Учитель: В 2010 году вся страна широко отмечала 1000-летие города Ярославля. Исконно русская Ярославская земля - как много заложено в этих словах - это дыхание веков, героические подвиги Ярославцев, сокровищница русской культуры. Впервые древние летописцы заговорили о Ярославле в начале XI века. А уже в XVI веке Ярославль становится вторым по величине после Москвы российским городом. К этому периоду относится рассвет промышленности, сельского хозяйства, строительство шедевров архитектурного зодчества. В наши дни Ярославль является одним из ведущих звеньев «Золотого кольца» - всемирно известного туристического маршрута России. Ярославль - это музей под открытым небом, в котором находится около 800 охраняемых государством памятников культуры и архитектуры. Ярославль - первооткрыватель русского театра, родина многих изобретений, воспитатель ученых и деятелей культуры, а полет в космос первой женщины-космонавта 16 июня 1963 года Валентины Владимировны Терешковой навсегда принес мировую славу городу. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся на экскурсию по знакомым и с детства любимым вам местам нашего города, где вы наверняка не один раз бывали с родителями и учителями. Путешествуя, выясним как вы усвоили тему «Проценты» и узнаем много интересных исторических фактов из истории Ярославля. Вашим гидом в этой поездке буду я - ваш учитель математики.
I. Проверка готовности к экскурсии Устная работа. На экране с помощью компьютера появляются задания. Учащиеся с места отвечают на вопросы заданий. - Что называют процентом?
- Как обратить десятичную дробь в проценты?
- Как перевести проценты в десятичную дробь?
- Как найти процент от числа?
- Как найти число по его проценту?
- Как найти процентное отношение чисел?
|
- Выразите проценты в виде десятичной и обыкновенной дроби:
1% ; 5% ; 70% ; 100% ; 120% ; 150% ; 200% ; 1020%. - Выразите дроби в виде процентов:
1 /100 ; 3/ 100 ; 70/ 100 ; 150/100 ; 350 /100, 0,5; 0,38; 2,25; 4,08. - Назовите 1% от 1 м ; 3% от 1 ц ; 40% от 1 кг.
- Вычислите 10% от 200; 35% от 4000; 150% от 300.
- Найдите число, если его 10% равны 40; 50% равны 250.
- Сколько процентов составляет число 50 от 200; число 200 от 100.
|
Учитель: Молодцы! Итак, в путь! II. Остановка «Ярославский Планетарий YARCOSMOS» Учитель: Ярославский Планетарий основан 7 ноября 1948 года. Идея создания Планетария появилась еще в 1941г, но начавшаяся война помешала реализации этого замысла. Инициаторами выступили преподаватели ЯГПИ. К этому времени в стране было только четыре планетария, наш стал пятым. Планетарий - это необычный учебный класс, кинозал и звездный театр в одном лице, где преподавание ведется с помощью уникальной аппаратуры звездного зала. К 1000-летию Ярославля Планетарий обретет новое ультрасовременное здание. Давайте посетим одну из лекций, читаемую работниками планетария для учащихся. Ученик у доски решает с объяснением, а остальные учащиеся записывают решение в тетрадь. Задача: Вес на Луне составляет 16% веса этого же тела на Земле. а) Сколько будет весить на Луне космонавт, если его вес на Земле 70кг? б) Определите свой вес на Луне. |
Решение: а) 1) 70 : 100 = 0,7 ( кг ) – составляет 1%. 2) 0,7 * 16 = 11,2 ( кг ) – вес космонавта на Луне. Ответ : 11,2кг. Б) Пусть средний вес пятиклассника 40 кг. 1) 40 : 100 = 0,4 ( кг ) – составляет 1%. 2) 0,4 * 16 = 6,4 ( кг ) – вес пятиклассника на Луне. Ответ : 6,4 кг.
III. Остановка «Ярославский Цирк» Учитель: Первый тогда еще деревянный цирк был построен в Ярославле в конце 30-ых годов. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году здание было полностью разрушено. Цирк долго не могли построить заново и в 50-60 года в городе систематически работали только передвижные цирки-шапито. Новый стационарный цирк на 1800 мест построили в Ярославле в 1963 году. Это здание радует Ярославцев и посей день. К 1000-летию города наш любимый цирк предстанет в новом, отреставрированном облике. Сегодня в цирке уникальное представление - тигры под куполом. Дрессировщик и тигры передвигаются только на зеркальных шарах, выстраивая замысловатые фигуры. Два ученика решают задачу на откидных досках, а остальные - самостоятельно с последующей проверкой. Задача : Ежедневный рацион питания взрослого уссурийского тигра состоит из не менее 10 кг свежего мяса, что сос- тавляет 4% его собственного веса. Сколько весит взрослый тигр? |
Решение: 1) 10 : 4 = 2,5 ( кг ) – приходится на 1%. 2) 2,5 * 100 = 250 ( кг ) – вес взрослого тигра. Ответ: 250 кг. Учитель: А теперь, ребята, попробуйте составить обратную задачу, то есть задачу на нахождение процента от числа. В классе идет обсуждение вариантов текста новой задачи. IV. Остановка «Академический театр драмы им. Ф.Г.Волкова» Учитель: Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова – старейший театр России, который в 2010 году отмечает свое 260-летие. История театра, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором молодой купеческий сын Ф.Волков вместе с братьями и друзьями устраивает первые представления. Позже Федор Григорьевич выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы, декорации. Слух о молодых артистах дошел до императрицы Елизаветы, которая вызвала их в Петербург для продолжения начатого дела в столице. С тех пор Ярославский театр считается корнем , из которого вырос русский национальный профессиональный театр. Со времен Ф. Волкова театр пережил немало, сменил несколько зданий и владельцев, но всегда оставался верным русским истокам. Сейчас это один из лучших российских театров, с классическим репертуаром, в котором представлены образцы мировой драматургии. В 1911 году было построено здание, в котором театр находится и по - сей день. Один ученик решает у доски с объяснением. Задача: Академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова имеет два зала: театральный зал, рассчитанный на 1000 мест и камерную сцену на 100 мест. Сколько процентов количество мест на камерной сцене составляет от количества мест в зрительном зале? |
