Урок математики по теме "Среднее арифметическое", 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок математики по теме "Среднее арифметическое" по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Коновалов Дмитрий Александрович

Место работы: МБОУ «СОШ № 226» г. Заречного

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина»,  2015 год.

Тема урока: «Среднее арифметическое» (первый урок из пяти по данной теме)

Тип урока: Комбинированный: Целеполагания, моделирования, контроля и оценки.

Цели: Исследовать новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило;  

Задачи:

Образовательная: 1) Исследовать понятие «среднее арифметическое нескольких чисел». 2) Построение модели нахождения среднего арифметического нескольких чисел. 3) углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.

Развивающая: 1) Развитие преимущественно познавательных ууд и рефлексивных действий.

Воспитательная: 1) Умение самостоятельно оценить результат своей деятельности и его значение для принятия групповых решений – формирование оценочных действий и самоопределение; 2) Освоение способов учебного взаимодействия (работа в группе) – формирование коммуникативных ууд.


                               Структура и ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организацион -ный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют подготовленность к учебному занятию.

 

II.Актуализация опорных знаний

Слайд 2:

Решите примеры и получите слово:

3,6+0,4      4

9,1-7,07     2,03

5  : 0,2       25

2,7 * 0,3    0,81

1,7 : 0,01   170

3.Найди ошибку в округлении десятичных дробей и составь рисунок. Если ответ верный, рисуем+, если неверный, рисуем-.

Слайд 3:

3,7259 ≈ 3,73

0,894 ≈ 0,8

7,099 ≈ 7,10

6,551 ≈ 6,55

0,285 ≈ 0,28.

 Предлагает задания на счет и на округление.

Организует работу фронтально.

 Выполняют задания из презентации.

Слайды 2 – 3.

 Познавательные: исследуют зависимости между существенными признаками, заложенные в модели.

Регулятивные: отработка способа действия без модели

III. Целеполагание.

 Слайд 4:

Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн картофеля, в 2011 году на 24 тонны больше чем в 2010 году, а в 2012 году на 56 тонны меньше чем в 2011 году. Сколько картофеля собрал фермер за 3 года?

У: Какой главный вопрос задачи?

Уч: Сколько картофеля собрал фермер за 3 года?

У: Значит нужно?

Уч: Найти сумму за 2010, 2011, 2012 года.

У: Все известно?

Уч: Нет, нужно найти количество кортофеля за 2011 год (4647 + 24) и за 2012 год (2011 год – 56).

У: К доске пойдет Цедрик Слава.

Слайд 5:

Фермер собрал в 2010 году 5684 тонн, в 2011 году 4114 тонны, в 2012 году 5019 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы?

Ежедневно зарплата рабочего в течение трех дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?

Ежедневно зарплата рабочего в течение двух дней была: 836 руб., 620 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?

 Организует фронтальную работу для решения задачи 1.

Организует работу в группе: задачи 2, 3, 4.

 

Определяют границы своего знания и незнания

Обнаруживают незнание

Фиксируют проблему

Анализ и смысловое чтение (П)

Регулятивные: сличение способа действия с эталоном (моделью)

 Рефлексия способа правильного действия

IV. Этап моделирования правильного способа.

Фермер собрал в 2010 году 5684 тонн, в 2011 году 4114 тонны, в 2012 году 5019 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? (4939)

Ежедневно зарплата рабочего в течение трех дней была: 660 руб., 725 руб., 691 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?(692)

Ежедневно зарплата рабочего в течение двух дней была: 836 руб., 620 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день? (728)

(•+•+•+•)/ο=

 

         ο – кол-во слагаемых

Алгоритм:

-Найти сумму всех чисел;

-Найти количество слагаемых;

-Разделить сумму чисел на их количество.

Организует групповую работу.

Подводит итог групповой работы

Выдвигают гипотезы.

Проводят исследование.

Фиксируют результаты в знаково-символьной форме.

Коммуникативные: учет позиции других, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие

Познавательные: исследуют зависимости между существенными признаками; умение структурировать знания; знаково- символические действия

Личностные: способности к принятию решения в ситуации выбора

Познавательные: логические (обобщение, анализ), действия постановки и решения проблем, определение порядка действий

V.Этап контроля.

Слайд 6:

За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник? (9,3)

У: Какой главный вопрос задачи?

Уч: Сколько километров в среднем проходил лыжник?

У: Значит нужно?

Уч: Найти сумму за 3 часа.

У: Все известно?

Уч: да

У: К доске пойдет Саратовцев Данила.

Слайд 7:

Один спортсмен пробежал 100 метров за 10,4, второй на 1 секунду быстрее, а третий на 1секунды медленнее первого. Найдите среднее время трех бегунов. (10,4)

У: Решаем задачу индивидуально.

У: По окончанию решения проверяем решение у соседа по парте.

 -Организует фронтальную работу.

Организует индивидуальную работу.

Организует парный контроль.

 Решают задачи используя модель.

Решают задачи используя модель. Выполняют парный контроль.

Осознанный выбор способа решения (П)

Учебное сотрудничество (К)

 Контроль и коррекция

VI.Рефлексия

Какое понятие исследовали?

Какой способ решения вы нашли?

На сколько сложно дался материал?

Кто больше помог в группе?

Как работала группа?

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы учителя

Контроль и оценка результатов

деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

VI Домашнее задание

Слайд 8:

Всем:

№1524.

По желанию:

Составить задачу на тему «Среднее арифметическое».

Задаёт дозированное домашнее задание.

(слайд 11).

Записывают домашнее задание.

(слайд 11).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12 апреля Классная работа

Слайд 2

Устный счёт 3,6 + 0,4 = 2,03 9,1 – 7,07 = 170 5 : 0,2 = 0,81 2,7 * 0,3 = 25 1,7 : 0,01 = 4

Слайд 3

Устный счёт 3,7259 ≈ 3,73 0,894 ≈ 0,8 7,099 ≈ 7,10 6,551 ≈ 6,55 0,285 ≈ о,28 Ответ: + - + + -

Слайд 4

Задача 1 Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн картофеля, в 2011 году на 24 тонны больше чем в 2010 году, а в 2012 году на 56 тонны меньше чем в 2011 году. Сколько картофеля собрал фермер за 3 года? 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Слайд 5

1 ряд: Фермер собрал в 2010 году 5684 тонн, в 2011 году 4114 тонны, в 2012 году 5019 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? 2 ряд: Ежедневно зарплата рабочего в течение трех дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день? 3 ряд: Ежедневно зарплата рабочего в течение двух дней была: 836 руб., 620 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?

Слайд 6

Задача 5 За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник?

Слайд 7

Задача 6 Один спортсмен пробежал 100 метров за 10,4, второй на 1 секунду быстрее, а третий на 1секунды медленнее первого. Найдите среднее время трех бегунов.

Слайд 8

Домашнее задание Всем: № 1524 По желанию: Составить задачу на тему «Среднее арифметическое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

Открытый урок математики на тему "Арифметический квадратный корень"

Частично использована технология критического мышления...

Семинар городского методического объединения учителей математики "Методика проведения уроков математики в 5-х классах по ФГОС"

Семинар городского методического объединения учителей математики "Методика проведения уроков математики в 5-х классах по ФГОС"...

Урок математики в 5-м классе по теме "Среднее арифметическое"

Конспект урока по математике "Среднее арифметическое"...