Урок по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Материал к уроку по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Технологическая карта
Презентация
Тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_uroku.rar | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
1.Организацион- ный. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. | Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |
2. Актуализация знаний | Предлагает ответить на поставленные вопросы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Записывают тему урока в тетрадь. | Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел. | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
3. Планирование действий по достижению цели. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? | Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. | Умение применять знания полученные ранее. | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание. |
4. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Предлагает выполнить лабораторно-практическую работу в парах с последующей проверкой. | Выполняют практическую работу. | Умение применять знания полученные ранее. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
5. Физкультминут- ка | Предлагает отдохнуть, настроиться на дальнейшую работу | |||
6. Закрепление полученных знаний. | Предлагает поработать в группах. Предлагает решить самостоятельную работу. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров. | Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
7. Итог урока. 8.Рефлексия. | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | ||
9. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. | Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач. | Л.: принятие социальной роли обучающегося Р.: адекватно осуществляют самооценку. П.: осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения |
Структура и ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: (Слайд 1) - Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. (Слайд 2) Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» (Слайд 3) Хотелось бы узнать у вас, как вы понимаете следующее высказывание «Чему бы ты не учился, ты учишься для себя!» Все верно! Какими, на ваш взгляд, качествами вы должны обладать, чтобы достичь успехов на уроке? Совершенно верно, чтобы добиться успехов, надо быть целеустремленным, трудолюбивым, внимательным и т.д. Я желаю вам сегодня на уроке успехов, а чтобы легко работалось, давайте дадим себе установку(Слайд 4) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. | -Высказывания детей. -Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. |
2 Актуализация знаний. Мы с вами живем на замечательной планете, где есть жизнь… (Слайд 5) Ведь только милая Земля Во всем пригодна для жилья Так и летим на шарике без крыльев и руля, На нашем теплом шарике по имени Земля! Наша с вами обязанность сохранить все живое на Земле. А не подскажите ли мне, что за наука, которая изучает условие жизни живых организмов в окружающей среде? Давайте знакомиться с ней. | |
3. Планирование действий по достижению цели. (Слайд 6) Вычислите и расшифруйте слово (Слайд 7) Это самая важная наука в настоящее время. Указом Президента 2017 год объявлен годом экологии. Наш урок будет посвящен науке экологии. Какими основными правилами вы пользовались при решении примеров? | |
4. Первичное осмысление и закрепление знаний. Сегодня повторим материал по теме… (Слайд 8) Тема «Действия с положительными и отрицательными числами» Запишем тему урока в тетради. А чем мы будем заниматься? Используя опорные слова продолжите: Сегодня на уроке мы… Цель: повторить и закрепить основные правила сложения и вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками при решении примеров. А что вы еще знаете о науке экологии? Что является одним из важнейших источников всего живого на Земле? Послушайте! (Слайд 9) (высказывания ученых) (Слайд 10) Вычислите и расшифруйте слово. Правильно – вода! (Слайд 11) «Воде дана волшебная власть Стать соком жизни на Земле» Жизнь есть только там, где есть вода! Как вы думаете, какой фактор оказывает влияние на водные ресурсы? (Слайд 12) Расшифруйте слово. Вы получите правильный ответ! (Слайд 13) Мысли одного русского педагога заставляют нас задуматься (ученик рассказывает) Человек это тоже часть природы и не может существовать без нее. Поэтому экология изучает влияние на природу и последствия его деятельности. А как вы думаете, какое влияние оказывает человек на водные ресурсы? (высказывания учащихся). Преимущественно отрицательное. Какие еще примеры вы можете привести влияния человека на окружающую среду? (Слайд 14) Высказывания вам помогут. (приводят свои примеры учащиеся) Все эти влияния назовем по научному - негативными воздействиями. Наша задача свести их на нет! Сохранить, уберечь природу родного края! А вам предлагаю поработать самостоятельно в парах по овладению необходимыми знаниями по разработке проектов- борьбы с негативными воздействиями на окружающую среду. | -Высказывания детей. Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. -Высказывания детей. -Доклад Ковалева Д. -Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы. |
(Слайд 15) Устали? 5. Физкультминутка. - Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. - Встаньте пожалуйста станьте удобно, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Друзьям улыбнулись , и снова за дело! |
|
6. Закрепление полученных знаний. Молодцы! Отдохнули! Приступаем к разработке этих проектов по внедрению в жизнь- (работа по группам). Ваша задача: 1) Установить очистительные сооружения на стекольном заводе. (работа на компьютере) 3) Очистить берега от мусора. (лото) 4) Посадить деревья около школы. (тест) Ваша работа окончена! Берегите родную природу! Вы сами можете оценить работу своей деятельности на уроке! (индивидуальная работа по вариантам) | -Работают по группам, решают примеры . Индивидуальная работа по вариантам. |
7. Итог урока. (Слайд 16) Вспомним, что говорил наш земляк А.Яшин: И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем (Слайд 17) Давайте любить и сохранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше | |
8. Рефлексия (Слайд 18) Продолжите предложение Сегодня на уроке я… Самым трудным на уроке для меня было… Я встретился с трудностью при……(высказывания учащихся). Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы цели? А теперь хотелось бы узнать с каким настроением вы уходите с урока? (Слайд 19) Оформляем дерево успехов. Перед вами 3 листика Зеленый листок – доволен собой Желтый листок – не очень доволен собой Красный листок – не доволен собой Какое красивое дерево у нас получилось! Хочется верить, что вы уходите с хорошим настроением, не зависимо были у вас трудности или нет. | -Высказывания детей. |
9. Домашнее задание. №1- № на закрепление знаний №2- № на углубление знаний №3- № задания повышенной сложности 10.Оценки за урок Активно на уроке работали…… Старались... Жду большей активности… (Слайд 20) Спасибо за урок!! | -Выбирают и записывают домашнюю работу. -Заполняют лист самооценки. |
Приложение 1.Лабораторно-практическая работа в парах
Тема: «Действия с положительными и отрицательными числами»
Задача: Повторить и закрепить правила при решении примеров.
