Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
методическая разработка на тему
Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.
Чтобы сформировать читательскую компетенцию школьника нужно поставить перед собой следующие задачи:
1.Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста.
2.Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_priemy_formirovaniya_smyslovogo_chteniya.rar | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка
Приемы
формирования смыслового чтения
Составила учитель математики
МОУ Иванковской СОШ
Хявгя Ольга Владимировна
2015
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Ведь мы живём в условиях изобилия информации, следовательно, извлечение нужной информации и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно достичь успехов.
Чтобы сформировать читательскую компетенцию школьника нужно поставить перед собой следующие задачи:
1.Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста.
2.Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.
Средством достижения задач выступают:
- приёмы освоения текста до чтения
- приёмы освоения текста во время чтения
- приёмы освоения текста после чтения
Следующие виды работ можно использовать при работе с текстом:
- Чтение произведения и определения его жанра.
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Чтение, нахождение отрывка по рисунку.
- Чтение и рисование рисунка к прочитанному.
- Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
- Чтение, деление текста на части.
- Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Чтение текста и сбор пословицы из слов.
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение с последующей инсценировкой прочитанного отрывка.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однокоренными членами предложения.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Установление путём чтения причинно-следственных связей.
- Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
- Чтение текста голосом героя.
- Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
- Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
- Чтение и подбор из текста слов – признаков.
- Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
- Чтение и дописывание предложений словами из текста.
- Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
- Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
- Чтение и разгадывание (составление) кроссвордов.
- Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
- Чтение и заполнения таблиц словами из текста.
- Чтение и выполнение (составление) тестовой работы.
- Чтение и раскрашивание картины, используя Краски художника – Осени.
- Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
- Чтение. Перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
- Чтение и пересказ от лица героя произведения.
- Чтение, представление и описание героя произведения.
- Чтение сказки и изменение хода событий.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение, придумывание продолжения рассказа.
- Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
- Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
- Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
- Чтение, расшифровка обряда.
- Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
- Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
- Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, описание места действия.
А какие УУД формируются при использовании предлагаемой технологии?
- Познавательные УУД.
Формируем умения:
1.Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2.Представлять информацию в виде схемы;
3.Выявлять сущность, особенности объектов;
4.На основе анализа объектов делать выводы;
5.Обобщать и классифицировать по признакам;
6.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Коммуникативные УУД.
Формируем умение:
1.Слушать и понимать других;
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3.Офомлять свои мысли в устной форме;
4.Работать в паре.
- Регулятивные УУД.
Формируем умение:
1.Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Личностные УУД.
Формируем:
1.Умение выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции;
2.Мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
3.Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
Y – YI классы | выделение главного в тексте |
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте | |
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос | |
грамотно пересказать прочитанный текст | |
YII – YIII классы | умение составить план прочитанного |
воспроизводить текст по предложенному плану | |
умение пользоваться образцами решения задач | |
запоминание определений, формул, теорем | |
IX – XI классы | работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами) |
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях | |
подтверждение научных фактов | |
конспектирование новой темы |
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Выделяют три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках математики. Рассмотрим наиболее подходящие приемы работы с текстом для формирования у учащихся ключевых компетенций.
Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом.
Источники:
- http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/07/22/ispolzovanie-priemov-smyslovogo
- http://w.school2100.ru/upload/iblock/391/3918fdb1873cadc169826ba2ba6ebe24.pdf
- http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8&l10n=ru
- http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/60474.html
- http://www.slideshare.net/School91perm/ss-43471912?related=1
- http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/60474.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики
Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...
Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...
Выступление "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности"
В данном выступление приведены приемы смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельноти....
Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.
Учебно-методический материал....
Формирование основ смыслового чтения на уроках математики и физики в рамках реализации ФГОС
Развитие основ читательской компетенции на уроках....
Проект по теме: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»
Цель данного проекта - ознакомить учителей с эффективными приёмами организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у о...
Формирование смыслового чтения на уроках математики в начальных школе.
Нуучить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из задач начального образования. В данной статье описан ряд упражнений, нацеленных на формирование смыслового , осознанного...