Урок математики «Великое сокровище геометрии»
учебно-методический материал по математике (8 класс) по теме

                      Урок математики «Великое сокровище геометрии», 8 класс, Лицей №40 г. Петрозаводск. Подготовила и провела учитель математики  СОШ №48 Редькина Татьяна Васильевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

III Республиканский математический форум

22.11.2018 г.

«Эффективные практики математического образования

в Республике Карелия: школа лидеров»

Урок математики «Великое сокровище геометрии», 8 класс, Лицей №40 г. Петрозаводск

Подготовила и провела учитель математики  СОШ №48 Редькина Татьяна Васильевна

Конспект урока

Цели урока:

  • овладение необходимыми знаниями и умениями по теме урока;
  • воспитание серьёзного отношения к геометрии, понимание значимости предмета ;
  • развитие умения использовать разнообразные источники информации;
  • воспитание познавательного интереса в изучении геометрии;  развитие логического мышления

План урока:

  1. Личность Пифагора
  2. Сущность теоремы Пифагора
  3. Доказательство теоремы Пифагора
  4. Практическое применение теоремы Пифагора
  5. Использование теоремы Пифагора в заданиях ОГЭ

Слайд 1

Тема урока «Великое сокровище геометрии»

Слайд 2

Учитель: сегодня на уроке мы постараемся понять, в чем состоит Великое сокровище геометрии. Поскольку вы можете прочитать имя Пифагор, то речь пойдет о нем и о величайшем сокровище геометрии, связанным с его именем.

Слайд 3

Имя Пифагора вам известно из курса Истории Древнего мира. Вспомним немного из истории.

Слайд 4

                        По историческим данным, дошедшим до нашего времени Пифагор родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос в Эгейском море, за что его и называют Пифагор Самосский. Этот человек известен многими математическими открытиями.

Изучение Вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что утверждение, которое мы называем теоремой Пифагора, было известно еще за 1200 лет до него. Заслуга же Пифагора состоит в том, что он открыл доказательство этой теоремы.

Согласно одной из легенд, знаменитую теорему Пифагор добыл как выигрыш с неизвестным математиком, который отдал свиток с теоремой Пифагору и сказал, что человек, владеющий этим свитком, будет известен не одно тысячелетие… Раз мы об этом будем говорить, его слова подтверждаются.

Слайд 5

Повторим то, что вам уже известно. Заслушиваются ответы учащихся после выполнения заданий со слайда.

Слайд 6

В геометрии известно много доказательств теоремы Пифагора. Мы «откроем» для себя эту теорему. Для этого выполните задание 1 на Рабочем листе.

Вопросы учителя:

  1. Найдите квадраты сторон ВС, АС, АВ первого треугольника
  2. Рассмотрим второй прямоугольный треугольник. Возведите в квадрат его стороны.
  3. Запишите ответы в строчку. Предположите, как связаны числа каждой строки между собой.

Заслушиваются ответы учащихся.

Слайд 7.

Нами было высказано предположение… Постараемся его доказать. Выполните задание 2 на Рабочем листе.

Один из учащихся выполняет доказательство теоремы Пифагора у доски. В случае затруднения, используются наводящие вопросы.

  1. Для начала достроим имеющийся треугольник с катетами а, в и гипотенузой с до квадрата со стороной а+в.
  2. Какую сторону имеет большой квадрат? Какую сторону имеет маленький квадрат?
  3. Что еще можно увидеть на чертеже?

Слайд 8

  1. Запишите площадь большого квадрата во второй строке, ниже запишите площадь одного треугольника, еще ниже запишите площадь маленького квадрата внутри чертежа.
  2. Тогда из каких величин будет складываться площадь большого квадрата?
  3. Сравните записи второй и четвертой строк.
  4. Вспомните из курса алгебры формулу квадрата суммы

Слайд 9

  1. Сделайте вывод, сформулируйте свое предложение.
  2. Для любого ли треугольника будет справедлива теорема Пифагора?

Слайд 10

Проверьте выполнение равенств

Слайды 11-14

Запишите теорему Пифагора для каждого треугольника (4). Учащиеся выполняют задания со слайдов.

Слайд 15

Закрепим полученные знания в решении задач.

Учитель показывает на доске образец записи решения задачи, учащиеся выполняют задания в Рабочих листах, проверку решений выполняют в парах.

Учащиеся выполняют работу с числовой таблицей (задание 4 на Рабочем листе).

Слайд 16

Проверьте свои решения, все ли получилось верно?

Физкультминутка для глаз.

Слайд 17

Выполняем задание 5 на Рабочем листе. Заслушиваются ответы учащихся.

Слайд 18

Выполняем задание 6 на Рабочем листе (задача ОГЭ). Заслушиваются ответы учащихся.

Вспомните за 15 секунд, что изучили на уроке и ответьте на вопросы:

  1. В чем заключается одно из Великих сокровищ геометрии?
  2. Для каких треугольников справедлива теорема Пифагора?
  3. Сформулируйте данную теорему.
  4. Как вы думаете, где в реальной жизни находит применение теорема Пифагора?

Дополнительный материал

В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу – какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу сигнала можно было принимать в определенном радиусе?

Слайд 19.

