Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики». Региональный конкурс "Учитель года - 2018"
материал по теме
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.
Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.
Поэтому тема моего педагогического семинара: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики»
Цель: Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению математики.
Задачи:
1. Поиск активных форм сотрудничества с детьми
2. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и потребности
3. Воспитать в обучающемся осознание того, что путь к его знаниям лежит через творческую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_problemnogo_obucheniya_na_urokah_matematiki.docx | 280.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Тема «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики»
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.
Слайд 1
Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.
Слайд 2.
«Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности» А. Дистервег
Замечено, чем больше мы учим своих учеников и чем меньше –
предоставляем им возможностей самостоятельно приобретать знания,
мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится
процесс обучения. Роджер Левин писал: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Слайд 3.
Поэтому тема моего педагогического семинара: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики»
Цель: Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению математики.
Задачи:
- Поиск активных форм сотрудничества с детьми
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и потребности
- Воспитать в обучающемся осознание того, что путь к его знаниям лежит через творческую деятельность
Слайд (П). Я - учитель математики, в школе работаю 5-ый год. Порой бывает трудно заинтересовать учащихся своим предметом, потому что математика считается сложной, скучной и не каждому ученику она понятна. Среди обучающихся у меня есть дети, оставшиеся без попечения родителей, прошедшие «все прелести жизни».
Слайд 4.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Образовательный стандарт нам четко рисует портрет выпускника средней школы.
На вопрос « как вы считаете, зачем вам нужно изучать математику?», практически всегда слышу ответ: «чтобы уметь считать сдачу в магазине», т.е. получается, что сами обучающиеся не понимают, зачем им нужна математика. Очень часто не только мы, педагоги, но и родители задумываются, почему их ребёнок плохо учится, что является причинами плохих отметок!?
Слайд 5.
Чтобы выяснить ситуацию, я проводила «диагностику обучения школьника по математике», где предложила в листке самоконтроля (самооценки своих знаний) ответить на ряд вопросов об их отношении к предмету:
- Нравится и нужна ли тебе математика?
- Что самое трудное в предмете?
- Всегда ли ты выполняешь домашнее задание?
- Что мешает тебе учиться?
- Как ты оцениваешь свои знания и хотел бы их улучшить?
- Кому нужны знания математики?
Вывод:
- Неумение учиться и преодолевать трудности
- Сложность учебного материала
- Однообразие учебного процесса
Необходимо повышать уровень познавательной активности обучающихся на уроках математики.
Слайд. 6
Передо мной встала проблема:
- Как изучение нового материала сделать интересным и захватывающим для детей, только с математическим складом ума, но и для которых математика является сложной наукой?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Как мотивировать ученика на «Хочу?»
Слайд 7.
Для меня приоритетной стала технология проблемного обучения. Почему именно он? Проблемный подход в обучении математики, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Изучая поведение учащихся на уроке, я сделал вывод, что если на уроке разыграна проблемная ситуация, то учащиеся с интересом пытаются найти из нее выход, раскрывают свой потенциал. Каким образом проявляется этот интерес? При выполнении задания «найди ошибку» все учащиеся с интересом работают, потому что они выполняют сравнение, анализируют. Многие хотят найти эту ошибку первыми.
Слайд 8.
На своих уроках элементы проблемного обучения я использую практически на всех этапах урока, но придерживаюсь правила: « все должно быть в меру». Чаще всего учащиеся работают над проблемой именно в группах. Это позволяет включить в работу каждого ученика. Каждый ученик группы берет на себя ту часть решения, которая ему по силам.
На этапе актуализации знаний ученик рассуждает так:
- - «Я считаю, что это правильно, так как…»
- - «Я сомневаюсь, потому что…»
- - «Я уверен, потому что…»
- - «Это должно быть иначе, потому что…»
Дети не боятся высказать свою оценку, реализуют своё право самостоятельно мыслить, и это становится источником нового мышления.
Слайд 9.
На этапе закрепления, обобщения знаний - у ребёнка возникает удовлетворённость от напряжения умственных и практических усилий. Возникает достижение успеха в деятельности, выработка уверенности в себе, появляется навык межличностного общения.
Слайд 10.
на этапе самостоятельной работы прослеживается заинтересованность и бережное отношение к материальному миру, культура обращения с учебным оборудованием, личными вещами.
Класс представляет собой удобную творческую мастерскую, что влияет на успешность результата, а значит, выступает стимулом положительного отношения к учению.
