Разработка открытого урока математики в 5 классе на тему:"Смешанные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полнский и др.

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в теме: №1

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Задачи  по содержанию:

обучающие: повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать  умение выделения      неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.

развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание

воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки

метапредметные: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону;  усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Легеза Елена Викторовна                                

Место работы: МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Предмет: математика

Тема урока:   «Смешанные числа»                                                                                                 

Класс: 5

Дата: 16.02.2017

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в теме: №1

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Задачи  по содержанию:

обучающие: повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать  умение выделения      неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.

развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание

воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки

метапредметные: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону;  усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.

Оборудование:  мультимедиа-проектор,  презентация; Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Г.Мерзляк; В.Б.Полонский; М.С.Якир.; 2012.; рабочие листы, смайлы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1. Организа-ционный  этап

(1 мин.)

Приветствует  учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся.

Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях число «Классная работа»,. Настраиваются на деловой ритм работы.

Ребята, наш урок будет проходить под девизом:

«Если будешь дроби знать,

Точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача».

ТЕКСТ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ!  (слайд 1)

Просигнализируйте смайлом, какое у вас настроение в начале урока.

Давайте запишем число в рабочей тетради.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Учащиеся концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока.

2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

(1 мин.)

Устанавливает тематические рамки.

Создаёт условия для осознания учащимися целей урока.

Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы урока.

-Какую тему вы изучили на прошлом уроке?

-Сегодня мы продолжим работу с дробями.

Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

(4 мин.)

Организует фронтальную  работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, создаёт проблемной ситуацию, способствующую формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание. Работа в парах

Ответ:

1) натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – части  единиц

2) черта означает знак деления

3) Среди них есть правильные и неправильные.

; .

Разбейте числа  на 2 группы  (слайд №2)

I - натуральные числа;

II - дробные числа

36;    ;    ;   6;    ;     ;     12;     5;   .

1) Чем натуральные числа отличаются от дробных? Что они обозначают?

2)  Что означает черта в дроби? (деление)

- проверяем ответы по слайдам:  (слайд3)

Взаимопроверка   ОЦЕНКА  (+), (--)

3) Во второй группе вы записали дроби, чем они отличаются?

3) Назовите неправильные дроби.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4. Формирование новых знаний.

(8 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

Организует работу с учебником.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради.

Записывают в тетрадях тему урока.

Работа с учебником.

Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части

Записывают в тетрадях.

. Проблемная ситуация

- К какой группе можно отнести  число ?

- Что заметили нового, интересного?

Проблемная ситуация

-А мы знаем как такие числа называются?

-Какое же название вы могли дать

этому числу?

Правильно, ребята такие числа называются –смешанными.

-Тогда как мы назовем тему нашего урока?

Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа»  (слайд 4)

Откройте учебник на странице 194, прочитайте приведенные там определения.

Личностные: ответственно относиться к учению; проявлять инициативу при выполнении заданий;

Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для открытия нового понятия.

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6. Первичное закрепление изученного

(15 мин.)

Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль  за процессом решения задач

 Работают в парах.

Запись смешанных чисел (слайд 5)

 (Учитель объясняет это на доске)

1)(дробная черта по середине целой части)

2 – целая часть

 - дробная часть              Пример:  (принято записывать короче)

Обратите внимание! Дробная часть смешанного числа---правильная дробь.

2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет.

Запишите своё число: целая часть пусть будет

 дата твоего  дня рождения, а в дробной части числитель – порядковый номер месяца (2), а знаменатель – сегодняшнее число (16).

Взаимопроверка   ОЦЕНКА  (+), (--)

Перевод из неправильной дроби  в смешанное число

А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока?

А как вы думаете, что с ними можно сделать?

Чему мы должны научиться?

Представим неправильную дробь  в виде смешанного числа

Что предлагаете?

Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений?

 На стр. 195  показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и выделите целую часть из  .

Личностные: 

развитие самооценки

Познавательные: совершенствование умения осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкульт.минутка

(1 мин.)