Ход работы:
- Сложение отрицательных чисел.
1.Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
Чтобы сложить два отрицательных числа надо:
- сложить ___________ этих чисел;
- поставить перед полученным числом знак ______.
Проверьте себя.
- Заполните таблицу:
Пример | Найти сумму модулей | Знак суммы | Ответ |
-5 +(- 3)= | |-5| |-3| | ||
(-7) + (-3)= | |-7| |-3| | ||
-4 + (-6) = | |-4| |-6| | ||
-9 +(-10)= | |-9| |-10| | ||
-8 + (-3)= | |-8| |-3| |
2.Сложите числа, основываясь на выводах:
-11+(-5)=
-14+(-6)=
-7+(-18)=
-24+(-12)=
- Сложения чисел с разными знаками.
1.Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками:
Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ________ ________;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________.
Проверьте себя.
- Заполните таблицу:
Пример | Сравнить | Знак суммы | Ответ |
-5 + 3= | |-5| |3| | ||
7 + (-3)= | |7| |-3| | ||
-4 + 6 = | |-4| |6| | ||
-9 +10= | |-9| |10| | ||
-8 + 3= | |-8| |3| |
2.Ответьте на вопросы:
Обратите внимание на знак ответов.
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?
________________________________________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________
Основываясь на полученных выводах сложите числа:
36 +(-33)=
-92 + 12=
15 + (-18)=
-44 +56=
- Вычитание.
1.Сформулируйте правило вычитания чисел:
Чтобы из данного числа вычесть другое, надо:
к уменьшаемому ______________число, _______________________вычитаемому:
а-в=а+(-в)
-12-17= -12 + (-17)= -(12+17)= -29
Обратите внимание:
1.если уменьшаемое больше вычитаемого, то разность двух чисел ____________________;
2.разность отрицательна, если уменьшаемое ____________ вычитаемого;
3.разность равна нулю, если уменьшаемое_______________ вычитаемому.
Проверьте себя.
- Заполните таблицу:
Пример | Сравнить | Знак разности | Ответ |
-5 - 3= | (-5) 3 | ||
7 - 3= | 7 3 | ||
-4 – (-6) = | (-4) (-6) | ||
9 - 10= | 9 10 | ||
8 – (-3)= | 8 (-3) |
2. Обратите внимание на знак ответов;
-сравните уменьшаемое и вычитаемое;
3. Сделайте вывод.
-6-4=
8-12=
-16-(-13)=
-5-16=
Приложение 2. Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока. | Ясам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | |
2 | Выполнение заданий при разминке. | Сделал все примеры сам -3 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
3 | Выполнение лабораторно - практической работы по повторению, в паре. | Сделал все примеры сам -3 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
4 | Работа в группе по закреплению правил, | Сделал все примеры сам -3 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
5 | Выполнение самостоятельной работы. | За каждый правильно решенный пример -1 балл | |
6 | Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. |
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 20-22 баллов - «5»
16-19 баллов – «4»
11 – 15 баллов – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме сложения, умножения, деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Урок - лабиринт по теме: "Сложение, умножение, деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками". Формы подачи задач в виде таблиц, схем, блок - схем, лабиринтов. Содержатся вопросы, направленные...
Конспект урока по математике в 6 классе "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Технологическая карта урока и презентация по математике в 6 классе по ФГОС к УМК под редакцией Виленкина Н.Я....
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...
Конспект урока математики "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" (6 класс) с использованием технологии критического мышления
Цель урока: Изучить и отработать алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знакамиЗадачи урока:Образовательная:- изучить правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными зна...
Урок математики в 6 классе по теме:«Деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками»
Главная дидактическая цель: отработать навыки деления чисел с разными знаками, деления отрицательных чисел; способствовать...
Конспект урока " Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками".
цель урока вести правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. В ходе урока показать необходимость глубоких знаний при решении более сложных задач. Развивать у учащихся логическое м...
Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»
Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний в 6 классе....