методический материал по теме " Применение технологии проблемного обучения на уроках математики"
методическая разработка по математике

Коноваленко Мария Алексеевна

Методический семинар по теме " Применение технологии проблемного обучения на уроках математики" поможет учителям применять проблемные ситуации на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности по теме:

«Применение технологии проблемного обучения на уроках математики» (слайд 1)

(слайд 2)Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше  предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным  и плодотворным становится процесс обучения.

И. Лернер

Цель: использование приёмов технологии развития мышления на уроках математики для формирования

      познавательной деятельности обучающихся;

           создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

     

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие  самостоятельного мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов технологии проблемного  для формирования   познавательной деятетельности обучающихся.

(слайд 3)Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подход к организации процесса обучения – системно- деятельностный . Он задает другой подход к уроку, утверждает другие ценности: урок в частности и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого ученика, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.

        Формирование метапредметных и личностных результатов предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.

(слайд 4)Теория проблемного, а можно сказать развивающего обучения – новая дидактическая система, современной дидактики. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование.

(слайд 5)Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Кроме того, в ходе диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать  доказательства и самостоятельные суждения. 

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации

(слайд 6)В структуре урока при проблемном обучении принято выделять четыре основных этапа: 

 1) осознание проблемной ситуации (которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся);

2) анализ ситуации и формулировка проблемы (На этом этапе разрешения проблемы   учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации).

3) решение проблемы: выдвижение гипотез и обоснование путей решения, отбор наиболее логичных гипотез и их последовательная проверка;

4) проверка правильности решения («противоречие устранено, потому что…»). 

 (слайд 7)При создании проблемных ситуаций учителю следует руководствоваться правилами:

 - каждое задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет ученик;

- то неизвестное, которое нужно «открыть» ученику при разрешении проблемной ситуации, должно подлежать усвоению, способствовать формированию действительно важных знаний и умений;

- выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика интерес, потребность в усваиваемом знании.

    Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: 

  • изучения нового материала и первичного закрепления; Пример (слайд 8)
  • комбинированных;
  • блоковых проблемных занятиях - тренингах.

.

(слайд 9)На уроках использую следующие варианты создания проблемных ситуаций через:

  1. умышленно допущенные ошибки;
  2. использование занимательных задач
  3. решение задач, связанных с жизнью;
  4. решение задач на внимание и сравнение;
  5. различные способы решения одной задачи;
  6. выполнение небольших исследовательских заданий.

Рассмотрим примеры заданий, ситуаций, применяемых в каждом случае. 

(слайд 10)1)Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

По  мнению учеников, учитель все знает и никогда не ошибается. Все утверждения, доказательства, объяснения учителя практически никогда не  подвергаются сомнениям со стороны учеников. Именно на этом факте основана данная проблемная ситуация.

Пример 1. Тема: «Линейные уравнения»  (алгебра 7 класс)

Решить уравнение и выполнить проверку  

Прописываю  решение уравнения на доске, проговаривая процесс решения. на доске:              

                 2х-6=-34

                     2х=-34+6

                                 2х=-28

                                  х=-28:2

                      х=-14

Классу предлагается выполнить проверку. В процессе решения найденное решение не является корнем уравнения. Возникает проблемная ситуация. В процессе исследования выясняется, что корень уравнения найден неверно. УЧИТЕЛЬ ОШИБСЯ!!! Ситуация вызывает удивление. Ученики находят выход из сложившейся проблемной ситуации.  Дальнейшая работа на уроке проходит при повышенном внимании и заинтересованности.


(слайд 11)2. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

Пример 1.  Тема «Длина окружности» (математика 5 класс)
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=πd, d - это диаметр окружности.

Вопрос: а что же такое ?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.

№ опыта

Длина окружности

Диаметр

1

С 1

d 1

2

С 2

d 2

3…

С 3…

d 3


2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3.Найдите значение π, как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором
4.Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу.
π- это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.
π≈
3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»
В дальнейшей работе мы будем использовать значение П ≈3,14
         Исследование проведено. На уроке, кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь принесли  желаемый результат. Проблема решена.

        Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Исследования помогают расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутвердиться, формировать исследовательскую компетентность.
(слайд 12)       Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся; самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

 Результатом моего опыта можно считать: 

- рост мотивации к изучению предмета;  

- рост качества знаний учащихся (слайд 13-14)

- увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических конкурсов; (слайд 15)

                                               (слайд 16)                           Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей

Пока идёшь за кем-то вслед

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,  

 Вовек не позабудется.    

                             (Н. Рыленков)

Пример 1

Математика  5 класс.     Проблемное  изложение  нового материала.

              

        Изучение новой темы начинаю  с постановки вопроса:

 На доске записать:

        39+ 67;             27 – d;          44 + с;     127 – 33;      а + в;      59 – 28;

- Ребята, скажите , на какие две группы можно разделить эти выражения?    

- Запишите выражения в 2 столбика                

                         39+67;                                     27-d;

                         127 – 33;                                 44 + с;

                          59-28;                                      а + в;

-  почему вы  их так разделили?

-  придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные).

-  сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске:

«Числовые и буквенные выражения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики». Региональный конкурс "Учитель года - 2018"

hellip;Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.   Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.Наверно...

Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...

Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"

статья об использовании технологии проблемного обучения...