Приемы смыслового чтения на уроках математики
презентация к уроку по математике на тему

Баева Инна Сергеевна

Презентация по математике по теме "Приемы смыслового чтения на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_osmyslennogo_chteniya_na_urokah_matematiki.pptx423.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы осмысленного чтения на уроках математики

Слайд 2

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности с работы с информацией

Слайд 3

Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков : Различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки ; Распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; Собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Слайд 4

Варианты приемов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений . 1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа ; « Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Слайд 5

Например, при изучении темы по геометрии в 7 классе «Признаки равенства треугольников» было предложено детям сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса : «ТОНКИЕ» вопросы: О равенстве каких фигур идет речь ? 2.Сколько признаков равенства треугольников вы знаете ? 3. Сколько равных элементов должно быть у каждого треугольника ? «ТОЛСТЫЕ» вопросы: Объясните, почему треугольники равны по двум сторонам и углу между ними ? В чем различие второго и третьего признака равенства треугольников ? Предположите, что будет если у двух треугольников взять по стороне и двум углам ?

Слайд 6

2. Прием «вопросы к тексту учебника » Например, при изучении темы «Окружность» в 6 классе ребята читают текст. После чего встает один ученик и задает вопрос по прочитанному любому однокласснику. Кому задали вопрос отвечает и называет, кому он задает следующий вопрос и так далее. Можно тот же прием обыграть по другому: ребята прочитав текст каждый записывает по нескольку вопросов на отдельных листочках помещают все вопросы в сундук и встряхивают его, все перемешивая. По одному выходят к доске вытаскивают листочки и отвечают на вопросы.

Слайд 7

3. Прием « Инсерт » Прием « Инсерт » - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное Читая , учение делает пометки в тексте: V – уже знал; + - новое - - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы . Например, урок алгебры и начала математического анализа тема «Решение логарифмических неравенств». Ученики, читая текст, делали пометки: V простейшие логарифмические уравнения решаются на основе определения логарифма. + решение логарифмических уравнений методом потенцирования -- решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной.

Слайд 8

4. Прием «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы . Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста . 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж . Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей . 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Слайд 9

5 . Прием «Кластер » Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки) с ним связанные. Составление краткого условия задачи: Например, урок математики в 5 классе «Площадь прямоугольника» Задачи на нахождение площади прямоугольника Длина Ширина Площадь a=s : b b=s : a S=ab ? 7 42

Слайд 10

6. Прием «Синквейн». Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна. Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы ). Например, урок геометрии 9 класс «Векторы» Вектор Нулевые, коллинеарные Складывать, вычитать, умножать Я умею складывать векторы  а

Слайд 11

Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; - технологии критического мышления. Значит , урок математики является благодатной почвой для формирования смыслового чтения.

Слайд 12

Задание для участников . Попробуйте применить данные приемы осмысленного чтения у себя на уроках. Напишите примеры или составьте фрагменты уроков с использованием данных приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....

Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».

мастер-класс для учителей  математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...