Гуманитарная составляющая урока математики
статья по математике (5 класс)
Помогать и развиваться ребенку, как человеку – главная задача гуманитарного учителя в современной школе.Коллективное обсуждение проблем, выдвижение разных версий событий и явлений, добровольный выбор экспертов, сотрудничество в малых группах, взаимное рецензирование позволяет получить опыт диалога как целостного взаимодействия с Другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenko_zh.v._dlya_belovoy_s.v.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарная составляющая урока математики
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы»(1).
Пять лет назад я впервые услышала вопрос «А вы себя любите?» и была в полном недоумении, а как мне это поможет в организации урока математики. Я думала, что семинары и творческие встречи со С.В.Беловой помогут мне сразу выстроить урок с точки зрения гуманитарной экспертизы «так как положено». Но не тут-то было. Оказалось, что начинать надо было с себя. Самой стать гуманитарным учителем. И только спустя некоторое время я стала понимать слова директора «Да, поймите же вы, не математика ваша самое главное в жизни». А что для учителя может быть важнее предмета? Так нас учили в школе, потом в институте, потом долгие годы работы согласно требованиям к организации урока, и только сейчас стандартами нового поколения определены результаты «метапредметные» и «личностные».
Все это время я накапливала опыт, разочаровывалась когда что-то не получалось, когда слышала не те ответы детей и радовалась когда спустя некоторое время мы стали слышать и понимать друг друга. Благодаря этому многие из моих учеников полюбили предмет и стали относится к нему по-другому. А выпускникам это дало возможность поступить во многие вузы страны на специальности, где основной предмет – математика. Сегодня я работаю с пятиклашками. Они пришли к нам из разных школ города. С ними работать интересно и сложно. Но теперь я знаю, как выстраивать современный урок - урок, который выходит за рамки учебного предмета и внешней структурированности.
Гуманитарная экспертиза способствует рождению таких уроков, которые влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Теперь в содержание урока я включаю компоненты гуманитарного опыта - эмоции, образы, отношения, переживания, смыслы, ценности детей:
- выстраиваю диалогические отношения между субъектами образовательного процесса,
- нацеливаю на создание индивидуального и коллективного продуктов творчества;
- создаю условия для развития рефлексивного сознания;
- организую совместную деятельность с учащимися так, чтобы они чувствовали себя соавторами урока;
- привлекаю учащихся к совместному анализу учебного занятия.
Вашему вниманию я предлагаю фрагменты с разных этапов урока с обучающимися 5 класса. Своих учеников учу строить диалоги, оценивать свою деятельность на уроке, ставить цели к уроку.
Учитель: Какого результата я хочу добиться на уроке? Что я сделаю для достижения этой цели?
Ученик: Я хочу достичь более высоких результатов в изучении пройденного материала, для этого мне нужно не отвлекаться, внимательно слушать объяснения учителя и активно работать на уроке.
Ученик: Я должен сегодня научиться расставлять порядок действий и нигде не ошибаться в вычислениях. Для этого мне придется сильно стараться, вспомнить таблицу умножения, аккуратно записывать действия в столбик.
Ученик: Вспомнить все, что изучал раньше по этой теме и узнать что-то новое, поэтому я должен быть внимательным, активным на уроке.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что дети учатся определять собственные цели и при этом исключать все прочее — чего они не хотят, и рассуждать о том, как им достичь желаемого. Это умение позволит сосредоточиться прежде на самой цели, а не на средствах ее достижения.
Учитель: Кому бы вы доверите роль своего учителя на сегодняшнем уроке, почему?
Ученик: Егору, он очень умный.
Ученик: Кате, она хорошо объясняет.
Ученик: Саше, он много знает и может ответить почти на все вопросы.
Ученик: Лере, она лучше всех учится, четко говорит, понятно излагает свои мысли.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что дети аргументируют свой выбор, руководствуясь тем, что их выбор поможет достигнуть поставленных целей на уроке, даст возможность решить образовательные задачи в перспективе.
Учитель: Как ты оцениваешь домашнюю работу своего одноклассника?
Ученик: Мне понравилось, как выполнена и оформлена работа Насти, решено все правильно, записано аккуратно. Она молодец.
Ученик: Работа Коли более аккуратна по сравнению с его предыдущими работами, но у меня такое ощущение, что в № 544 задание выполнено не правильно. Возможно, он отвлекся или поспешил.
Ученик: Егор сделал аккуратно домашнюю работу, у меня так не получается, но буду я буду стремиться к такому же отличному результату. Хочу, чтобы в следующий раз он меня похвалил.
Ученик: Мне понравилась домашняя работа Антония, он все выполнил, но задача решена неверно. Я бы посоветовал ему записывать условие к задаче в виде схемы, тогда решение он легко увидит и не допустит ошибок.
Ученик: Влад нарисовал схемы как настоящий ученый, записал решения примеров без единой помарки и ошибки, я бы хотел делать также домашнюю работу.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что дети настроены на серьезную работу. Они подошли к возложенной на них обязанности проверяющего со всей ответственностью. Проявили строгость, не делали поспешных суждений, чувствовалась их сопричастность и ответственность за ошибки одноклассника и желание помочь им.
Учитель: Как вы отнеслись к тому, что вашу домашнюю работу проверял одноклассник?
Ученик: Спокойно. Я надеялся на то, что Егор хорошо решает, поэтому не допустит ошибки при проверке.
Ученик: В принципе, сначала немного не доверяешь, но я думаю, что Антоний меня не обманет.
Ученик: Нормально.
Ученик: Мне было интересно, что скажет другой человек, потому что в своей работе я ошибки иногда не замечаю.
