Приемы смыслового чтения на уроках математики
презентация к уроку по математике на тему
Презентация по математике по теме "Приемы смыслового чтения на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 423.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности с работы с информацией
Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков : Различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки ; Распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; Собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Варианты приемов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений . 1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа ; « Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
Например, при изучении темы по геометрии в 7 классе «Признаки равенства треугольников» было предложено детям сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса : «ТОНКИЕ» вопросы: О равенстве каких фигур идет речь ? 2.Сколько признаков равенства треугольников вы знаете ? 3. Сколько равных элементов должно быть у каждого треугольника ? «ТОЛСТЫЕ» вопросы: Объясните, почему треугольники равны по двум сторонам и углу между ними ? В чем различие второго и третьего признака равенства треугольников ? Предположите, что будет если у двух треугольников взять по стороне и двум углам ?
2. Прием «вопросы к тексту учебника » Например, при изучении темы «Окружность» в 6 классе ребята читают текст. После чего встает один ученик и задает вопрос по прочитанному любому однокласснику. Кому задали вопрос отвечает и называет, кому он задает следующий вопрос и так далее. Можно тот же прием обыграть по другому: ребята прочитав текст каждый записывает по нескольку вопросов на отдельных листочках помещают все вопросы в сундук и встряхивают его, все перемешивая. По одному выходят к доске вытаскивают листочки и отвечают на вопросы.
3. Прием « Инсерт » Прием « Инсерт » - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное Читая , учение делает пометки в тексте: V – уже знал; + - новое - - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы . Например, урок алгебры и начала математического анализа тема «Решение логарифмических неравенств». Ученики, читая текст, делали пометки: V простейшие логарифмические уравнения решаются на основе определения логарифма. + решение логарифмических уравнений методом потенцирования -- решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной.
4. Прием «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы . Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста . 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж . Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей . 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
5 . Прием «Кластер » Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки) с ним связанные. Составление краткого условия задачи: Например, урок математики в 5 классе «Площадь прямоугольника» Задачи на нахождение площади прямоугольника Длина Ширина Площадь a=s : b b=s : a S=ab ? 7 42
6. Прием «Синквейн». Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна. Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы ). Например, урок геометрии 9 класс «Векторы» Вектор Нулевые, коллинеарные Складывать, вычитать, умножать Я умею складывать векторы а
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; - технологии критического мышления. Значит , урок математики является благодатной почвой для формирования смыслового чтения.
Задание для участников . Попробуйте применить данные приемы осмысленного чтения у себя на уроках. Напишите примеры или составьте фрагменты уроков с использованием данных приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-196523-1360069974.jpg)
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-464979-1405962859.jpg)
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-245154-1382211936.jpg)
Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики
Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-245154-1382211936.jpg)
Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...
Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.
Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....
Заявка на участие в городском сееминаре-практикуме «Приемы смыслового чтения на уроках математики, информатики и физики, как способ формирования УУД учащихся»
Выступление по теме "Приемы и методы смыслового чтения на уроках физики"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-334108-1383586803.jpg)
Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».
мастер-класс для учителей математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...