ОТКРЫТЫЙ УРОК по математике «Логарифмическая функция, ее свойства и график»
план-конспект урока по математике на тему
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по математике
«Логарифмическая функция, ее свойства и график»
Преподаватель Трофимова Л.Г.
2014-2015 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по математике
«Логарифмическая функция, ее свойства и график»
Преподаватель Трофимова Л.Г.
2014-2015 уч. год
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: Ввести определение логарифмической функции. Формировать умение строить график логарифмической функции. Научить выявлять свойства логарифмической функции по графику.
Задачи урока:
Образовательная: повторить определение логарифма, план исследования свойств функции, вспомнить график и свойства показательной функции; сформировать умение строить график логарифмической функции, изучить свойства логарифмической функции;
осуществить контроль знаний с помощью проверочного задания и теста.
Развивающая: способствовать развитию внимания, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях,
Воспитательная: воспитывать информационную культуру, выработать навыки работы в группе и индивидуально.
Этапы урока:
1. Организационный момент
Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих.
2. Актуализация познавательного интереса к изучаемой теме
Преподаватель предлагает решить обучающимся задания устной разминки. Называя координаты ячейки и открывая её, считаем логарифмы. В некоторых ячейках есть буквы. После решения всех заданий из этих букв выстраивается фамилия Непер – математик, изобретатель логарифмов (слайд 2,3).
На слайде показывается его портрет и краткая справка о нём.
Вторая часть устной разминки – прочитать и назвать график функции, изображённый на рисунке. Можно воспользоваться подсказкой – «План» или проверить, все ли свойства отражены в ответе. Обучающие узнают на рисунке график показательной функции при a > 1. Далее учащимся надо ответить на вопрос: какими свойствами обладает эта функция при 0 < a <1? (слайд 4).
На следующем слайде появляется портрет великого математика – Леонарда Эйлера и краткая справка о нём. Вопрос: Как вы думаете в связи с чем появился портрет этого учёного? Преподаватель выслушивает варианты ответов и, или подтверждает правильный ответ, или сообщает, что определение логарифмической функции – это заслуга Леонарда Эйлера. Итак, мы сегодня будем изучать логарифмическую функцию (слайд 6).
3. Актуализация темы урока, создание проблемной ситуации.
Вопрос: Дайте определение показательной функции и попробуйте самостоятельно сформулировать определение логарифмической функции. В координатной плоскости постройте точку с координатами (b;c) и, предположите, что она принадлежит графику показательной функции. Значит . Попробуйте переписать эту запись на «языке логарифмов». Т.е. . Что можно сказать про точку с координатами (b;c)? Ответ: они симметричны относительно прямой у = х (слайд 7).
Сделайте вывод: график логарифмической функции симметричен графику показательной функции относительно прямой у = х. Обучающимся предлагается сделать эскизы графиков при a > 1(1 вариант) и при 0 < a <1 (2 вариант). Правильность эскизов проверяется с помощью слайдов 8,9.
После проверки следующие задание: построить графики функций (1 вариант) и (2вариант). Правильность табличных результатов и графиков проверяется с помощью слайдов 10,11.
Обучающимся предлагается сделать эскиз графика функции и описать его свойства при a > 1(1 вариант) и при 0 < a <1 (2 вариант). Проверка – слайд 13,14.
После проверки данного задания обучающиеся делают вывод о свойствах логарифмической функции (слайд 15).
4. Закрепление изученного материала.
Преподаватель демонстрирует задания на слайдах . Обучающиеся устно решают первое задание.
Задание 1. Найдите наименьшее и наибольшее значения функций на данном промежутке: а) б)
Правильность ответа проверяется с помощью презентации (слайд 16).
Аналогично решается второе задание (слайд 17).
Задание 2. Решите уравнения и неравенства: а)
Похожее задание решаю самостоятельно, записывая только ответы в тетрадь (слайд 18).
Решите уравнения и неравенства: а)
Задание 3. Постройте график функции (группа делится на подгруппы, каждая самостоятельно строит график функции в тетрадях с последующей проверкой )(слайды 19 - 21).
Задание 3. Постройте графики функций:
5. Подведение итогов и результатов работы на уроке (рефлексия).
Обучающимся предлагается блиц - опрос, чтобы проверить себя, на сколько каждый понял изученный материал (слайд 22 – 24). Необходимо ответить только «да» или «нет». Проверяется сразу.
Вопросы:
- Ось у является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.
- Графики показательной и логарифмической функций симметричны относительно прямой у = х.
- Область определения логарифмической функции – вся числовая прямая, а область значений этой функции – промежуток
- Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма.
- Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).
- Логарифмическая кривая это та же экспонента, только по-другому расположенная в координатной плоскости.
- Выпуклость логарифмической функции не зависит от основания логарифма.
- Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.
- Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и наоборот при 0 < a < 1.
Проверка: да, да, нет, да, нет, да, нет, да, нет.
Преподаватель задаёт вопрос: Каковы результаты? Есть ли обучающиеся, которые на все вопросы ответили правильно? У кого только одна или две ошибки? Если есть обучающиеся, у которых больше четырёх ошибок, то не стоит отчаиваться, потому что есть возможность ещё раз дома просмотреть этот материал и найти правильные ответы на вопросы теста.
Домашнее задание выводится на экран, делаются соответствующие пояснения о том, какие результаты по его выполнению будут необходимы на следующем уроке. Обучающиеся записывают задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по алгебре и началам анализа и информатике по теме «Показательная функция, ее свойства и график. Создание моделей графиков функций в среде программирования Visual Basic» (11 класс «А»)
Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей....
Функции, их свойства. Чтение графиков функций
Презентация по теме функции и их свойства, чтение по графику функции...
открытый урок в 9 классе Числовые функции их свойства и графики
Данный материал составлен по ФГОС урок математики в 9 классе по теме: «Числовые функции их свойства и графики», учебник А.Г.Мордковича.Урок развивающего контроля и открытия нового знанияприложен...
Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»
Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...
Интегрированный урок по математике и физике по теме "Функция. Применение свойств и графиков некоторых функций в решении задач и при подготовке к ОГЭ".
Разработка интегрированного урока по физике и математике по теме "Функция. Применение свойств и графиков функций в решении задач при подготовке к ОГЭ"....
Технологическая карта открытого урока Степенные функции, их свойства и графики
Планируемые результаты:Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре...
Технологическая карта открытого урока Показательная функция, ее свойства и график
Планируемые результатыПредметные: правильно употреблять в речи термины связанные с изучаемой темой.определять и правильно называть для функций их свойства, используя знания предыдущей и изучаемой темы...