Слайд 11. на этапе домашнего задания: Ребёнок говорит «Хочу!», а не «Надо»
Слайд 12.
на этапе рефлексии у ученика создаётся опыт оценивания, положительное отношение к учёбе.
Следовательно, с помощью технологии проблемного обучения я решаю поставленные цель и задачи:
-стимулирую любознательность, развиваю познавательные интересы через самостоятельный поиск новой информации, самостоятельной работы с учебником;
-Воспитываю активность личности, формирую инициативность, ответственность, способность к сотрудничеству;
-Повышается прочность усвоения знаний;
-Решаю проблемы психологического комфорта на уроках.
Слайд 13, слайд 14, слайд 15.
Проведя сравнительный анализ «диагностики обучения школьника по математике» за 3 года заметила, что отношение обучающихся к предмету изменилось, вырос интерес.
Выросло количество обучающихся, принимающих участие во внеклассных математических мероприятиях – это участие в методической неделе, участие в школьных и районных олимпиадах, большую популярность имеют дистанционные олимпиады всероссийского уровня. Повысилось качество знаний обучающихся.
Слайд 16.
Но проблемный подход в обучении обладает не только достоинствами, но и рядом недостатков. Постоянное его использование требует больших затрат времени на уроке и большой предварительной работы учителя при его подготовке. Управляемость процессом обучения при этом подходе ниже, чем при традиционном.
Слайд 17.
Рассмотрим некоторые примеры создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики.
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки. (Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся. В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Иногда учителю полезно предложить “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или я.)
Слайд 18.
Например, А вы знаете, сколько будет 2 умножить на 2? Думаете 4? Я докажу, что вы сильно ошибаетесь.
Запишем верное равенство 28+8-36=35+10-45
Вынесем общий множитель за скобки 4*(7+2-9)=5*(7+2-9)
2*2*(7+2-9)=5*(7+2-9) разделим на общий множитель (7+2-9)
В результате 2*2=5.
Или имеем истинное равенство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки в каждой части равенства общий множитель. Получим: 4 (1:1) = 5 (1:1). Сократим общий множитель, поэтому 4=5
Итак, вы согласны, что 2*2 = 5? Докажите, что я не права. И тут начинается самое интересное.
Возможно, что каждый из вас сейчас на минутку занял место своих учеников: думал, как найти выход, рассуждал.
Слайд 19,
Создание проблемных ситуаций через решение «Обманных задач»
Пример 7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(5Х+ 8) х 2 – 3 = 19
10Х + 16 – 3 = 19
10Х = 19 – 16 – 3
10Х = 0
Х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится
Ситуацию создания «Обманных задач» можно создавать не только на уроках алгебры, но и на уроках геометрии.
Слайд 20. Пример 2.
1. Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см.
2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы.
3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника.
4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника.
5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
Слайд 21.
Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса;
с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками)
Например, 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
- Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Создание проблемной ситуации на основе домашних заданий (изучение на опережение).
Я традиционно формирую домашнее задание на тему, которую дети изучали на уроке. Для создания проблемной ситуации, забегая вперёд, наряду с заданием для закрепления в домашнюю работу включены задания с неизвестным знанием (новой темой). Проблема может быть разрешена, т. к. у некоторых детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, старших братьев и сестёр, пользуясь справочной литературой, но есть дети, которые и не решат эту проблему
Здесь происходит сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Слайд 22.
Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность.
- Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.
- Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.
Слайд 23.
У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Надеюсь, что математика действительно поможет ребятам в будущей жизни, и интерес к обучению будет только возрастать. И количество построенных храмов увеличится!
Литература:
1. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. -М., Баласс, 1999.
3. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. // Школа 2100. Вып. 4-М.: Баласс, 2000.
4. Горина О.П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике? /О.П.Горина//Начальная школа. – 2002. - №5. – С.109-111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся
Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...
Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики".
Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" к конкурсу "Учитель года-2017"...
Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...
Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"
статья об использовании технологии проблемного обучения...
методический материал по теме " Применение технологии проблемного обучения на уроках математики"
Методический семинар по теме " Применение технологии проблемного обучения на уроках математики" поможет учителям применять проблемные ситуации на уроках математики...
Примеры использования технологии проблемного обучения на уроках математики
Современные школьники должны не только уметь применять приобретённые знания на практике, но и быть способными заглянуть вперёд, проявить познавательный интерес, гибкость мышления, быть готовыми взять ...
- Мне нравится (1)