ПРОВЕСТИ

ПО ХОДУ УРОКА!

Организовать смену деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

А теперь, ребята встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7. Контроль и коррекция знаний

(8 мин.)

Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Организует работу в парах.

Контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах.

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Работают в парах

Задача № 1   (слайд 7)

Как разделить поровну 6 апельсинов на   5 детей?

Сколько апельсинов получит каждый ребёнок?

Работают индивидуально.

Проверяем ответы по слайдам.

Взаимопроверка  в парах

 ОЦЕНКА  (+), (--)

Самостоятельная работа. (слайд 8)

Выполняют задания.

 Проверяют правильность выполнения по образцу.  (кейс)

Взаимопроверка  в парах

 ОЦЕНКА  (+), (--)

Предлагает выполнить  совместно задания с УМК  №769, №771, № 773, №775

(Самостоятельно и у доски)

САМООЦЕНКА  (+), (--)

Парная работа.

В предложенных вариантах ОГЭ  9 класса найти задания на действия со смешанными числами!

-Знания, полученные на уроках математики вам необходимы при сдачи ОГЭ в 9 классе.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;осуществлять навыки взаимоконтроля в ситуации общения

8. Рефлексия учебной деятельности

(5 мин.)

Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности.

Предлагает оценить свою деятельность с помощью смайла.

Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность

Что вы нового узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из кружочков:

-Я все понял и мне было интересно

-Я понял на уроке, но у меня есть вопросы

-Я ничего не понял на уроке, мне было скучно

(выставление оценок)

6-7  «+»  оценка 5

4-5  «+»  оценка 4

3     «+»  оценка 3

0-2  «+»  оценка 2

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха

 ( неуспеха)

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании

(2 мин.)

Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание

§ 29, стр. 194-195, выучить определения;    

№ 770, №772.

УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН

НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В

ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ!

Личностные: ответственное отношение к учению

Лист самоконтроля

  Ф.И. (учащегося)   ______________________________________________________________

  Класс    __________________

Разбить числа на группы

Записать смешанное число

Задача

«Раздели апельсин»

Самостоятельная работа

№769

№771

№ 773                        

№775

Дополнительное задание

Задание выполнил верно     « + »

Задание выполнил неверно «  -  »

7-8  «+»  оценка 5

4-6  «+»  оценка 4

3     «+»  оценка 3

0-2  «+»  оценка 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. ! ?

Слайд 2

36 6 12 5 ! ?

Слайд 3

натуральные дробные 12 5 6 36 ! ?

Слайд 4

Смешанные числа

Слайд 5

Запись смешанных чисел Целая часть Дробная часть ! ?

Слайд 6

Выделение целой части из неправильной дроби 47 45 2 9 5 ! ?

Слайд 7

Как разделить 6 апельсинов на 5 детей?

Слайд 8

1. Запишите смешанные числа, у которых: а) Дробная часть , а целая часть 15. Самостоятельная работа 2. Выделите целую часть из неправильной дроби: 3. Друзья Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей. а) а) целая часть 2, а дробная часть а) I вариант II вариант

Слайд 9

Домашнее задание п. 29 № 770,№ 772 ! ?

Слайд 10

Что это за числа? ! ?

Слайд 11

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Открытый урок в 6 классе по теме "Противоположные числа"

Открытый урок + презентация в 6 классе на тему "Противоположные числа"...

Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"

Урок изучение нового материала с применением ЭОР...

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Смешанные числа"

В презентации представлен материал 1 урока по теме "Смешанные числа"...

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Модуль числа"

В презентации представлен этап изучения нового материала и закрепление по теме "Модуль числа"...

Презентация к дистанционному уроку математики 5 класс по теме: Нахождение числа по его процентам"

Данная презентация составлена для проведения урока математики в 5 кл по теме: "Нахождение числа по его процентам"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ 7 КЛАСС на тему: «Умножение и деление на двузначное число».

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ 7 КЛАССна тему:«Умножение и деление на двузначное число»....