Ученик: Зная, что это мой друг, хочется ему доверять.
Ученик: Я отношусь спокойно, мне всегда интересно, может Настя другие способы решения найдет.
Ученик: С волнением.
Ученик: Спокойно, потому что у меня проверял друг.
Ученик: С радостью.
Ученик: С боязнью. Мне казалось, что я ошибся, и боялся, что мои опасения подтвердятся.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что дети настроены на позитивное общение. Ребенку интересно узнать про себя, о себе.
Учитель: Как ты оцениваешь свой ответ у доски?
Ученик: Долго думал. Я думаю, что мог решить быстрее, если бы использовал некоторые приемы устного счета. Свой ответ я могу оценить как хороший.
Ученик: Я бы оценил свой ответ на пять с минусом, потому что допустил зачеркивание и забыл поставить номер действия. Но это для меня не существенные ошибки, так как главное результат.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что дети оценивают свой вклад в содержание урока, его значимые моменты.
Учитель: Как вы оцениваете ответ одноклассника у доски?
Ученик: Я бы поставил ему за ответ «4», он молодец, что признает свои ошибки, значит, впредь их не допустит.
Ученик: Я тоже думаю, что «4». Но он все равно молодец. Расставил действия правильно, допустил не рациональные приемы вычисления, но это не страшно. Теперь он будет внимательнее.
Ученик: Я бы оценила ее ответ как отличный. Написала условие к задаче и решила ее правильно. Проговаривала решение вслух, комментировала все действия. Молодец.
Ученик: Решая, вспоминал правила расстановки действий в примере, комментируя и проговаривая, я тем самым еще раз проверял свои знания. Однако, забыв, некоторые правила быстрого счета понял, что мне необходимо повторить и хорошо выучить эти правила. Над этим я буду работать.
Ученик: Я много допустил ошибок, был неуверен в себе с самого начала, потому что не хватило времени хорошо подготовиться дома. Впредь буду свое время планировать. Было стыдно перед ребятами.
Ученик: Все. Особенно, что скажут ребята и учитель о моем ответе.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что такая работа с детьми поможет им задуматься о собственных человеческих смыслах жизни в более зрелом возрасте.
Учитель: Что с вами происходило за время урока?
Ученик: Я очень переживал у доски.
Ученик: Я не могла понять, как решить задачу, из-за чего сильно расстроилась, но когда моя одноклассница решила ее у доски, я еще больше расстроилась, потому что я об этом способе знала, но не догадалась его использовать. А за свою подругу порадовалось, вот молодец!
Ученик: Ничего особенного.
Ученик : Я обрадовался, когда меня похвалил учитель за правильно выполненное задание, но заволновался, когда меня пригласили к доске, чтобы объяснить другим ребятам свое решение.
Анализируя ответы учеников на поставленные вопросы можно сделать следующий вывод, что опыт такой работы, ведет детей в дальнейшем к способности к рефлексии, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
Учитель: Вы активно включились в урок или были пассивными наблюдателями?
Ученик : Я активно включился в работу.
Ученик : Я хотела быть не только хорошей ученицей, но и попробовать себя в роли учителя, поэтому я активно включилась в работу.
Ученик : Я сегодня долго включался в работу, очень хотелось спать вначале урока, но к середине урока я понял, что если не соберусь, то пропущу много ценного для себя материала.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, определить степень собственной включенности в учебную деятельность.
Учитель: Какую роль вы отвели себе на уроке?
Ученик : Я был в роли внимательного слушателя.
Ученик : Я была в роли хорошей ученицы и строгого учителя.
Ученик : Я был в роли хорошего инициатора.
Ученик : Никакую роль я себе не отводил, а просто сидел и думал о своем.
Анализируя ответы учеников на поставленный вопрос можно сделать следующий вывод, что ученикам дается возможность чувствовать себя причастными к организации и проведению урока. Учащиеся приобретают опыт поиска своей личностной позиции Автора своего образования, предполагающей роли Внимательного Слушателя, Понимающего Собеседника, Инициатора Диалога, Деятеля, Эксперта.
На моих уроках, дети, используя коллективное обсуждение проблем, выдвижение разных версий событий и явлений, добровольный выбор экспертов, сотрудничество в малых группах, взаимное рецензирование, взаимооценивание позволяет избежать зависти, необъективности, чувства превосходства над товарищами, получить опыт диалога как открытого, эмпатического, вопросно-ответного, конструктивного, целостного взаимодействия с Другим. Конечно же, одна из главных задач учителя, работать с наблюдателем внутри себя, ребенка, то есть с рефлексивной сферой. Помогать и развиваться ребенку, как человеку – главная задача гуманитарного учителя в современной школе. Ребенок уже является элементом этой гуманитарной среды. Поэтому, учитель должен определенным образом относиться к себе, к обучающемуся, к коллегам, к родителям, к своей профессии, другими словами быть гуманитарным, владеть гуманитарными образовательными технологиями.
Литература:
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы учебно-исследовательской деятельности на уроках математики в гуманитарных классах
Данная презентация показывает возможности урока математики (УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной) в 5 классе для формирования таких понятий, как контрпример и гипотеза в рамках подготовки в введению ФГОС...
Урок математики с метапредметной составляющей
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он с...
Выступление на МО учителей математики муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области . Тема: Урок математики с метапредметной составляющей
Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метопредметности как условия достижения высокого качества образования....
Публикация "Проектирование урока математики с метапредметной составляющей"
Проектирование урока математики с метапредметной составляющей (публикация)...
Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.
Наталья Анатольевна Вязовикова,учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-ПетербургОбеспечение высокого качества образования...
Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"
Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...