Приводится пример решения задачи про мобильную связь

Слайд 20.

Запомните материал сегодняшнего урока при помощи стихотворения

Слайд 21

Домашнее задание на выбор.

Слайд 22

Теперь еще раз прочитайте высказывание Иоганна Кеплера о геометрии.

Слайд 23.

Немного юмора. Вот так школьники 16 века шутили по поводу теоремы Пифагора

Рефлексия.

  1. Насколько комфортно вы чувствовали себя сегодня на уроке?
  2. Тот, кому все было понятно, выбирает человечка, расположенного посередине.
  3. Тот, кто немного сомневается в усвоении материала, выбирает человечка, расположенного справа.
  4. Тот, кто считает, что теорема Пифагора – это повод для грусти, тот выбирает человечка, расположенного слева.

Литература

  1. Акимова С. Занимательная математика Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.
  2. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений /
    Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев и др.-12-е изд.-М.: «Просвещение», 2016.
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.: «Просвещение», 1981.
  4.  Еленьский Ш. По следам Пифагора, М., 1961.
  5.  Журнал «Математика в школе» № 4, 1991.
  6.  Литцман В. Теорема Пифагора. М., 1960.
  7.  Скопец З.А. Геометрические миниатюры. М., 1990.
  8.  Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин.-
    3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  9. Энциклопедия для детей. Т.П. Математика /Главный редактор М.Д.
    Аксенова. - М.: «Аванта+»,1998.
  10.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. - М., 1997.

Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФОРУМ 22 ноября 2018 г.

Слайд 2

Великое сокровище геометрии Урок геометрии. 8 класс. Школа №48 г.Петрозаводск Учитель Редькина Татьяна Васильевна

Слайд 3

3 Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора… Иоганн Кеплер

Слайд 4

Пифагор ( V век до н.э.)

Слайд 5

ПОВТОРЕНИЕ Определите вид треугольника, ответ аргументируйте 2. Назовите катеты и гипотенузу треугольника 3. Как найти площадь Δ АВС? 4. Как найти площадь квадрата? 5. Найдите квадраты чисел 3; 4; 1,6; 8 6. Найдите значение квадратного корня из числа 9; 25; 64; 100 С А В

Слайд 6

3 5 4 С А В 9 16 25 6 10 8 36 64 100 Предположите, как связаны числа каждой строки между собой? А С В

Слайд 7

в а с в а с в а с в а с

Слайд 8

в а с в а с в а с в а с

Слайд 9

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

Слайд 10

Для любого ли треугольника будет справедлива теорема Пифагора? Стороны треугольника равны 2, 3, 4 Проверьте выполнение равенства

Слайд 11

Запишите теорему Пифагора для каждого треугольника А В С О N M X Y Z Треугольник не прямоугольный F K S

Слайд 12

Как найти гипотенузу ( С ) ?

Слайд 13

Как найти катет а ?

Слайд 14

Как найти катет в ?

Слайд 15

M N P 10 X Z Y 10 8

Слайд 16

Заполни таблицу a b c 6 8 9 1 5 4 5 5 13 7 24 a b c 6 8 10 9 12 15 3 4 5 5 12 13 7 24 25 c a b

Слайд 17

A C B D В прямоугольнике ABCD найдите сторону BC , если CD = 1,5 см., AC = 2,5 см. 1,5 2,5 ?

Слайд 18

2 ? 1,2 Лестницу длиной 2 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,2 м?

Слайд 19

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ Какую наибольшую высоту должна иметь антенна мобильного оператора, чтобы передачу можно было принимать в радиусе R=200 км? (радиус Земли равен 6380 км.) Решение: Пусть AB= x , BC=R=200 км , OC= r =6380 км. OB=OA+AB OB=r + x. Используя теорему Пифагора, получим ответ: 2,3 км.

Слайд 20

Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим – И таким простым путём К результату мы придём.

Слайд 21

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР: найти другой способ доказательства теоремы Пифагора; придумать свою задачу на применение теоремы Пифагора; найти задачи из Открытой базы заданий по геометрии на сайте fipi http :// www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Слайд 22

22 Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении… Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень. Иоганн Кеплер

Слайд 23

Пифагоровы штаны во все стороны равны ( XVI в.)



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

Задание 1

                     

Задание 2

                                                                             

Задание 3

                                                    

Задание 4

Задание 5

Задание 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 17 см, а основание треугольника 16 см. Найдите высоту этого треугольника, проведенную к основанию. А В С D

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Урок математики. Великие математики древности и средневековья.

Урок закрепления по теме "Рациональные числа"....

Внеурочное занятие с 7,8 классами по теме "Сокровище геометрии" (Теорема Пифагора)

Внеурочное занятие с 7,8 классами по теме "Сокровище геометрии" (Теорема Пифагора) с элементами Сингапурской технологии...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...

Дополнительный материал к уроку математики по теме: «Великие достижения. Великие люди. Великие награды»

1.Обучающая:включение новой информации в структуру прежних знаний;формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;2. Воспитательная:привитие интереса к предмету;формирование увер...

Интегрированный урок математики “ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ 76 лет”

Основное свойство пропорции.                 Прямая и обратная пропорциональная зависимость...