, позволяющие определить уровень логического мышления, задания для развития математического мышления....

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...

Развитие логического мышления на уроках математики в 6 классе

Активному развитию логического мышления у учащихся способствует использования в учебном процессе логических задач, задач-шуток, математических ребусов....