Решение: 100 : 1000 = 0,1 0,1 * 100% = 10% Ответ: количество мест на камерной сцене составля- ет 10% от количества мест в театральном зале. V. Остановка «Ярославский Зоопарк» Учитель: Ярославский зоопарк- это первый в России и СНГ зоопарк ландшафтного типа, где можно соприкоснуться с прекрасным, чему-то удивиться и чему-то поучиться, был открыт в 2008 году. Площадь более 100га позволяет строить обширные вольеры и содержать животных в максимально приближенных к естественным условиям. Зоопарк посетили уже более 50% Ярославцев. Вопрос: сколько Ярославцев посетило зоопарк, если по статистике численность населения города Ярославля около 606 тыс. человек? Учащиеся самостоятельно в тетрадях решают задачу и с места отвечают на вопрос задачи ( Ответ: около 303 тыс.человек). Учитель: Ярославский зоопарк вносит свой вклад в дело охраны природы. Он заключается в сохранении генофонда дикой природы, в первую очередь редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу. В Красную книгу Ярославской области включены 172 вида животных, некоторые из которых имеют международный статус охраны, как например: черный аист, змееяд, беркут. Размножение в неволе этих и других животных позволит в будущем восстановить природные популяции. 1) Два ученика решают задачу на откидных досках, а остальные - самостоятельно с последующей проверкой. Задача: В 2008 году общая площадь Ярославского зоопарка cоставляла 80 га. К 1000-летию города в 2010 году планируется увеличение площади зоопарка на 150%. Какова будет площадь зоопарка в 2010 году? |
Решение: 1) 80 : 100 = 0,8 (га) - составляет 1%. 2) 150 * 0,8 = 120 (га) - составляет увеличение площади. 3) 80 + 120 = 200 (га) - площадь зоопарка в 2010 году. Ответ: 200 га. 2) Один ученик решает задачу у доски с объяснением. Задача: Средняя продолжительность жизни слона – 60 лет. Медведь живет в среднем на 25% меньше, чем слон, а лошадь на 40% меньше, чем медведь. Средняя про- должительность жизни лисицы 8 лет, что составляет 20% от средней продолжительности жизни попугая. Сколько лет в среднем живут медведь, лошадь и попу- гай? Сколько процентов продолжительность жизни слона составляет от продолжительности жизни попу- гая? |
Решение: 1) 60 : 100 = 0,6 (л) – составляет 1%. 2) 0,6 * 25 = 15 (л) – разница лет между слоном и медведем. 3) 60 – 15 = 45 (л) – средняя продолжительность жизни медведя. 4) 45 : 100 = 0,45 (л) – составляет 1%. 5) 0,45 * 40 = 18 (л) – разница лет между лошадью и медведем. 6) 45 – 18 = 27 (л) – средняя продолжительность жизни лошади. 7) 8 : 20 = 0,4 (л) – составляет 1%. 8) 0,4 * 100 = 49 (л) – средняя продолжительность жизни попугая. 9) 60 : 40 * 100 = 150 ( % ) - продолжительность жизни слона составляет от про- должительности жизни попугая.
Ответ: средняя продолжительность жизни медведя около 45 лет, лошади 27 лет , попугая 40 лет. Средняя продолжительность жизни слона сос- тавляет 150% от средней продолжительности жизни попугая. VI.Остановка «Ярославский кукольный театр» Учитель: Ярославский государственный театр кукол - один из старейших театров России. Театр был создан театральным режиссером и педагогом Марией Слобоцкой 1 марта 1927 года. С 1966года театр является членом международной организации кукольников. В афише театра более 20 спектаклей для детей разного возраста. Основу репертуара составляют сказки «Золотой ключик» А.Толстого, «Снежная королева» и «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена, «Щелкунчик» Э.Гофмана и многие другие, которые полюбились тысячам маленьким жителям Ярославля и их родителям. Раздается мелодичный звонок, приветливо распахиваются двери зрительного зала, волшебный и таинственный мир театра ждет вас! Начинается спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка». Ученики самостоятельно решают задачи, представленные в презентации, с последующей самопроверкой (см. Прил.1).
VII. Подведение итогов урока. Учитель: Вот и закончилась наша необычная экскурсия. Сегодня на уроке вы не только повторили и закрепили тему «Проценты», но и узнали много интересного о нашем городе. Хотелось бы узнать ваше мнение о нашей прогулке. Учащимся предлагается заполнить анкету: - На том уроке ты улучшил свои знания?
а) Да б) Нет в) Не знаю. | - Повысил ли свой авторитет среди товарищей?
а) Да б) Нет в) Не знаю. | - Понравился ли тебе урок?
а) Да б) Нет в) Не знаю. | - Показал ли ты свои знания?
а) Да б) Нет в) Не знаю. | - Пообщался ли ты с друзьями?
а) Да б) Нет в) Не знаю. | - Твое мнение о проведенном уроке:
а) очень понравился б) не очень понравился в) совсем не понравился |
VIII. Домашнее задание Опишите любой факт из истории города и составьте задачу на тему «Проценты», используя исторические данные.
|