Развитие логического мышления учащихся на уроках математики посредством моделирования
статья по математике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1544526490_5c0f9a9a46fe1.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №333 Невского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики посредством моделирования
Учитель математики Селунская М.А.
-10.11.2018-
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои суждения необходимы каждому. Успешное решение этих задач позволяет стимулировать прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание.Человек рождается лишь с задатками к мышлению. Мыслить он учится в процессе своей жизни, в общении и в обучении.Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность - способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов.Это ценнейшее качество возникает и развивается в процессе изучения математики - практической логики, где каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, то есть строго доказывается. Обязанность учителя - математика состоит в приучении к краткому и логически полноценному изложению.
На уроках математики важно использовать специальные методы и приемы для развития логического мышления, которое, как познавательный процесс, нуждается в оперировании суждениями и понятиями, позволяющими сделать новые выводы.
Развить логику можно при помощи:
- педагогических игр;
- умения делать выводы;
- находить общие и отличительные черты между несколькими предметами и явлениями;
- самостоятельного формирования суждений;
- решения задач разного уровня сложности;
- применения базовых законов, посредством которых школьники создают алгоритмы.
Моделирование как способ развития мышления
Под моделированием принято понимать создание моделей и их практическое применение на уроках математики с целью формирования новых знаний. Применение такого метода позволяет учащимся легче усвоить новый материал и понять связь между двумя предметами, объектами и явлениями. Также посредством моделирования совершенствуется наглядно-образное мышление, которое помогает в различных жизненных ситуациях.
В дидактике используют несколько видов моделей:
- Предметно-схематическая.
- Предметная, выступающая в качестве физической конструкции взаимосвязанных друг с другом предметов. В данном случае модель должна воспроизводить основные параметры и конструктивные особенности используемого объекта.
- Графические модели в виде формул, схем и графиков.
Моделирование чаще всего используется для решения задач. Обучение решению текстовых задач является ключевой проблемой в течение всего курса обучения математики, и это подтверждается результатами Единого Государственного Экзамена по математике. Менее 50% детей справляются с решением текстовых задач.
Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления (ситуации, процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести ее на язык математических действий, т.е. построить математическую модель.Вообще, математическая модель – это описание какого-либо реального процесса на математическом языке.Математической моделью текстовой задачи является выражение (либо запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение (либо система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.В процессе решения задачи четко выделяются три этапа математического моделирования:
1 этап – это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;
2 этап – внутримодельное решение (т.е. нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения);
3 этап – интерпретация, т.е. перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована задача.
Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, т.е. 1 этап математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели – схемы, таблицы и др. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и т.д.); от нее – к математической, на которой и происходит решение задачи. Во время перевода предложенной задачи с естественного языка на математическийшкольники учатся сравнивать, делать выводы, наблюдать, сопоставлять и проводить анализ. Все это является важной предпосылкой для развития математических способностей и новых умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.
Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...
Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необхо...
Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью
Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...
Особенности развития логического мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах.
Так как школьная математика является одной из базисных дисциплин в системе среднего образования, то без солидной математической подготовки нельзя ставить вопрос об усвоении знаний ряда дру...